72RS0019-01-2020-003523-76 |
Дело № 12-241/2020 |
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Тюмень |
30 ноября 2020 года |
Судья Тюменского областного суда Глушко А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Селиверстовой Гульшат Фирдусовны на решение судьи Тобольского городского суда Тюменской области от 20 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Селиверстовой Гульшат Фирдусовны,
установил:
Протоколом об административном правонарушении № 172 от 07.10.2020 г. ведущего специалиста-эксперта территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области в городе Тобольске, Тобольтском, Вагайском, Уватском, Ярковском районах (далее по тексту также – Управление Роспотребнадзора) установлено, что 05.10.2020 г. в 15:00 часов в магазине общества с ограниченной ответственностью «Обувь России» (далее по тексту также – ООО «Обувь России»), расположенного по адресу: Тюменская область, город Тобольск, 7 мкр., стр. 30, торгово-развлекательный комплекс «Жемчужина Сибири», павильон «Westfalika, директором магазина «Westfalika» Селиверстовой Г.Ф. допущено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно, ею не были выполнены санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, в частности: не проконтролировано ведение регистрационных журналов (по уборке и обработке помещений и поверхностей, по контролю состояния работников, журнала ознакомления об информировании работников о необходимости соблюдения правил личной и общественной гигиены).
Постановлением Тобольского городского суда Тюменской области от 20 октября 2020 года, Селиверстова Г.Ф. привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также – КоАП РФ) и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
С данным постановлением не согласна Селиверстова Г.Ф., которая в жалобе в вышестоящий суд просит постановление судьи районного суда отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения. Указывает, что постановление Правительства Тюменской области от 17.03.2020 г. № 120-п «О введении режима повышенной готовности» устанавливает обязанности поведения при введении режима повышенной готовности, а не санитарные правила или санитарно-противоэпидемиологические мероприятия, соответственно, нарушение положений, определенных постановлением № 120, не может составлять объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 ст. 6.3 КоАП РФ, поскольку подлежит квалификации в соответствии с частью 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ. Полагает что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом, поскольку в перечне должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 г. № 975, отсутствует указание на должностных лиц Роспортебнадзора и его территориальных органов. Считает, что судьёй районного суда не дана надлежащая оценка доводам о малозначительности административного правонарушения, поскольку доказательств того, что санитарно-противоэпидемиологические мероприятия не проводились материалы дела не содержат. Обращает внимание, что представлен журнал регистрации измерения температуры сотрудников от 25.06.2020 г., анкеты работников за 04.10.2020 г. - 05.10.2020 г. (с уточнением состояния работников), что подтверждает фактическое выполнение обязанности по контролю за состоянием работников; в материалы дела представлено фото плаката с указанием на необходимость соблюдения мер профилактики, правил личной и общественной гигиены; согласно свидетельским показаниям все необходимые санитарно-противоэпидемиологические мероприятия, подлежащие фиксации, проводились – таким образом, угроза причинения вреда охраняемым общественным отношениям отсутствует.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела вышестоящим судом извещены, лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не сообщила, об отложении рассмотрения дела не просила.
Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, заслушав с использованием систем видео-конференц-связи защитника Селиверстовой Г.Ф. – Фролкова Д.В., просившего об удовлетворении жалобы, нахожу постановление судьи районного суда от 20 октября 2020 года отмене либо изменению не подлежащими по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей (часть 1). Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
В силу статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту также - Федеральный закон № 52-ФЗ, Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Согласно статье 29 Федерального закона № 52-ФЗ, В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1). Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат включению в разрабатываемые федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 2). Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Статьёй 31 указанного закона предусмотрено, что ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний (пункт 1). Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения (пункт 2). Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 3).
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В соответствии со статьёй 6 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся: принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, контроль за их исполнением; право разработки, утверждения и реализации региональных программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, согласованных с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей; право осуществления мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения, пропаганде здорового образа жизни; обеспечение своевременного информирования населения субъекта Российской Федерации о возникновении или об угрозе возникновения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), о состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях; право участия в проведении социально-гигиенического мониторинга субъекта Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.03.2020 г. № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV); с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.
Постановлением Правительства Тюменской области от 17.03.2020 г. № 120-п «О введении режима повышенной готовности» (далее по тексту также – Постановление № 120), принятом, в том числе, в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», установлены обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых допускается в соответствии с названным Постановлением № 120.
