УИД №370010-01-2022-001284-29
Р Е Ш Е Н И Е
город Иваново 10 августа 2022 года
Судья Ивановского областного суда Матвеев Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу врио заместителя начальника Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу Чернышова А.Я. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Иваново от 9 июня 2022 года,
УСТАНОВИЛ:
18 апреля 2022 года заместителем начальника Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу ЧернышовымА.Я. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, отношении начальника отдела правового обеспечения и кадров комитета Ивановской области по лесному хозяйству Бабаева А.В.
Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Иваново от 9 июня 2022 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Бабаева А.В. прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Ивановский областной суд, должностное лицо Чернышов А.Я. просит постановление судьи Ленинского районного суда г. Иваново от 9 июня 2022 года отменить, дело об административном правонарушении направить в Ленинский районный суд г. Иваново на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы указывает о том, что судом не были исследованы все фактические обстоятельства дела, имеющие юридическое значение для его разрешения. Согласно Приказу Комитета от 15 февраля 2018 года, Бабаев А.В. назначен на должность начальника отдела правового обеспечения и кадров. Данная должность относится к группе руководящих должностей, к категории «руководители». В адрес Комитета Ивановской области по лесному хозяйству внесено предписание №№, согласно которому необходимо, в частности, обеспечить исполнение п.1 предписания №№ от 10 сентября 2019 года по принятию мер по признанию недействительными (ничтожными) договоров аренды лесных участков и обеспечить исполнение п.3 предписания №№ от 10 сентября 2019 года по принятию мер по признанию недействительными (ничтожными) дополнительных соглашений. Документов, подтверждающих исполнение предписания Комитетом не представлено, а также не представлено документов подтверждающих несоответствие предписания закону или иному правовому акту. Ответственным лицом за обеспечение исполнения пунктов 1 и 3 предписания Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу №№ является начальник отдела правового обеспечения и кадров Бабаев А.В.
Извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы потерпевший должностное лицо Чернышов А.Я. не явился. Представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. При таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Явившимся в судебное заседание Бабаеву А.В., его защитнику Алешунас Е.В. разъяснены процессуальные права, предусмотренные ст.ст.25,1 КоАП РФ, ст. 51 Конституции Российской Федерации, ст. 25.5 КоАП РФ. Отводов и ходатайств не поступило.
В судебном заседании Бабаев А.В. и его защитник возражали против доводов жалобы.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ административная ответственность наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства и влечет наложение административного штрафа в том числе на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Из материалов дела следует, что на основании Приказа Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу от 10 января 2022 года №11 «О проведении внеплановой документарной проверки об устранении выявленных нарушений при исполнении органами государственной власти Ивановской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в части исполнения Предписания №№ от 20 августа 2021года, выданного Департаментом лесного хозяйства по Центральному федеральному округу по результатам внеплановой проверки 2021 года», в период с 17 по 28 января 2022 года проведена внеплановая документарная проверка исполнения Комитетом Ивановской области по лесному хозяйству переданных полномочий в части исполнения п.п. 1,3 Предписания №№ от 20 августа 2021года «Об устранении выявленных нарушений при исполнении органами государственной власти Ивановской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений».
Ранее в адрес Комитета Департаментом были выданы Предписания № от 10 сентября 2019, № от 23 июня 2020, № от 28 декабря 2020.
Предписание №№ от 20 августа 2021 года, выданное в адрес Комитета Ивановской области по лесному хозяйству обязывало Комитет обеспечить исполнение п.1 Предписания №№ от 10 сентября 2019 года по принятию мер по признанию недействительными (ничтожными) договоров аренды лесных участков, а именно:
- от 20 июня 2007 № б/н, заключенного с ООО «<данные изъяты>»;
- от 20 июля 2007 без номера, заключенного с ООО «<данные изъяты>»;
- от 6 мая 2009 без номера, заключенного с Ивановским региональным отделением общественно-государственного объединения «<данные изъяты>»;
- от 16 июля 2009 без номера, заключенного с ООО «<данные изъяты>»;
- от 16 июля 2009 без номера, заключенного с ООО «<данные изъяты>»;
- от 18 августа 2010 без номера, заключенного с ООО «<данные изъяты>»;
- от 11 февраля 2010 б/н, заключенного с ООО «<данные изъяты>».
Обеспечить исполнение п.3 предписания №№ от 10 сентября 2019 года по принятию мер по признанию недействительными (ничтожными) дополнительных соглашений, а именно:
- от 04 июля 2011, от 24 февраля 2012 и от 10 декабря 2013 к договору аренды лесных участков от 11 февраля 2010 б/н (ООО <данные изъяты>
- от 6 ноября 2014, заключенному к договору аренды лесного участка от 27 февраля 2012 №№ без номера (<данные изъяты>»);
- от 26 февраля 2015, от 8 июня 2015, от 8 февраля 2016, 19 января 2017 и от 7 февраля 2019 года к договору аренды от 17 сентября 2013 года (<данные изъяты>
- от 21 ноября 2014 заключенному к договору аренды лесного участка 25 июня 2012 № без номера (ООО «<данные изъяты>
- от 8 декабря 2015 и от 21 января 2019, заключенным к договору аренды лесного участка от 18 февраля 2014 № без номера (ООО «<данные изъяты>
- от 18 января 2010, от 23 апреля 2010, от 15 октября 2014, от 25 ноября 2014, 12 января 2018, заключенными к договору аренды лесного участка от 20 января 2009 № без номера (ООО «<данные изъяты>»);
- от 29 апреля 2015, заключенному к договору аренды лесного участка 10 июня 2011 № без номера (ООО «<данные изъяты>»);
- от 31 июля 2008, 6 ноября 2008 и от 5 марта 2009- к договору аренды лесного участка от 20 июня 2007 № б/н (ООО «<данные изъяты>»);
- от 25 ноября 2014, от 1 августа 2016 и от 21 ноября 2017 заключенным к договору аренды лесного участка от 9 июня 2011 № без номера (ООО «<данные изъяты>»);
- от 29 апреля 2015, от 25 ноября 2014, 25 февраля 2016 и от 27 сентября 2018, заключенным к договору аренды лесного участка от 16 января 2012 № без номера (ООО <данные изъяты>»);
- от 25 ноября 2014 и от 29 июля 2016, заключенным к договору аренды лесного участка от 7 ноября 2011 № без номера (ООО «<данные изъяты>
Документы, подтверждающие исполнение предписания, Комитетом не представлены.
