Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-509/2023 ~ М-512/2023 от 05.10.2023

УИД 29RS0025-01-2023-000811-93

Дело №2- 509/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

4 декабря 2023 года пос. Октябрьский

Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Ручьева Н.М.,

при секретаре судебного заседания Демидкиной В.В.,

с участием истца Борисова А.Б.,

представителя ответчика - администрации Устьянского муниципального округа Архангельской области Швабской О.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Борисова А.Б. к ликвидационной комиссии администрации МО «Ростовско-Минское», администрации Устьянского муниципального округа Архангельской области о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, процентов за пользование денежными средствами,

установил:

Борисов А.Б. обратился в суд с исковым заявлением к ликвидационной комиссии администрации МО «Ростовско-Минское» и ее правопреемнику - администрации Устьянского муниципального округа Архангельской области о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск в размере ...., процентов за пользование денежными средствами в размере ....

Исковые требования мотивированы тем, что с 15.11.2018 осуществлял деятельность в качестве главы МО «Ростовско-Минское». 27 октября 2022 г. Советом депутатов МО «Ростовско-Минское» было принято решение «О ликвидации администрации МО «Ростовско-Минское», начата процедура ликвидации администрации МО «Ростовско-Минское» как юридического лица, утвержден промежуточный ликвидационный баланс, определен правопреемник - администрация Устьянского муниципального округа. В соответствии с актом приема-передачи кредиторской задолженности от 18 марта 2023 г. в состав задолженности администрации МО «Ростовско-Минское» включена компенсация Борисову А.Б. за неиспользованный отпуск при увольнении за период работы с 15.11.2018 по 30.12.2022 в размере .... В апреле 2023 г. администрацией Устьянского муниципального округа были осуществлены платежи в счет покрытия кредиторской задолженности, однако истцу компенсация за неиспользованный отпуск выплачена не была.

Истец Борисов А.Б. на судебном заседании исковые требования уточнил, просил обязать администрацию Устьянского муниципального округа Архангельской области выплатить ему кредиторскую задолженность (компенсацию за неиспользованный отпуск) в размере ...., взыскать с администрации Устьянского муниципального округа Архангельской области проценты за неправомерное пользование денежными средствами за период с 19.03.2023 по 04.12.2023 в размере ...., пояснив, что за период работы в качестве главы МО «Ростовско-Минское» с 15.11.2018 по 30.12.2022 не использовал в полном объеме предусмотренные основой и дополнительный отпуск, так как в период работы отсутствовал квалифицированный работник, который мог бы заместить его на период отпуска, оставить рабочее место он не мог, так как это могло неблагоприятно отразиться на осуществлении задач и функций органа местного самоуправления, при этом бюджет муниципального образования был дотационным, денежные средства для выплаты компенсации за неиспользованный отпуск отсутствовали. В 2023 г., перед завершением срока полномочий, он планировал использовать все имеющиеся у него отпуска, но в связи с преобразованием сельских поселений в Устьянский муниципальный округ и ликвидации администрации МО «Ростовско-Минское» сделать этого не успел. В конце 2022 г. администрацией МО «Ростовско-Минское» ему был сделан расчет компенсации за неиспользованный отпуск, сумма которой составила ..., часть суммы компенсации ему была выплачена еще администрацией МО «Ростовско-Минское», при этом данная сумма компенсации была включена Советом депутатов МО «Ростовско-Минское» в бюджет МО «Ростовско-Минское» на 2022 г., что следует из решения Советом депутатов МО «Ростовско-Минское» ... от 22.12.2022. Отчет об исполнении бюджета МО «Ростовско-Минское» за 2022 г. с учетом сумм, предназначенных на выплату главе МО «Ростовско-Минское» был утвержден Собранием депутатов Устьянского муниципального округа летом 2023 г. Оставшаяся невыплаченной сумма компенсации в размере ...., была включена в промежуточный ликвидационный баланс МО «Ростовско-Минское», который был утвержден Собранием депутатов Устьянского муниципального округа 09.02.2023, после чего 18.03.2023 администрацией Устьянского муниципального округа от администрации МО «Ростовско-Минское» по акту приема-передачи была принята кредиторская задолженность, в том числе сумма невыплаченной ему компенсации за неиспользованный отпуск в размере ...., а также иные суммы задолженности перед ним. В апреле 2023 г. администрацией Устьянского муниципального округа ему были перечислены денежные средства, включенные в кредиторскую задолженность, кроме денежных средств компенсации за неиспользованный отпуск в размере .... Обращения к главе Устьянского муниципального округа о выплате компенсации остались без ответа, было пояснено, что администрация округа считает, что сумма компенсации необоснованна и поэтому выплачена быть не сможет. В связи с отказом администрации округа выплатить ему компенсацию, он вынужден был обратиться в суд.

Представитель ответчика - администрации Устьянского муниципального округа Архангельской области Швабская О.Д. на судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, дополнительно пояснила, что согласно Закону Архангельской области от 24.06.2009 № 37-4-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий лиц, замещающих отдельные муниципальные должности муниципальных образований Архангельской области» продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска главы органа местного самоуправления составляет 45 дней и дополнительного отпуска за работу в МКС 16 дней. При этом минимальная продолжительность используемого ежегодного отпуска должна быть не менее 28 дней. Только в исключительных случаях допускается перенос части ежегодного отпуска, превышающей 28 календарных дней, на следующий год, эта часть отпуска должна быть использована не позднее 12 месяцев после окончания того года, за который эта часть отпуска предоставляется. Денежной компенсацией может быть заменена та часть отпуска, которая превышает 28 календарных дней, эта компенсация должна быть использована не позднее 12 месяцев после окончания того года, за который предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск. С учетом данных положений неиспользованный отпуск Борисова А.Б. должен составлять 41,17 дней, а сумма к выплате ... руб.

Ответчик - ликвидационная комиссия администрации МО «Ростовско-Минское» - на судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, представителя на судебное заседание не направил.

Суд определил в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) с учетом мнения лиц, участвующих в деле, рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав истца Борисова А.Б., представителя ответчика Швабскую О.Д., исследовав представленные письменные доказательства и иные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится в том числе установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ).

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1 ст. 34 Закона № 131-ФЗ).

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 8, 9 ч. 10 ст. 35 Закона № 131-ФЗ).

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (ч. 11 ст. 35 Закона № 131-ФЗ).

Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (ч. 11.1 ст. 35 Закона № 131-ФЗ).

Правовой статус главы муниципального образования определен ст. 36 Закона № 131-ФЗ.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1 ст. 36 Закона № 131-ФЗ).

Частью 4 ст. 36 Закона № 131-ФЗ определены полномочия главы муниципального образования.

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (ч. 5 ст. 36 Закона № 131-ФЗ).

Организация и осуществление местного самоуправления на территории МО «Ростовско-Минское» регулировалось Уставом сельского поселения «Ростовско-Минское» Устьянского муниципального района Архангельской области принятым решением Совета депутатов МО «Ростовско-Минское» от 03.06.2010 № 82 (далее по тексту - Устав).

В соответствии со ст. 4 Устава органами местного самоуправления МО «Ростовско-Минское» являются: Совет депутатов МО «Ростовско-Минское» - представительный орган МО «Ростовско-Минское»; глава Ростовско-Минского сельского поселения – глава МО «Ростовско-Минское»; Администрация Ростовско-Минского сельского поселения – исполнительно-распорядительный орган муниципального образования «Ростовско-Минское»; Контрольно-счетная палата МО «Ростовско-Минское» – контрольно-счетный орган МО «Ростовско-Минское».

Согласно ст. 12 Устава глава МО «Ростовско-Минское» является высшим должностным лицом МО «Ростовско-Минское» и возглавляет администрацию МО «Ростовско-Минское». Глава избирается жителями МО «Ростовско-Минское» на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по мажоритарной избирательной системе относительного большинства. Условия приобретения права избирать и быть избранным на выборах Главы МО «Ростовско-Минское», а также порядок назначения и проведения выборов Главы устанавливаются федеральными законами и законами Архангельской области. Глава МО «Ростовско-Минское» подконтролен и подотчетен жителям и Совету депутатов МО «Ростовско-Минское». Глава МО «Ростовско-Минское» избирается сроком на 5 лет. Срок полномочий Главы начинает исчисляться со дня голосования на выборах, на которых Глава МО «Ростовско-Минское» был избран. Глава МО «Ростовско-Минское» наделяется полномочиями со дня принесения присяги. Глава МО «Ростовско-Минское» осуществляет свои полномочия на постоянной основе. Главе МО «Ростовско-Минское» в целях эффективного осуществления им своих полномочий за счет средств местного бюджета МО «Ростовско-Минское» гарантируются: 1) служебное место, соответствующее требованиям охраны труда и обеспечивающее осуществление им своих полномочий в порядке, предусмотренном для муниципальных служащих; 2) оплата труда в виде денежного вознаграждения (в фиксированной сумме), увеличенного на районный коэффициент и процентную надбавку за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Размер ежемесячного денежного вознаграждения главы МО «Ростовско-Минское», устанавливается решением Совета депутатов МО «Ростовско-Минское»; 3) ежегодный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается законом Архангельской области, предоставляемый в порядке, предусмотренном решением Совета депутатов МО «Ростовско-Минское»; 4) медицинское обслуживание на условиях обязательного медицинского страхования, предусмотренных для муниципальных служащих; 5) обязательное социальное страхование на условиях и в порядке, предусмотренных для муниципальных служащих; 6) транспортное обслуживание в форме предоставления служебного автотранспорта или возмещения расходов за использование личного автотранспорта для осуществления своих полномочий в порядке и размерах, установленных решением Совета депутатов МО «Ростовско-Минское»; 7) обеспечение услугами телефонной и иной связи на условиях, определенных решением Совета депутатов МО «Ростовско-Минское»; 8) возмещение расходов, связанных со служебными командировками на условиях и в порядке, предусмотренных для служебных командировок муниципальных служащих МО «Ростовско-Минское»; 9) компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно один раз в два года на условиях и в порядке, предусмотренных для муниципальных служащих МО «Ростовско-Минское»; 10) пенсия за выслугу лет на условиях и в порядке, предусмотренных для муниципальных служащих МО «Ростовско-Минское», с учетом особенностей, установленных законом Архангельской области; 11) обеспечение служебным жилым помещением в порядке, определенном решением Совета депутатов МО «Ростовско-Минское». Финансирование деятельности Главы МО «Ростовско-Минское» осуществляется только из бюджета МО «Ростовско-Минское».

В ст. 13 Устава закреплены полномочия главы МО «Ростовско-Минское».

Согласно п. «н» ст. 14 Устава полномочия действующего главы МО «Ростовско-Минское» прекращаются досрочно в случае преобразования МО «Ростовско-Минское», осуществляемого в соответствии с федеральным законом, а также в случае упразднения МО «Ростовско-Минское».

В соответствии со ст. 18 Устава Совет депутатов МО «Ростовско-Минское» является постоянно действующим и единственным представительным органом МО «Ростовско-Минское». Глава МО «Ростовско-Минское» вправе участвовать в заседаниях Совета депутатов МО «Ростовско-Минское» с правом совещательного голоса, вносить предложения по повестке дня, пользоваться правом внеочередного выступления.

Согласно ст. 20 Устава к компетенции Совета депутатов МО «Ростовско-Минское» относятся, в том числе утверждение бюджета МО «Ростовско-Минское» и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления МО «Ростовско-Минское»; установление видов, размеров и порядка предоставления социального обеспечения и иных мер социальной поддержки, финансируемых за счет средств бюджета МО «Ростовско-Минское».

Гарантии осуществления полномочий лиц, замещающих отдельные муниципальные должности муниципальных образований Архангельской области, закреплены в Законе Архангельской области от 24.06.2009 № 37-4-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий лиц, замещающих отдельные муниципальные должности муниципальных образований Архангельской области» (далее - Закон № 37-4-ОЗ).

Пунктом 1 ст. 1 Закона № 37-4-ОЗ определено, что выборным должностным лицам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области (далее - выборные лица местного самоуправления), обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.

Гарантии осуществления полномочий выборных лиц местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований Архангельской области в соответствии с федеральными законами и настоящим законом (п. 2 ст. 1 Закона № 37-4-ОЗ).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 37-4-ОЗ выборному лицу местного самоуправления, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, за счет средств местного бюджета муниципального образования гарантируются, в том числе ежегодный оплачиваемый отпуск.

Согласно п. 1 ст. 5 Закона № 37-4-ОЗ выборному лицу местного самоуправления, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск с сохранением ежемесячного денежного вознаграждения, размер которого определяется в порядке, установленном трудовым законодательством для исчисления средней заработной платы.

Пунктом 2 ст. 5 Закона № 37-4-ОЗ предусмотрено, что продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска выборного лица местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, составляет 45 календарных дней; продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска выборного лица местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, в муниципальных образованиях Архангельской области, территории которых находятся в районах Крайнего Севера, - 24 календарных дня, а в муниципальных образованиях Архангельской области, территории которых находятся в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 16 календарных дней.

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск суммируются и могут быть использованы по частям (п. 3 ст. 5 Закона № 37-4-ОЗ).

Минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, используемого выборным лицом местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, в году, за который предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск, не может быть менее 28 календарных дней (п. 4 ст. 5 Закона № 37-4-ОЗ).

В исключительных случаях, если предоставление выборному лицу местного самоуправления, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, ежегодного оплачиваемого отпуска общей продолжительностью, исчисленной в соответствии с п. 3 настоящей статьи, в текущем году может неблагоприятно отразиться на осуществлении задач и функций органа местного самоуправления муниципального образования Архангельской области или на осуществлении полномочий выборного лица местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, допускается перенесение части ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающей 28 календарных дней, на следующий год. При этом перенесенная часть ежегодного оплачиваемого отпуска должна быть использована не позднее 12 месяцев после окончания того года, за который эта часть отпуска предоставляется (п. 5 ст. 5 Закона № 37-4-ОЗ).

В силу положений абз. 1 п. 6 ст. 5 Закона № 37-4-ОЗ часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части по письменным заявлениям выборного лица местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, могут быть заменены денежной компенсацией. Денежная компенсация, указанная в абз. 1 п. 6 ст. 5 Закона № 37-4-ОЗ, должна быть использована не позднее 12 месяцев после окончания того года, за который предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск. В случае, если выплата данной денежной компенсации не была произведена в указанный срок в связи с отсутствием бюджетных ассигнований на эти цели в бюджете муниципального образования Архангельской области, данная денежная компенсация выплачивается выборному лицу местного самоуправления, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, при прекращении полномочий за все неиспользованные отпуска.

Согласно п. 3.3 Положения о гарантиях осуществления полномочий депутата, выборного должностного лица местного самоуправления МО «Ростовско-Минское» Устьянского муниципального района Архангельской области, утвержденного решением Совета депутатов МО «Ростовско-Минское» от 24 ноября 2020 г. №217, выборному должностному лицу местного самоуправления МО «Ростовско-Минское» предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 45 календарных дней, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 16 календарных дней. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск суммируются и могут быть использованы по частям.

Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 27.06.2013 №15-П, выборные должностные лица местного самоуправления имеют публично-правовой статус, природа которого обусловлена осуществлением народом своей власти через органы местного самоуправления и который обеспечивает лицу, наделенному этим статусом, участие в управлении делами местного самоуправления посредством замещения соответствующей должности и тем самым - реализацию норм ст. 32 (части 1 и 2) Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 3 (ч. 3) и 130. Соответственно, отношения, возникающие в связи с избранием лица на муниципальную должность, как обусловленные осуществлением власти самим местным сообществом, по своему характеру отличаются от трудовых отношений, которые складываются, как правило, в сфере наемного труда посредством гарантированного ст. 37 (части 1 и 3) Конституции РФ свободного избрания рода деятельности и профессии на основании трудового договора, заключаемого с работодателем (абз. 5 п. 3.1 Постановления).

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 53 Закона №131-ФЗ расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ). В соответствии с п. 4 ст. 86 БК РФ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате, в том числе, принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам (п. 1 ст. 86 БК РФ).

Согласно п. 2 ст. 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования, указанные в абз. 2 п. 1 настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Из материалов дела следует, что на основании решения двадцатой сессии Совета депутатов МО «Ростовско-Минское» от 6 ноября 2018 г. ... четвертого созыва Борисов А.Б. выбран главой МО «Ростовско-Минское» и вступил в должность главы МО «Ростовско-Минское» 15 ноября 2018 г. (л.д. 28, 87).

В соответствии со ст. 1 Закона Архангельской области от 23.09.2022 № 593-37-ОЗ «О преобразовании городского и сельских поселений Устьянского муниципального района Архангельской области путем их объединения и наделения вновь образованного муниципального образования статусом Устьянского муниципального округа Архангельской области» (далее - Закон № 593-37-ОЗ) сельское поселение «Ростовско-Минское» совместно с другими городским и сельскими поселениями было преобразовано путем их объединения во вновь образованное муниципальное образование Устьянский муниципальный округ Архангельской области.

Согласно ст. 5 Закона № 593-37-ОЗ органы местного самоуправления Устьянского муниципального округа в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления муниципальных образований, которые на день создания Устьянского муниципального округа осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Архангельской области, иных субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления других муниципальных образований, физическими и юридическими лицами.

В соответствии с решением Совета депутатов Устьянского муниципального округа № 17 от 21.12.2022 администрация Устьянского муниципального округа Архангельской области является правопреемником, в том числе и администрации МО «Ростовско-Минское».

В целях реализация бюджетных полномочий Устьянского муниципального района Архангельской области, городского и сельских поселений Архангельской области, входящих в его состав, и Устьянского муниципального округа, согласно ст. 11 Закона № 593-37-ОЗ составление годовой отчетности об исполнении местных бюджетов Устьянского муниципального района Архангельской области, городского и сельских поселений Архангельской области, входящих в его состав, за 2022 год осуществляется финансовым органом Устьянского муниципального округа раздельно по каждому поселению и Устьянскому муниципальному району Архангельской области. Внешняя проверка годовых отчетов об исполнении местных бюджетов Устьянского муниципального района Архангельской области, городского и сельских поселений Архангельской области, входящих в его состав, за 2022 год осуществляется контрольно-счетным органом Устьянского муниципального округа или в случаях, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, контрольно-счетной палатой Архангельской области раздельно по каждому поселению и Устьянскому муниципальному району Архангельской области. Утверждение годовых отчетов об исполнении местных бюджетов Устьянского муниципального района Архангельской области, городского и сельских поселений Архангельской области, входящих в его состав, за 2022 год осуществляется Собранием депутатов Устьянского муниципального округа раздельно по каждому поселению и Устьянскому муниципальному району Архангельской области.

В связи с преобразованием городского и сельских поселений Устьянского муниципального района Архангельской области путем их объединения и наделения вновь образованного МО статусом Устьянского муниципального округа Архангельской области 27 октября 2022 г. Советом депутатов МО «Ростовско-Минское» было вынесено решение №53 (л.д. 9) о ликвидации администрации МО «Ростовско-Минское», прекращении с 1 января 2023 г. полномочий администрации МО «Ростовско-Минское», главы администрации МО «Ростовско-Минское» и Совета депутатов МО «Ростовско-Минское», о создании и утверждении состава ликвидационной комиссии администрации МО «Ростовско-Минское», утверждении Положения о ликвидационной комиссии администрации МО «Ростовско-Минское», план ликвидационных мероприятий администрации МО «Ростовско-Минское».

В соответствии с приложением №... (л.д. 15/2) к решению Совета депутатов МО «Ростовско-Минское» от 27 октября 2022 г. ... в состав ликвидационной комиссии администрации МО «Ростовско-Минское» входили: председатель ликвидационной комиссии Борисов А.Б., заместитель председателя ликвидационной комиссии ФИО1, секретарь ликвидационной комиссии ФИО2

Из пояснений Борисова А.Б. в судебном заседании следует, что в период работы в администрации «Ростовско-Минское» до января 2023 года, он параллельно занимался вопросами ликвидационной комиссии администрации «Ростовско-Минское»: рассчитались с работниками, сформировали промежуточный ликвидационный баланс, передали задолженность поселения в администрацию округа, после 1 января 2023 года фактическая деятельность ликвидационной комиссии прекратилась, каких-либо контрактов ни с ним, ни с другими членами комиссии не заключалось, работали без оплаты, он только подписывал некоторые документы и давал пояснения при проверке бюджета поселения за 2022 г., в августе 2023 г. обратился в ликвидационную комиссию с заявлением об увольнении и в ИФНС с заявлением об исключении сведений о нем, как председателе ликвидационной комиссии из ЕГРЮЛ, указанные сведения исключены из ЕГРЮЛ.

Согласно распоряжению главы МО «Ростовско-Минское» от 30 декабря 2022 г. ... полномочия главы МО «Ростовско-Минское» Устьянского муниципального района Архангельской области Борисова А.Б. на основании Закона № 593-37-ОЗ в связи с ликвидацией администрации МО «Ростовско-Минское» прекращены досрочно с 31 декабря 2022 года (л.д. 125).

Согласно представленным копиям распоряжений главы администрации МО «Ростовско-Минское» от 13 мая 2019 г. ..., от 27 мая 2021 г. ..., от 1 августа 2022 г. ... (л.д. 122-124); личной карточке (л.д. 98-99) - Борисову А.Б. за период с 15.11.2018 по 30.12.2022 предоставлялись следующие оплачиваемые отпуска: основной отпуск в количестве 15 календарных дней в период с 1 июня 2021 г. по 16 июня 2021 г.; в количестве 30 календарных дней в период с 8 августа 2022 г. по 6 сентября 2022 г.; дополнительный отпуск в количестве 12 календарных дней в период с 27 мая 2019 г. по 7 июня 2019 г.

Таким образом, Борисов А.Б. за период осуществления полномочий главы МО «Ростовско-Минское» с 15.11.2018 по 30.12.2022 согласно положениям ст. 5 Закона ...-ОЗ имел право на основной оплачиваемый отпуск и дополнительный оплачиваемый отпуск в количестве 251 дн. (с 15.11.2018 по 14.11.2019 – 61 дн.; с 15.11.2019 по 14.11.2020 – 61 дн.; с 15.11.2020 по 14.11.2021 – 61 дн.; с 15.11.2021 по 14.11.2022 – 61 дн.; с 15.11.2022 по 30.12.2022 – 7 дн.). Борисову А.Б. были предоставлены основной отпуск в количестве 45 календарных дней и дополнительный отпуск за работу в МКС в количестве 12 календарных дней. Предоставление вышеуказанных основного и дополнительного отпусков в указанные периоды и в указанном количестве ответчиком не оспаривается.

Принимая во внимание положения ст. 5 Закона № 37-4-ОЗ, а также представленные суду доказательства по делу, суд приходит к выводу о том, что Борисовым А.Б. за период с 15.11.2018 по 30.12.2022 не использован оплачиваемый отпуск в количестве 194 дней (140 дней основного оплачиваемого отпуска и 54 дня дополнительного оплачиваемого отпуска), аналогичный расчет приведен Борисовым А.Б. (л.д. 121).

Как следует из записки-расчета ... от 30.12.2022 (л.д. 88-90) при прекращении полномочий в декабре 2022 года Борисову А.Б. было начислено ...., из них: ... руб. - компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении в количестве 195 дней, заработная плата за декабрь 2022 года – ...., при этом было удержано ... руб. и выплачено ... руб. Оставшаяся сумма для выплаты составляла ... руб.

С учетом сведений расчетно-платежной ведомости ... от 29.12.2022 (л.д. 212), а также представленного Борисовым А.Б. расчетного листа за декабрь 2022 года (л.д. 126), Борисову А.Б. в декабре 2022 года было начислено ... руб., из них: ... руб. - компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении в количестве 195 дней, заработная плата за декабрь 2022 года – ... руб., удержано ... руб. (НДФЛ) и выплачено ... руб. (... руб.), оставшаяся задолженность составляла ... руб.

В судебном заседании Борисов А.Б. подтвердил выплату ему указанных сумм.

Ликвидационной комиссией администрации МО «Ростовско-Минское» в процессе работы был подготовлен промежуточный ликвидационный баланс (л.д. 21-27, 206-209) администрации сельского поселения «Ростовско-Минское, который в последующем был утвержден решением представительного органа - Собрания депутатов Устьянского муниципального округа Архангельской области от 9 февраля 2023 г. ... (л.д. 25, 208). В данный промежуточный ликвидационный баланс администрации сельского поселения «Ростовско-Минское» с кредиторской задолженностью (таблица, строка ... «Кредиторская задолженность по выплатам» - ... руб.) (л.д. 25, 208), была также включена задолженность администрации МО «Ростовско-Минское» перед Борисовым А.Б. по выплате компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении. Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются.

18 марта 2023 г. ликвидационной комиссией администрации МО «Ростовско-Минское» и администрацией Устьянского муниципального округа Архангельской области был подписан акт приема-передачи кредиторской задолженности по состоянию на 1 января 2023 г. (л.д. 16-20, 210-212), в котором среди прочей кредиторской задолженности была указана задолженность перед Борисовым А.Б. по выплате компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере .... (строка 12).

Перечень документов, подтверждающих кредиторскую задолженность и переданных администрации Устьянского муниципального округа Архангельской области, содержится в описи передаваемых документов, являющейся приложением ... к акту приема-передачи кредиторской задолженности от 18 марта 2023 г. (в том числе расчетно-платежная ведомость ... от 29.12.2022).

Доводы ответчика о нецелевом использовании бюджетных денежных средств при выплате Борисову А.Б. компенсации за неиспользованный отпуск со ссылкой на заключение Контрольно-счетной комиссии Устьянского муниципального округа от 03.05.2023 по результатам внешней проверки годовой бюджетной отчетности МО «Ростовско-Минское» за 2022 год, где указывается на выявленное расходование бюджетных средств сверх установленных лимитов в сумме ... руб., судом не принимаются, так как они опровергаются представленными документами.

Так в заключении от 03.05.2023 (л.д. 195-203) указывается о выявленных в ходе внешней проверки годовой бюджетной отчетности МО «Ростовско-Минское» за 2022 год расхождениях в показателях сводной бюджетной росписи по статье «Функционирование высшего должностного лица» (... руб.) и в показателях утвержденных Советом депутатов МО «Ростовско-Минское» решением от 22.12.2022 изменениях в бюджете МО «Ростовско-Минское» на 2022 год на сумму ... руб. ... руб.).

Вместе с тем и ответчиком и истцом Борисовым А.Б. в материалы дела представлены документы, подтверждающие устранение выявленных расхождений, а именно: при запросе Финансовым управлением администрации Устьянского муниципального округа от 18.04.2023 (л.д. 96) у ликвидационной комиссии МО «Ростовско-Минское» подтверждения наличия в бюджете 2022 г. лимитов бюджетных обязательств в объеме ... руб. ликвидационной комиссией был направлен ответ от 04.05.2023 (л.д. 95) о том, что Советом депутатов МО «Ростовско-Минское» решением ... от 22.12.2022 в связи с начислением главе МО «Ростовско-Минское» компенсации за неиспользованный отпуск при ликвидации администрации МО «Ростовско-Минское» приняты бюджетные обязательства в бюджет на 2022 год, которые составили по разделу 0102 «Функционирование органов местного самоуправления, глава муниципального образования» - ... руб. Затем на запрос Контрольно-счетной комиссией Устьянского муниципального округа ... от 29.06.2023 (л.д. 193) о расхождениях сведений в представленных копиях решения ... от 22.12.2022 о внесении изменений в решение о бюджете с приложениями №№... со сводной бюджетной росписью от 01.12.2022 по показателям раздела 01, подразделов 02 и 04 КБК ... на сумму ... руб. Борисовым А.Б. направлен ответ от 05.07.2023 о том, что администрацией МО «Ростовско-Минское» ошибочно направлен изначальный проект бюджета, который в дальнейшем был исправлен, к данному ответу приложены копии двух вариантов приложений ... к решению Совета депутатов МО «Ростовско-Минское» ... от 22.12.2022, где в одном варианте ошибочно указаны данные по статье «Функционирование высшего должностного лица» ... руб., а во втором варианте ... руб.

Из пояснений Борисова А.Б. в судебном заседании следует, что годовая отчетность об исполнении бюджета МО «Ростовско-Минское» за 2022 год была составлена финансовым органом Устьянского муниципального округа, данная отчетность прошла внешнюю проверку и утверждена Решением Собрания депутатов Устьянского муниципального округа 22.06.2023 ... по статье «Функционирование высшего должностного лица» в размере ... руб. Нецелевого расходования не выявлено.

Следовательно, Решением Совета депутатов МО «Ростовско-Минское» ... от 22.12.2022 были внесены изменения в решение о бюджете сельского поселения «Ростовско-Минское» согласно которым была уточнена сумма расходов бюджета сельского поселения по показателю «Функционирование высшего должностного лица субъекта РФ и муниципального образования» (Обеспечение функционирования Главы сельского поселения) в размере ... руб., куда были включены расходы на компенсацию Борисову А.Б. за неиспользованный отпуск. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.

Принимая во внимание, что при осуществлении выборным должностным лицом местного самоуправления своих полномочий трудовых отношений не возникает, установление порядка оплаты труда главы муниципального образования, в том числе получение денежной компенсации за неиспользованные отпуска осуществляется нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и уставом муниципального образования, принятие решения о выплате главе муниципального образования денежной компенсации за все неиспользованные отпуска с учетом ст. 86 БК РФ относится к компетенции представительного органа муниципального образования.

Таким образом, решения о выплате Борисову А.Б. компенсации за все неиспользованные отпуска было принято полномочным органом: до 01.01.2023 - Советом депутатов МО «Ростовско-Минское»; после 01.01.2023 – Собранием депутатов Устьянского муниципального округа Архангельской области.

На основании решения Собрания депутатов Устьянского муниципального округа Архангельской области от 9 февраля 2023 г. ... актом приема-передачи кредиторской задолженности от 18 марта 2023 г. администрацией Устьянского муниципального округа Архангельской области были приняты обязательства, в томи числе о выплате Борисову А.Б. задолженности по компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере ... коп.

Доводы ответчика об отсутствии возможности выплатить Борисову А.Б. компенсацию за неиспользованный отпуск за все периоды в связи с непредставлением Борисовым А.Б. доказательств невозможности своевременного использования отпуска в установленные сроки и в связи с нарушением требований пунктов 3-6 ст. 5 Закона № 37-4-ОЗ, предписывающих запрет переноса части ежегодного оплачиваемого отпуска минимальной продолжительности, переноса остальной части отпуска только в исключительных случаях и предельный срок такого переноса, а также предельный срок использования денежной компенсации за неиспользованный отпуск, суд не принимает во внимание, исходя из следующего.

Положения п. 6 ст. 5 Закона № 37-4-ОЗ предусматривают, что при прекращении полномочий выборного лица местного самоуправления, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, в случае, если выплата данной денежной компенсации не была произведена в связи с отсутствием бюджетных ассигнований на эти цели в бюджете муниципального образования Архангельской области, денежная компенсация выплачивается такому лицу за все неиспользованные отпуска. При этом данная норма не устанавливает ни максимальное количество не использованных увольняемым лицом дней отпуска, взамен которых ему должна быть выплачена денежная компенсация, ни ее предельные размеры, ни какие-либо обстоятельства, исключающие саму выплату, ни иные подобные ограничения.

В судебном заседании Борисов А.Б. пояснил, что не использовал в полном объеме предусмотренные основой и дополнительный отпуск, так как в период работы отсутствовал квалифицированный работник, который мог бы заместить его на период отпуска, оставить рабочее место он не мог, так как это могло неблагоприятно отразиться на осуществлении задач и функций органа местного самоуправления, при этом бюджет муниципального образования был дотационным, денежные средства для выплаты компенсации за неиспользованный отпуск отсутствовали.

Положения пунктов 3-6 ст. 5 Закона № 37-4-ОЗ, устанавливающие ограничения и сроки использования отпуска выборным лицом местного самоуправления, будучи по своему характеру гарантийной нормой, предназначены для обеспечения права на отпуск определенной законодательством продолжительности путем его использования лишь теми лицами, которые продолжают осуществлять деятельность, и по своему буквальному смыслу не рассчитаны на применение к прекращающим полномочия или уже прекратившим полномочия выборным лицам, а истечение этого срока не может влечь за собой прекращение права таких лиц на соответствующую часть отпуска и невозможность получения денежной компенсации взамен неиспользованных дней отпуска.

Таким образом, положения указанных пунктов ни сами по себе, ни во взаимосвязи с иными положениями Закона № 37-4-ОЗ не затрагивают право выборного лица на получение денежной компенсации за все неиспользованные отпуска при прекращении полномочий и не ограничивают срок, в течение которого выборное лицо может обратиться в суд с требованием о ее взыскании, в том числе в случаях, когда положенные данному лицу отпуска или их часть не были предоставлены в пределах срока их использования, установленных положениями указанных пунктов.

Такой вывод в полной мере согласуются как с предписаниями ст. 37 (ч. 5) Конституции Российской Федерации, так и со ст. 11 Конвенции МОТ № 132, которые прямо и недвусмысленно указывают на необходимость выплаты денежной компенсации за все неиспользованные отпуска.

Конституционный Суд Российской Федерации также неоднократно отмечал, что выплата денежной компенсации за все неиспользованные отпуска служит специальной гарантией, обеспечивающей реализацию особым способом конституционного права на отдых теми работниками, которые прекращают трудовые отношения, как по собственной инициативе, так и по иным основаниям и в силу различных причин не воспользовались ранее своим правом на ежегодный оплачиваемый отпуск (Постановление от 25.10.2018 № 38-П, определения от 05.02.2004 № 29-О, от 29 09.2015 № 1834-О и др.).

В силу ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом) (п. 1). Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (п. 5).Разумность участников гражданских правоотношений, то есть осознание ими правовой сути и последствий совершаемых действий предполагается, пока не доказано обратное. При этом доказывать обратное должен тот, кто связывает с этим правовые последствия.

На основании ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, из изложенного следует, что злоупотребление правом должно носить достаточно очевидный характер, а вывод о нем не должен являться следствием предположений. При этом бремя доказывания злоупотребления правом со стороны истца в связи с длительностью неиспользования им ежегодных отпусков лежит на ответчике. Таких доказательств стороной ответчика не представлено.

При определении размера компенсации Борисову А.Б. за неиспользованный отпуск судом, исходя из количества дней неиспользованного Борисовым А.Б. отпуска - 194, произведен перерасчет размера компенсации, так как в прилагаемых документах расчет произведен исходя из 195 дней неиспользованного отпуска, что не соответствует установленным в судебном заседании обстоятельствам.

Как следует из представленных документов, средний дневной заработок Борисова А.Б. составлял ... руб. (л.д. 89), данный размер ответчиком не оспаривается.

Исходя из 194 дней неиспользованного отпуска, размер компенсации составит ... коп. (...).

С учетом начислений, удержаний и выплат за декабрь 2022 г. оставшаяся задолженность составила .... (начислено ... руб., из них: ... руб. - компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении в количестве 194 дней, заработная плата за декабрь 2022 года – ... руб.; удержано ... руб. и выплачено ... руб.).

Следовательно, размер невыплаченной Борисову А.Б. компенсации за неиспользованный отпуск за период с 15.11.2018 по 30.12.2022 будет составлять ....

С учетом изложенного, суд, руководствуясь ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, оценивая всю совокупность обстоятельств данного спора, включая причины, по которым глава муниципального образования своевременно не воспользовался своим правом на ежегодный оплачиваемый отпуск, специфику его правового статуса, возможность фактического использования отпусков, формально ему не предоставленных в установленном порядке, приходит к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения иска Борисова А.Б. о возложении обязанности на администрацию Устьянского муниципального округа Архангельской области выплатить истцу компенсацию за неиспользованный отпуск в количестве 194 дней при прекращении полномочий в размере ....

Также истцом заявлено требование о взыскании с ответчика процентов за неправомерное удержание денежных средств.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ указанной в определении от 19.04.2001 №99-О, применение положений ст. 395 ГК РФ в конкретных спорах зависит от того, являются ли спорные имущественные правоотношения гражданско-правовыми, а нарушенное обязательство - денежным, а если не являются, то имеется ли указание законодателя о возможности их применения к спорным отношениям.

Суд отмечает, как указывалось уже ранее, что при осуществлении выборным должностным лицом местного самоуправления своих полномочий трудовых отношений не возникает, в связи с чем положения ст. 236 ТК РФ к спорным правоотношениям не подлежат применению.

Пунктом 1 ст. 395 ГК РФ определено, что в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга.

Проценты, предусмотренные п. 1 ст. 395 ГК РФ, подлежат уплате независимо от основания возникновения обязательства (договора, других сделок, причинения вреда, неосновательного обогащения или иных оснований, указанных в ГК РФ).

На основании ст. 19 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой некоммерческой организации производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (ч. 5).

Так, п. 1 ст. 64 ГК РФ установлено, что при ликвидации юридического лица расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда производятся во вторую очередь после требований по выплатам за причинение вреда жизни и здоровью.

Промежуточный ликвидационный баланс МО «Ростовско-Минское» утвержден решением Собрания депутатов Устьянского муниципального округа Архангельской области от 9 февраля 2023 г. ....

Истец просит взыскать с ответчика проценты, предусмотренные п. 1 ст.395 ГК РФ, начиная с 19.03.2023, то есть со дня, следующего за днем принятия администрацией Устьянского муниципального округа Архангельской области на себя обязательств по выплате кредиторской задолженности администрации МО «Ростовско-Минское», в том числе о выплате Борисову А.Б. задолженности по компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, что не противоречит п. 1 ст.395 ГК РФ.

При размере невыплаченной компенсации за неиспользованный отпуск .... размер процентов, предусмотренных п. 1 ст.395 ГК РФ, за период с 19.03.2023 по 04.12.2023 будет составлять ....

Задолженность

Период просрочки

Ставка

Формула

Проценты

с

по

дней

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

При таких обстоятельствах, суд, руководствуясь ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, удовлетворяет требования истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами частично в размере ....

В связи с передачей администрацией МО «Ростовско-Минское» кредиторской задолженности, в том числе о выплате Борисову А.Б. задолженности по компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, администрации Устьянского муниципального округа Архангельской области, исковые требования к ликвидационной комиссии администрации МО «Ростовско-Минское» удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Борисова А.Б. к ликвидационной комиссии администрации МО «Ростовско-Минское», администрации Устьянского муниципального округа Архангельской области о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, процентов за пользование денежными средствами удовлетворить частично.

Обязать администрацию Устьянского муниципального округа Архангельской области (ИНН ...) выплатить Борисову А.Б. (паспорт серии ...) кредиторскую задолженность в виде компенсации за неиспользованный отпуск за период с 15.11.2018 по 30.12.2022 в размере ..., а также проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 19.03.2023 по 04.12.2023 в размере ..., а всего ....

В удовлетворении остальной части требований Борисова А.Б. к администрации Устьянского муниципального округа Архангельской области отказать.

В удовлетворении исковых требований Борисова А.Б. к ликвидационной комиссии администрации МО «Ростовско-Минское» отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Устьянский районный суд Архангельской области.

Председательствующий Н.М. Ручьев

Мотивированное решение составлено 08.12.2023

2-509/2023 ~ М-512/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Борисов Андрей Борисович
Ответчики
Ликвидационная комиссия администрации МО "Ростовско-Минское"
Администрация Устьянского муниципального округа
Суд
Устьянский районный суд Архангельской области
Судья
Ручьев Николай Михайлович
Дело на странице суда
ustyansud--arh.sudrf.ru
05.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.10.2023Передача материалов судье
11.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.10.2023Подготовка дела (собеседование)
30.10.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.11.2023Предварительное судебное заседание
04.12.2023Судебное заседание
08.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.01.2024Дело оформлено
18.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее