Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-6073/2024 ~ М-2343/2024 от 20.02.2024

Дело №2-6073/2024

50RS0031-01-2024-003532-27

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«10» июля 2024 года                                                  г. Одинцово

         Одинцовский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи                               Захаровой Л.Н.

    при секретаре                                                                Вавиленковой М.Ю.

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы в лице Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы к Семенюку Дмитрию Павловичу об обязании провести рекультивацию,

                                                  УСТАНОВИЛ:

Межрайонный природоохранный прокурор г. Москвы в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также субъекта Российской Федерации в лице Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, уточняя исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, обратились в суд с иском об обязании Семенюка Д.П. провести рекультивацию земельных участков с К в соответствии с проектом рекультивации 354-ПР, разработанным ИП Ахметзяновой Л.Г. и К, в соответствии с проектом рекультивации 355-ПР, разработанным ИП Ахметзяновой Л.Г., расположенных по адресу: АДРЕС

В обоснование требований указали, что Межрайонной природоохранной прокуратурой г. Москвы в связи с поступившими обращениями Кирякова А.В. проведена проверка соблюдения требований земельного и природоохранного законодательства при использовании земельных участков с К№ по адресу: АДРЕС. Из обращений Кирякова А.В. следует, что в период с 2021 года по 2023 год на указанных земельных участках осуществлялся завоз отходов производства и потребления, в связи с чем причинялся ущерб окружающей среде. Собственником земельных участков является Семенюк Д.П., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 10.01.2024 № и 10.01.2024 № целевое назначение земельных участков - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для жилищного строительства.

Истцы: Представитель Межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы, представитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы в судебное заседание явились, уточненные исковые требования поддержали.

Представитель ответчика в судебное заседание явился, представил суду заявление о признании уточненных исковых требований.

Третьи лица: Росприроднадзор в судебное заседание представителя не направил, извещен надлежащим образом.

Выслушав явившихся лиц, изучив письменные материалы дела, выслушав объяснение сторон, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно ст. 9 и ч. 2 ст. 36 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Условия и порядок пользования землей определяются на основе Федерального закона.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий его жизнедеятельности; платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

В силу ч. 2 и ч. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе:

-    использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

-    осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

-    не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;

Согласно ст. 5 Закона г. Москвы от 04.07.2007 № 31 «О городских почвах» мерами по обеспечению охраны городских почв являются восстановление деградированных городских почв; осуществление мониторинга городских почв; установление обязанностей собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков по обеспечению охраны почв, их рациональному использованию и сохранению плодородия почв; обязательное компенсационное оздоровление городских почв в соответствии с требованиями настоящего Закона - в случае запечатывания территории.

Статьей 10 Закона г. Москвы «О городских почвах» определено, что при использовании городских почв должны выполняться следующие требования:

-    соблюдение федерального законодательства, законов города Москвы, а также иных нормативных правовых актов города Москвы в области охраны и рационального использования городских почв;

-    осуществление необходимых мероприятий по охране почв, их рациональному использованию, сохранению плодородия почв, а также мероприятий по предотвращению деградации городских почв в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы;

-    принятие мер по устранению последствий негативных воздействий на городские почвы и восстановлению деградированных городских почв;

-    осуществление мер по рекультивации земель и восстановлению городских почв в соответствии с установленными требованиями к их качеству и составу в зависимости от дальнейшего функционального использования данной территории - в случае ликвидации, консервации, вывода или перебазирования предприятий;

-    исполнение иных предусмотренных нормативными правовыми актами города Москвы требований по охране и рациональному использованию городских почв.

В соответствие со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу ч. 7 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно п. 10.1 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 09.11.1999 № 1018, юридические, должностные лица и граждане должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории города, в том числе и на территориях частных домовладений.

В соответствие с п. 10.2 Правил на территории города не допускается сброс бытового и строительного мусора, отходов производства, тары, спила деревьев, листвы, снега.

При этом п. 2.17 Правил определено, что несанкционированная свалка мусора - самовольный (несанкционированный) сброс (размещение) или складирование ТБО, КГМ, отходов производства и строительства, другого мусора, образованного в процессе деятельности юридических или физических лиц, на площади свыше 50 кв.м, и объемом свыше 30 куб.м.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, Межрайонной природоохранной прокуратурой г. Москвы в связи с поступившими обращениями Кирякова А.В. проведена проверка соблюдения требований земельного и природоохранного законодательства при использовании земельных участков с кадастровым номером и кадастровым номером по адресу: АДРЕС

Из обращений Кирякова А.В. следует, что в период с 2021 года по 2023 год на указанных земельных участках осуществлялся завоз отходов производства и потребления, в связи с чем причинялся ущерб окружающей среде.

Собственником земельных участков является Семенюк Д.П., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 10.01.2024 № и 10.01.2024 № целевое назначение земельных участков - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для жилищного строительства.

В ходе проверки установлено, что на земельных участках проведены работы по замещению навалов грунта и отходов производства и потребления (загрязненный грунт).

Грунт как отход включен в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242.

Место сбора и накопления отходов представляет собой открытую грунтовую площадку. Специально оборудованные для указанных целей, огороженные забором или сеткой-рабицей площадки с водонепроницаемым покрытием, защищенные от подтопления поверхностными водами, отсутствуют.

В связи с ведением вышеуказанной деятельности в области обращения с отходами на участки осуществлялся въезд грузовых автомобилей.