Приведенные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 28 января 2022 года, которые послужили основанием для составления в отношении начальника отдела правового обеспечения и кадров комитета Ивановской области по лесному хозяйству Бабаева А.В. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, и вынесении обжалуемого постановления.
Отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении Бабаева А.В., являющегося начальником отдела правового обеспечения и кадров комитета Ивановской области по лесному хозяйству, на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, судья районного суда пришла к выводу о том, что предписание №№ от 20 августа 2021 года было выдано юридическому лицу Комитету Ивановской области по лесному хозяйству, а Бабаев А.В. не является надлежащим субъектом инкриминируемого административного правонарушения.
При этом судья исходила из того, что назначение Комитетом Ивановской области по лесному хозяйству лицом, ответственным за обеспечение исполнения предписания Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу №№ от 20 августа 2021года начальника отдела правового обеспечения и кадров комитета Ивановской области по лесному хозяйству Бабаева А.В., не свидетельствует о наличии в действиях (бездействии) последнего в силу занимаемой им должности состава инкриминируемого административного правонарушения. То, что начальник отдела правового обеспечения и кадров комитета Ивановской области по лесному хозяйству БабаевА.В. в силу возложенных обязанностей осуществляет подготовку и представление исковых и иных заявлений, жалоб, ходатайств в арбитражные суды и суды общей юрисдикции, включая мировых судей, подготовку и представление отзывов и возражений на исковые заявления и жалобы в арбитражные суды и суды общей юрисдикции, включая мировых судей, не означает, что данное лицо, исходя из положений ст.2.4 КоАП РФ, является должностным лицом, подлежащим привлечению к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ за неисполнение предписания №№ от 20 августа 2021 г.
С выводом судьи районного суда следует согласиться.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
Согласно ст.26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
На основании ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к ст.2.4 КоАП РФ под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
В соответствии с п.1.4 постановления Правительства Ивановской области «Об утверждении положения о комитете Ивановской области по лесному хозяйству» от 7ноября 2012года №441-п Комитет является юридическим лицом, имеет печати со своим наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации и герба Ивановской области, бланки с изображением герба Ивановской области, штампы со своим наименованием, самостоятельный баланс, лицевые счета в управлении Федерального казначейства по Ивановской области в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.4.1 постановления Правительства Ивановской области «Об утверждении положения о комитете Ивановской области по лесному хозяйству» от 7ноября 2012года №441-п Комитет Ивановской области по лесному хозяйству возглавляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Ивановской области по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю за осуществлением переданных полномочий. Председатель комитета Ивановской области по лесному хозяйству несет ответственность за выполнение возложенных на данный комитет задач и исполнение им полномочий; организацию работ и создание условий по защите государственной тайны в данном комитете; соблюдение установленных законодательством Российской Федерации ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну; состояние антикоррупционной работы в данном комитете.
Согласно п.12 Приказа министерства природных ресурсов и экологии РФ «Об утверждении Порядка осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации в области лесных отношений» от 3 июля 2019 года №434 при проведении проверки должностное лицо (руководитель) подконтрольного органа (уполномоченное лицо), в отношении которого проводятся мероприятия по контролю за переданными полномочиями, имеет право: непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; получать от Рослесхоза, его территориальных органов информацию, которая относится к предмету проверки и представление которой предусмотрено Порядком; знакомиться с документами и (или) информацией, полученными Рослесхозом, его территориальными органами, в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация; представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в Рослесхоз, его территориальные органы по собственной инициативе; знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки; обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Рослесхоза, его территориальных органов, повлекшие за собой нарушение прав подконтрольного органа при проведении проверки, в том числе в судебном порядке.
Согласно п.13 Приказа от 3июля 2019года №434 при проведении проверки должностное лицо (руководитель) подконтрольного органа (уполномоченное лицо) обязан представлять по запросу должностных лиц Рослесхоза и его территориальных органов документы и материалы, необходимые для проведения проверки; оказывать организационное и иное содействие должностным лицам Рослесхоза и его территориальных органов в их работе.
Анализ вышеупомянутых правовых норм позволил судье прийти к обоснованному выводу о том, что в действиях БабаеваА.В. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, поскольку начальник отдела правового обеспечения и кадров комитета Ивановской области по лесному хозяйству Бабаев А.В. не является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения.
Назначение Бабаева А.В. ответственным лицом за обеспечение исполнения пунктов 1 и 3 предписания Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу №№ не свидетельствует о приобретении им статуса должностного лица, поскольку ответ на Предписание подписывается руководителем Комитета.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░ 9 ░░░░ 2022 ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ : ░░░░░░░ ░.░.