Судья Колосова Н.Е. Дело № 12-173/2022 (№ 5-872/2022)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Соболев В.М., при секретаре Нечаевой Л.И., рассмотрев в г. Сыктывкаре Республики Коми 20 апреля 2022 года в открытом судебном заседании жалобу директора ООО "Курс" Москаленко Н.А. на постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Курс",
установил:
28 января 2022 года старшим государственным инспектором Северного МУГАДН Территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Республике Коми Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Крауклисом В.В. в отношении ООО "Курск" составлен протокол об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 марта 2022 года ООО "Курс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Выражая несогласие с вынесенным судом постановлением, законным представителем ООО "Курс" Москаленко Н.А. в Верховный Суд Республики Коми подана жалоба, в которой ставится вопрос об отмене оспариваемого постановления, со ссылкой на неверную квалификацию правонарушения, так как суда отсутствуют последствия, в соответствии с которыми данное правонарушение квалифицируется как грубое. Кроме того, указано, что при назначении административного наказания подлежали применению положения части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Защитник ООО "Курс" Ушаков В.И. в судебном заседании настаивал на доводах жалобы.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Крауклис В.В. возражал против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, заслушав явившихся лиц, прихожу к следующему.
Частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, за исключением случаев, предусмотренных статьей 11.23 поименованного Кодекса.
В силу пункта 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами подлежит лицензированию.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года № 1616 утверждено Положение о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, в силу пункта 39 которого к грубым нарушениям лицензионных требований по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами при осуществлении лицензируемой деятельности отнесено нарушение одного из лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "а", "д", "з" - "к" и "н" пункта 8 данного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона о лицензировании.
Подпунктом "д" предусмотрено, что лицензиат обязан выполнять следующие лицензионные требования: допускать к лицензируемому виду деятельности автобусы лицензиата, прошедшие в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", предрейсовый или предсменный контроль их технического состояния и оснащенные в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, тахографами (контрольными устройствами (тахографами) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств), а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2020 года № 2216 утверждены "Правила оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации".
Пунктом 2 Правил установлено, что оснащение транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации обеспечивается их собственниками (владельцами) в соответствии с технической документацией производителей аппаратуры спутниковой навигации.
Согласно пункту 3 Правил, транспортные средства подлежат оснащению работоспособной аппаратурой спутниковой навигации, отвечающей следующим требованиям:
а) соответствует требованиям технического регламента;
б) обеспечивает определение по сигналам не менее 2 действующих глобальных навигационных спутниковых систем, одной из которых является глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС, передачу информации о географической широте и долготе местоположения транспортного средства, его путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения транспортного средства с интервалом передачи не более 30 секунд через Государственную автоматизированную информационную систему "ЭРА-ГЛОНАСС" (далее - система):
в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта;
в региональные, муниципальные и иные информационные системы (по решению собственника (владельца) транспортного средства и при наличии технической возможности такой передачи);
в) предусматривает наличие персональной универсальной многопрофильной идентификационной карты абонента, содержащей профиль сети подвижной радиотелефонной связи, обеспечивающей функционирование системы.
Исходя из пункта 4 Правил, при оснащении транспортного средства аппаратурой спутниковой навигации обеспечивается установка аппаратуры спутниковой навигации на транспортном средстве и ее идентификация в системе.
В отношении аппаратуры спутниковой навигации, установленной на транспортные средства до даты вступления в силу настоящих Правил и соответствующей требованиям, предусмотренным подпунктами "б" и "в" пункта 3 настоящих Правил, обеспечивается ее идентификация в системе.
Согласно пункту 7 правил при идентификации аппаратуры спутниковой навигации осуществляется проверка ее работоспособности посредством тестирования корректной отправки и получения информации системой.
Пунктом 8 Правил предусмотрено что по итогам идентификации аппаратуры спутниковой навигации в системе оператором системы оформляется свидетельство в электронном виде и направляется на адрес электронной почты собственника (владельца) транспортного средства, размещенный в системе в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил, в течение 24 часов после такой идентификации.
Частью 10 статьи 19.2 Федерального закона № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Основанием для привлечения ООО "Курс" к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемом судебном акте выводы о допущенных названным юридическим лицом грубых нарушениях лицензионных требований по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.
Так, из материалов дела следует, что 28 декабря 2021 года в 11:20, по адресу: <Адрес обезличен>, на основании распоряжения и рейдового задания Отдела от 28 мая 2021 года <Номер обезличен> произведён осмотр транспортного средства в процессе его эксплуатации, ..., наименование (тип) автобус, свидетельство о регистрации ... от 13 октября 2020 года, собственник (владелец) ООО "Курс", сведения включены в реестр лицензии ООО "Курс", используемое при осуществлении лицензируемого вида деятельности связанного с коммерческой перевозкой пассажиров автобусами лицензиата, на основании договора перевозки пассажиров, по маршруту регулярной перевозки, в количестве 5 человек, с взиманием платы за проезд в размере 28 рублей, по билетам выдаваемым ООО "Курс", по маршруту <Номер обезличен>, городским сообщением "...", по путевому листу б/н от 28 декабря 2021 года, выданному перевозчиком ООО "Курс", под управлением Н. (водитель ООО "Курс").
По результатам проверки в отношении лицензиата ООО "Курс" были выявлены факты нарушений, отразившиеся в необеспечении соблюдения и выполнения установленных обязательных требований и условий, предусмотренных утверждёнными законодательными и нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области автомобильного транспорта предъявляемых при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией автобуса при совершении вышеуказанной перевозки, подтверждаемые их указанием в акте постоянного рейда от 28 декабря 2021 года (выдан водителю вышеназванного авто-т/с), а именно по факту идентификации в ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС" и в КИАСК ТС-РВ аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS установлено, что аппаратура спутниковой навигации ГЛОНАС или ГЛОНАСС/GPS, находящаяся в авто-т/с, не идентифицирована в ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС" и в КИАСК ТС-РВ путём оформления в электронном виде "Свидетельства" по итогам идентификации аппаратуры спутниковой навигации в системе оператором этой системы и направления на адрес электронной почты собственника (владельца) транспортного средства, размещенного в системе в течение 24 часов после такой идентификации.
Фактические обстоятельства вменённого ООО "Курс" административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, в числе которых протокол об административном правонарушении № 32 от 28 января 2022 года; лицензия <Номер обезличен> от 05июля 2019 года, акт постоянного рейда от 28 декабря 2021 года, ответом АО "Глонасс" от 31 января 2022 года и иными доказательствами, оцененными в совокупности на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья городского суда, установив, что при осуществлении предпринимательской деятельности в области транспорта ООО "Курс" грубо нарушены лицензионные требования при осуществлении лицензируемой деятельности, пришёл к верному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы о том, что выявленные в ходе проверки нарушения лицензионных требований не являются грубыми, признаются необоснованными, а равно оснований для переквалификации действий Общества с части 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 3 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не усматриваю, поскольку в данном случае невыполнение требований законодательства создаёт угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).
В части 1 статьи 1.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях воспроизведён и конкретизирован закрепленный частью 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации принцип равенства всех перед законом.
Одновременно частью 3 указанной статьи допускается наличие особых условий применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
Так, частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность назначения наказания в виде предупреждения индивидуальным предпринимателям, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, за впервые совершённое административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если за него не предусмотрено административное наказание в виде предупреждения, при условии, что ответственность за совершенное административное правонарушение не установлена нормами, перечисленными в части 2 данной статьи, и при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 данного Кодекса.
К таким обстоятельствам часть 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях относит впервые совершаемое административное правонарушение при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Согласно пункту 39 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела, к грубым нарушениям лицензионных требований по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами при осуществлении лицензируемой деятельности отнесено нарушение одного из лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "а", "д", "з" - "к" и "н" пункта 8 данного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона о лицензировании.
К таким последствиям названная норма Федерального закона относит: - возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; - человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Таким образом, грубое нарушение лицензионных требований, предъявляемых к деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, всегда сопряжено с угрозой причинения или причинением вреда выше названным объектам защиты.
При указанных обстоятельствах, довод заявителя о применении положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отклоняется, поскольку в действиях ООО "Курс" установлен состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а равно указанное исключало возможность применения статьи 4.1.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку необходимой совокупности условий, приведенных в этой норме, не имелось.
Таким образом, ООО "Курс" обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения индивидуального предпринимателя ООО "Курс" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено с учетом положений статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является справедливым.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу, влекущих за собой отмену судебного постановления, допущено не было.
Руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Курс", оставить без изменения, жалобу законного представителя ООО "Курс" Москаленко Н.А. - без удовлетворения.
Судья В.М. Соболев
Копия верна, судья: Соболев В.М.