К обязанностям организаций и индивидуальных предпринимателей отнесено обеспечение наличия регистрационных журналов (по уборке и обработке помещений и поверхностей, по контролю состояния работников и пр.) (пункт 16 Постановления № 120); информирование работников о необходимости соблюдения правил личной и общественной гигиены (регулярное мытье рук и обработка кожными антисептиками). Наличие журнала ознакомления (пункт 17 приложения № 2 к Постановлению № 120).
Пунктом 1.4 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.03.2020 г. № 6 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019" предписано взять на контроль выполнение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере общественного питания и торговли, мероприятий по обеспечению усиленного дезинфекционного режима, включая дезинфекцию оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха, обеспечение дезинфекционными средствами для обработки рук, поверхностей и инвентаря.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судьёй районного суда, приказом заместителя главного государственного санитарного врача по г. Тобольску, Тобольскому, Вагайскому, Уватскому, Ярковскому районам от 05.10.2020 г. на основании приведённых в данном приказе нормативно-правовых актов, в том числе постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.03.2020 г. № 6, предписано провести обследование помещения магазина ООО «Обувь России», расположенного по адресу: Тюменская область, город Тобольск, 7 мкр., стр. 30, ТРК «Жемчужина Сибири», павильон «Westfalika», в целях проверки санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий, обязательных с 30.04.2020 г.
Из акта санитарно-эпидемиологического обследования от 05.10.2020 г. следует, что в магазине ООО «Обувь России», расположенном по адресу: Тюменская область, город Тобольск, 7 мкр., стр. 30, ТРК «Жемчужина Сибири», павильон «Westfalika», допущено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно: регистрационные журналы (по уборке и обработке помещений и поверхностей, по контролю состояния работников, журнала ознакомления об информировании работников о необходимости соблюдения правил личной и общественной гигиены) не велись.
Директор магазина Селиверстова Г.Ф. является должностным лицом, поскольку обладает организационно-распорядительными функциями, что подтверждается: инструкцией ООО «Обувь России» по профилактике новой короновирусной инфекции и проведению дезинфекционных мероприятий, где пунктами 1.3, 1.5, 1.6 предусмотрено ведение журналов; распоряжением директора ООО «Обувь России» № 47 от 26.03.2020 г. и приказом № 80 от 28.04.2020 г. директора ООО «Обувь России», возложившего ответственность за исполнение Распоряжения на директоров обособленных подразделений; должностной инструкцией № 599 директора магазина ООО «Обувь России», закрепляющей ответственность директора за непринятие мер по пресечению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических норм и правил; трудового договора № 30-18 от 08.02.2018 г., заключенного Селиверстовой Г.Ф. с ООО «Обувь России» и дополнительного соглашения к нему, из которого следует, что Селиверстова Г.Ф. назначена на должность директора магазина; распоряжения № 92 директора ООО «Обувь России», где пунктом 3 предусмотрено, что на директоров обособленных подразделений возложены обязанности по проведению регулярной проверки (ежедневной) и контроля за соблюдением персоналом и посетителями магазинов мер по профилактике новой короновирусной инфекции и проведению дезинфекционных мероприятий; приказа № 1 ООО «Обувь России» от 21.05.2020 г.; выписки из единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО «Обувь России».
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении должностного лица Селиверстовой Г.Ф. протокола об административном правонарушении № 172 от 07.10.2020 г., о составлении которого Селиверстова Г.Ф. была уведомлена надлежащим образом. Оснований для признания протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством не имеется. Он составлен уполномоченным должностным лицом органа, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в соответствии с положением пункта 19 ч. 2 статьи 28.3 КоАП РФ, с соблюдением требований статьи 28.2 КоАП РФ, содержит все необходимые сведения.
Нахожу, что судья районного суда на основании соответствующей требованиям ст. 26.11 КоАП РФ оценки имеющихся в материалах дела, доказательств, в том числе: протокола об административном правонарушении № 172 от 07.10.2020 г.; акта санитарно-эпидемиологического обследования от 05.10.2020 г.; приказа заместителя главного государственного санитарного врача по г. Тобольску, Тобольскому, Вагайскому, Уватскому, Ярковскому районам от 05.10.2020 г.; инструкции ООО «Обувь России» по профилактике новой короновирусной инфекции и проведению дезинфекционных мероприятий; распоряжения директора ООО «Обувь России» № 47 от 26.03.2020 г.; приказа № 80 от 28.04.2020 г.; должностной инструкции № 599 директора магазина ООО «Обувь России» от 08.02.2018 г.; дополнительного соглашения к трудовому договору № 30-18 от 08.02.2018 г. от 03.09.2018 г.; распоряжения № 92 директора ООО «Обувь России»; приказа № 1 ООО «Обувь России» от 21.05.2020 г.; выписки из единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО «Обувь России» - пришёл к обоснованному выводу о наличии в бездействии Селиверстовой Г.Ф. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в невыполнении установленных нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с полномочиями, определяемыми статьями 6, 31 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении угрозы распространения короновирусной инфекции и введении режима повышенной готовности на территории Тюменской области.
Приведенные в жалобе в вышестоящий суд, доводы не опровергают наличия в действиях Селиверстовой Г.Ф. объективной стороны состава вмененного ей административного правонарушения, и не ставят под сомнение законность и обоснованность вынесенного судьёй районного суда постановления.
Так указание в жалобе в вышестоящий суд на наличие в материалах дела журнала регистрации измерения температуры сотрудников от 25.06.2020 г., анкет работников за 04.10.2020 г. - 05.10.2020 г. (с уточнением состояния работников), плаката с указанием на необходимость соблюдения мер профилактики, правил личной и общественной гигиены, отмены судебного акта не влечет, поскольку должностным лицом Управления Роспотребнадзора факт отсутствия регистрационных журналов (по уборке и обработке помещений и поверхностей, по контролю состояния работников, журнала ознакомления об информировании работников о необходимости соблюдения правил личной и общественной гигиены) установлен на момент обследования территории вышеуказанного павильона «Westfalika», что не оспаривалось лицом, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, в судебном заседании городского суда. В то время, как свидетельские показания С. в судебном заседании городского суда, указывавшей о регулярном проведении на территории павильона гигиенических мероприятий, наличия вышеуказанных нарушений в проведении мероприятий, направленных на предупреждение распространения короновирусной инфекции, не опровергает.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено. Оснований ставить под сомнение установленные по делу обстоятельства данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы судьи районного суда, в материалы дела не представлено.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены.
Дело рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 ст. 4.5 КоАП РФ, и с соблюдением требований статьи 29.5 КоАП РФ.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу (абзац 2). Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (абзац 3). Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания (абзац 4).
Нахожу, что с учётом обстоятельств дела и характера совершённого Селиверстовой Г.Ф. административного правонарушения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, оснований не согласится с выводом судьи районного суда об отсутствии оснований к признанию правонарушения, совершённого Селиверстовой Г.Ф., малозначительным и к освобождению данного лица от административной ответственности не имеется.
В то же время судьёй районного суда при назначении Селиверстовой Г.Ф., как должностному лицу юридического лица, административного наказания, предусмотренного частью 2 ст. 6.3 КоАП РФ, применены нормы части 2.2 ст. 4.1 указанного Кодекса и размер административного штрафа снижен с минимального размера, предусмотренного данной статьёй, и составляющего 50 000 рублей, до 25 000 рублей.
При таких обстоятельствах, учитывая, что обстоятельств, влекущих прекращение производства по делу, не установлено, нахожу, что существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и влекущих отмену вынесенного по делу судьёй районного суда постановления, не допущено, имеющимся в деле доказательствам судьёй районного суда дана соответствующая оценка, в результате которой судья пришёл к правомерному выводу о наличии в действиях Селиверстовой Г.Ф. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 6.3 КоАП РФ, наказание лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, назначено в порядке, определяемом КоАП РФ, с учетом смягчающих административную ответственность обстоятельств – фактического признания вины, наличия на иждивении двоих несовершеннолетних детей, устранения выявленных нарушений, при отсутствии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в соответствии с установленной частью 2 ст. 6.3 Кодекса санкцией с применением части 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ, оснований к отмене, либо изменению постановления судьи районного суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Постановление судьи Тобольского городского суда Тюменской области от 20 октября 2020 года оставить без изменения, жалобу Селиверстовой Гульшат Фирдусовны оставить без удовлетворения.
Судья Тюменского областного суда |
А.Р. Глушко |