Согласно заключению ГПБУ «Мосэкомониторинг» о результатах контрольных геодезических измерений от 15.08.2023 площадь размещенных отходов на земельном участке с К:10 составила 1065,6 кв.м, объем размещенных отходов - 1047,9 куб. м.; площадь размещенных отходов на земельном участке с К:12 составила 1086,7 кв.м. объем размещенных отходов – 804,9 куб.м.

         В нарушение вышеуказанных требований закона ответчиком на земельных участках с К, К допущена организация несанкционированной свалки отходов производства и потребления 5 класса опасности, что подтверждается протоколом исследований ГПБУ «Мосэкомониторинг» № 417-т от 29.05.2023.

В результате незаконного размещения отходов на земельных участках с К, К, не включенном в государственный реестр объектов размещения отходов, почве как объекту охраны окружающей среды причинен экологический ущерб, составивший на участке К сумму в размере 51 679 973 руб. 72 коп., на участке с К сумму в размере 40 536 419 руб.40 коп.

Размер ущерба рассчитан уполномоченным органом исполнительной власти на основании действующей Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды РФ от 08.07.2010 № 238.

Изложенные обстоятельства подтверждаются расчетом ущерба Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, информацией Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы от 29.09.2023 № ДПиООС 05-19-21626/23.

Вместе с тем надлежащие меры, направленные на вывоз (утилизацию) отходов, недопущение дальнейшего ухудшения состояния почв и рекультивацию участка, ответчиком не приняты, в связи с чем фактически осуществляется незаконная деятельность по размещению отходов в нарушение вида разрешенного использования земельного участка. На территории имеются навалы складированных отходов, имеется отсыпанный грунт.

Исходя из установленного ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» принципа экологической опасности любая хозяйственная деятельность и, следовательно, любой объект такой деятельности признается экологически опасным.

Обязанность доказывать экологическую безопасность такой деятельности возлагается на лицо, заинтересованное в реализации своих планов.

Таким образом, деятельность ответчика в области обращения с отходами на земельных участках, которые не предоставлялся для ведения деятельности по обращению с отходами производства и потребления, создает угрозу причинения вреда компонентам природной среды и уже причинила вред окружающей среде, нарушает скрепленное и гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» право каждого на благоприятную окружающую среду, чем затрагиваются экологические права неопределенного круга лиц.

В силу ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов, и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В соответствии с ч. 1 ст. 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

         В соответствии с частью 1 статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7- ФЗ "Об охране окружающей среды" возмещение вреда, причиненного окружающей среде, возможно как в денежной форме посредством взыскания суммы убытков, так и в виде выполнения мероприятий по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 35 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018 (определение от 20.06.2018 N 302- ЭС18-1483), а также в пункте 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019 (определение от 26.11.2018 N 304-ЭС18-11722), целью ответственности за причинение вреда окружающей среде является достижение компенсации, восстановления ее нарушенного состояния, в связи с чем истец вправе выбрать способы, предусмотренные статьей 1082 ГК РФ, статьей 78

Определение способа возмещения вреда - в натуре или в денежном выражении - зависит прежде всего от возможности его возмещения в натуре, необходимости оперативно принимаемых мер, их эффективности для восстановления нарушенного состояния окружающей среды.

В материалах дела Семенюком Д.П. представлены Проекты рекультивации, разработанные ИП Ахметзяновой Л.Г., земельного участка с К- проект рекультивации 354-ПР, и земельного участка с К, проект рекультивации 355-ПР.

Согласно пунктам 13 и 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.

Из представленных проектов рекультивации следует, что возмещение вреда, причиненного окружающей среде в результате размещения на земельных участках отходов производства и потребления, возможно в натуральной форме, в связи с чем суд, с учетом мнения истцов, полагает возможным положить указанные выше проекты в основу решения.

         Оценивая представленные по делу доказательства и руководствуясь вышеуказанными нормами права и разъяснениями, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

            На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                     Р Е Ш И Л :

    Исковые требования Межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы в лице Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы к Семенюку Дмитрию Павловичу об обязании провести рекультивацию – удовлетворить.

    Обязать Семенюка Дмитрия Павловича ( ИНН ) провести рекультивцию земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: АДРЕС, в соответствии с проектом рекультивации 354-ПР, разработанным ИП Ахметзяновой Л.Г.

Обязать Семенюка Дмитрия Павловича ( ИНН ) провести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: АДРЕС, в соответствии с проектом рекультивации 355-ПР, разработанным ИП Ахметзяновой Л.Г.

          Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Федеральный судья:                                                                        Захарова Л.Н.

Мотивированное решение изготовлено 17 июля 2024 года

2-6073/2024 ~ М-2343/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы
Межрайонная природоохранная прокуратура г. Москвы
Ответчики
Семенюк Дмитрий Павлович
Другие
Росприроднадзор
Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы
Суд
Одинцовский городской суд Московской области
Судья
Захарова Лариса Николаевна
Дело на сайте суда
odintsovo--mo.sudrf.ru
20.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.02.2024Передача материалов судье
20.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.03.2024Подготовка дела (собеседование)
07.03.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
02.05.2024Предварительное судебное заседание
21.05.2024Судебное заседание
24.06.2024Судебное заседание
28.06.2024Судебное заседание
10.07.2024Судебное заседание
17.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее