Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-519/2023 ~ М-407/2023 от 11.04.2023

УИД 81RS0006-01-2023-000769-23 <данные изъяты>

Дело № 2-519/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 мая 2023 года         г.Кудымкар

Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Кировой Е.Н.,

при секретаре Мазуниной Н.И.,

с участием представителя истца Горькавой М.Г.,

ответчика Софронова К.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкар гражданское дело по исковому заявлению Государственного казенного учреждения Центр занятости населения Пермского края к Софронову К.Н. о взыскании неосновательного обогащения в виде незаконно полученного пособия по безработице, судебных расходов,

установил:

Государственного казенного учреждения Центр занятости населения Пермского края (далее по тексту – ГКУ ЦЗН Пермского края) обратилось в суд с иском к Софронову К.Н. о взыскании неосновательного обогащения в виде незаконно полученного пособия по безработице, судебных расходов. Мотивирует требования тем, что ответчик Софронов К.Н. 21.03.2022 г. обратился в территориальный отдел по городскому округу «Город Кудымкар» и Кудымкарскому муниципальному округу Государственного казенного учреждения Центр занятости населения Пермского края с заявлением о предоставлении ему государственной услуги содействия в поиске подходящей работы. Софронов К.С. в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» предъявил в территориальный отдел по городскому округу «Город Кудымкар» и Кудымкарскому муниципальному округу Государственного казенного учреждения Центр занятости населения Пермского края паспорт гражданина РФ на свое имя и справку, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», К* специалистом территориального отдела по городскому округу «Город Кудымкар» и Кудымкарского муниципального округа Государственного казенного учреждения Центр занятости населения Пермского края Софронову К.Н. лично под роспись были разъяснены права и обязанности гражданина, состоящего на учете в качестве безработного, в том числе и об обязанности достоверно предоставлять о себе сведения для получения государственной услуги. На основании Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» территориальным отделом по городскому округу «Город Кудымкар» и Кудымкарскому муниципальному округу Государственного казенного учреждения Центр занятости населения Пермского края был издан приказ .2022/ПБ-4 от 31.03.2022 г. о признании Софронова К.Н. безработным с 21.03.2022 г. и о назначении ему пособия по безработице в размере 69960,20 рублей. При подаче заявления Софронов К.Н. указал, что не является плательщиком налога на профессиональный доход. Информация о том, что Софронов К.Н. является плательщиком налога НПД поступила посредством системы межведомственного взаимодействия на ЕЦП «Работа в России». Факт выплаты пособия по безработице был выявлен 24.08.2022 г. при проверке всех личных дел безработных граждан на статус «Плательщика налога на профессиональный доход».Таким образом, ответчик ввел в заблуждение специалиста территориального отдела по городскому округу «Город Кудымкар» и Кудымкарскому муниципальному округу Государственного казенного учреждения Центр занятости населения Пермского края при назначении ему выплаты пособия по безработице. 25.08.2022 г. Софронов К.Н. снят с регистрационного учета в качестве безработного с одновременным прекращением выплаты пособия по безработице с 12.08.2022 г., в связи с получением пособия по безработице обманным путем, а именно, сокрытием факта, что является плательщиком налога на профессиональный доход по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 35 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (приказ: № 153.2022/ПБ-15 от 25.08.2022 г.). 25.08.2022 г. была составлена справка - расчет о сумме социальных выплат, полученных незаконным путем, о чем 25.08.2022 г. Софронов К.Н. был извещен, а также доведена информация о возврате в бюджет незаконно полученного пособия в добровольном порядке. В соответствии с п.2 ст.35 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» выплата пособия прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного, в случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем. Будучи предупрежденным о необходимости достоверно предоставлять сведения для получения государственной услуги в службу занятости, ответчик скрыл факт, что является плательщиком налога на профессиональный доход, предоставил недостоверные сведения, в связи с чем незаконно получил пособие по безработице на общую сумму 243634 рублей 14 копеек. На данный момент ответчик не предпринял никаких попыток для возврата незаконно полученных социальных выплат в добровольном порядке. На основании изложенного, просит взыскать с ответчика Софронова К.Н. в пользу Государственного казенного учреждения Центр занятости населения Пермского края сумму незаконно полученных социальных выплат в размере 243634 рубля 14 копеек, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче иска в размере 5636 рублей 34 копейки.

    В судебном заседании представитель ГКУ ЦЗН Пермского края Горькавая М.Г. на заявленных требованиях настаивала по доводам искового заявления. Дополнительно пояснила, что заявление для постановки на учет в ГКУ ЦЗН подано Софроновым К.Н. в электронной форме через личный кабинет Общероссийской базы вакансий «Работа в России», где им был введен логин и пароль Госуслуг. После чего система проверяет заявление. Заявление было принято, распределено специалисту Территориального отдела по городскому округу «Город Кудымкар» и Кудымкарскому муниципальному округу ГКУ ЦЗН Пермского края Калину К.С., который в течение 3 дней проверяет данные. В течение 10 дней лицо признается безработным. У Софронова К.Н. была истребована выписка из Пенсионного фонда, сведений о выплатах не имелось. Был вынесен приказ .2022/ПБ-4 от31.03.2022 о признании ответчика зарегистрированным в целях поиска подходящей работы, безработным с 21.03.2022 и назначено пособие на 6 месяцев с 21.03.2022 в размере 64960 рублей 20 копеек. В августе была проведена проверка всех личных дел лиц, состоящих на учете, на статус «Плательщика налога на профессиональный доход». Так было установлено, что Софронов К.Н. зарегистрирован в качестве самозанятого гражданина, что в силу прямого указания закона исключало возможность признания его безработным. 25.08.2022 был издан указ о снятии Софронова К.Н. с регистрационного учета с одновременным прекращением выплат по безработице с 12.08.2022, в связи с получением пособия по безработице обманным путем, а именно, сокрытие факта о том,что является плательщиком налога на профессиональный доход по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 35 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.

    Ответчик Софронов К.Н. в судебном заседании с иском не согласился по доводам письменных возражений. Из письменных возражений следует, что с декабря 2021 ответчик был устроен курьером в <данные изъяты>. Условия трудоустройства не совсем им были поняты. Суть трудоустройства стала понятна позже. Условия, как оказалось, заключались в том, что его специалисты <данные изъяты> зарегистрировали на сайте Федеральной налоговой службы в качестве плательщика налога на профессиональный доход (самозанятого), где указывали доход и с него налог оплачивали. Проработал в <данные изъяты> декабрь 2021 года, январь 2022 года. С учета, как плательщик налога на профессиональный доход, не снялся, об этом даже не знал. В Государственное казенное учреждение Центр занятости населения Пермского края (территориальный отдел по городскому округу «Город Кудымкар» и КМО) обратился в марте 2022 года, обращался трижды. Дважды было отказано в предоставлении услуги в связи с отсутствием недостающих документов, проверяли, как подумал он. Лишь на третий раз признали безработным. На тот период он не имел работы, не обучался в образовательном учреждении и не имел источников дохода. Обманного пути и недобросовестного способа обогащения не искал, корыстных целей не преследовал. 24.08.2022 года сотрудник Центра занятости населения Пермского края довел информацию о том, что он должен вернуть сумму социальных выплат, он тут же снялся с учета как физическое лицо в качестве плательщика налога на профессиональный доход. Обращался в Кудымкарскую городскую прокуратуру по вопросу незаконного требования возврата пособия по безработице. Считает, что его вины в содеянном нет, так как в соответствии с п. 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. № 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы» постановка на регистрационный учет безработных граждан не осуществляется, если и отношении зарегистрированных граждан государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения об отказе в признании их безработными в следующих случаях: д) представления гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания его безработным. В соответствии с пунктом 19 Постановления Правительства РФ от 2 ноября 2021 г. N 1909 «О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации». Не позднее следующего рабочего дня со дня постановки гражданина, обратившегося в центр занятости населения, на регистрационный учет центр занятости населения запрашивает сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, по перечню согласно приложению, в том числе путем направления межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. В соответствии с частями 1,3 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Безработными не могут быть признаны граждане: представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными. Ссылается на нормы ч.1 ст.1102, пункт 3 ст.1109 ГК РФ. Считает, что возвращение денежной суммы поставит ответчика в трудное материальное положение. Его случай не связан с противоправным действием, а связан с нахождением в социально уязвимом положении, не владея достоверной информацией об условиях трудоустройства в <данные изъяты>, не знал о предоставлении специалисту Центра занятости населения Пермского края недостоверной информации, с его сторона информация проверена не была, в том числе, в ходе межведомственного взаимодействия. Просит в удовлетворении исковых требований Государственному казенному учреждению Центр занятости населения Пермского края (территориальный отдел по городскому округу «Город Кудымкар» и КМО) о взыскании незаконно полученных социальных выплат в полном размере отказать.

    Дополнительно пояснил, что никакие доходы на момент, когда состоял на учете в качестве безработного не имел, налоги не уплачивал, не знал о том, что является самозанятым. С сентября 2022 года обучается в ГБПОУ «<данные изъяты>, получает пенсию как ребенок-сирота в размере <данные изъяты> рублей.

Выслушав представителя истца, ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определяет Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее по тексту Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (абзац 2 пункта 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").

Пунктом 20 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2012 года N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях, к подбору подходящей работы". Снятие с регистрационного учета безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в следующих случаях: а) признание гражданина занятым по основаниям, предусмотренным статьей 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"; д) попытка получения либо получение пособия по безработице обманным путем.

В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2020 года N 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее по тексту - Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных), которыми устанавливается порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (действующего на момент возникновения спорных правоотношений).

В целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее по тексту - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (абзац 2 пункта 1 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме) (абзац 2 пункта 1 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее по тексту - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (абзац 2 пункта 2 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

Согласно пункту 3 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы.

Решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме (пункт 8 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

В силу пункта 10 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных при постановке на регистрационный учет граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о том, что они зарегистрированы в качестве безработных в центре занятости населения.

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о размере и сроках выплаты пособия по безработице (пункт 11 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

Пособие по безработице начисляется гражданам с 1-го дня признания их безработными (пункт 12 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

Пунктом 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных установлено, что в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.

В случае получения органами службы занятости сведений о наличии фактов трудовой или иной деятельности, совпадающей с периодом получения гражданином пособия по безработице, осуществляется возврат указанным гражданином полученного пособия по безработице за соответствующий период трудовой или иной деятельности в добровольном или судебном порядке (абзац 2 пункта 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

Как следует из материалов дела и установлено судом, 21.03.2022 Софронов К.Н., <данные изъяты> года рождения посредством портала «Работа в России» обратился в ТО по городскому округу «Город Кудымкар» и Кудымкарскому муниципальному округу ГКУ ЦЗН Пермского края и был зарегистрирован в целях подходящей работы, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 № 460 «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными».

31.03.2022 приказом .2022/ПБ-4 ответчик был признан безработным гражданином с назначением пособия по безработице на период с 21.03.2022 по 20.09.2022 в размере 64960 рублей 20 копеек.

Как следует из искового заявления и установлено в судебном заседании, 12.08.2022 при проверки безработного гражданина в качестве «Плательщика налога на профессиональный доход (самозанятый)», посредством системы межведомственного взаимодействия на ЕЦП «Работа в России», истцом было установлено, что Софронов К.Н. согласно сведений Федеральной налоговой службы имеет статус налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятый).

25.08.2023 в соответствии с п. 2 ст. 35 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» приказом .2022/ПБ-15 было принято решение снять с учета ответчика, в связи с попыткой получения либо получением пособия обманным путем.

За период с 21.03.2022 по 12.08.2022 ответчику было выплачено пособие по безработице в сумме 243634 рубля 14 копеек, что следует из лицевого счета, справки от 25.08.2022 за , акта о выявлении факта незаконного получения социальных выплат от 25.08.2022.

25.08.2023 в адрес регистрации ответчика было направлено требование о необходимости возврата пособия, полученного обманным путем, по реквизитам согласно приложению, и направления в Центр занятости документов, подтверждающих оплату задолженности, в течение месяца с момента получения. Ответчик в письме был уведомлен об уголовной ответственности по ст. 159.2 УК РФ «Мошенничество при получении выплат».

30.08.2022 Центром занятости требование было вручено под роспись ответчику.

Ввиду того, что ответчиком данное пособие не возвращено, истец обратился в суд с соответствующим иском.

Обращаясь в суд с иском о взыскании с Софронова К.Н. незаконно полученного пособия по безработице ГКУ ЦЗН Пермского края ссылалось в обоснование своих требований на то, что ответчик не сообщил о факте самозанятости, в результате чего получил пособие по безработице обманным путем в сумме 243634 рубля 14 копеек. Таким образом, ГКУ ЦЗН Пермского края заявил о недобросовестности Софронова К.Н.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.

Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 года N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат.

В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (части 1 и 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

По данному делу юридически значимым, с учетом исковых требований ГКУ ЦЗН Пермского края, возражений ответчика Софронова К.Н. относительно иска и регулирующих спорные отношения норм материального права является установление того обстоятельства, имела ли место со стороны Софронова К.Н. недобросовестность в получении пособия по безработице.

Поскольку добросовестность гражданина по требованиям о взыскании пособия по безработице презюмируется, бремя доказывания недобросовестности Софронова К.Н. при получении пособия по безработице возлагается на ГКУ ЦЗН Пермского края.

Подлежит принятию во внимание то, что Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и Временными правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных не определены порядок действий получателя пособия по безработице, форма, вид и способ уведомления органа службы занятости об осуществлении им трудовой деятельности.

Кроме того, электронная форма заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, введенная именно в связи с необходимостью реализации мер, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции, не содержала информацию о предоставлении сведений о том, что заявитель зарегистрирован в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятый).

Вместе с тем установлено, что до принятия решения о признании Софронова К.Н. безработным, истцом проверка представленных им сведений, в том числе, касающихся его трудовой деятельности, органом занятости населения произведена не была, оснований полагать, что Софронов К.Н. действовал недобросовестно с целью получения пособия по безработице обманным путем, не имеется.

Согласно части 2 статьи 3 Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" органы службы занятости запрашивают документы и (или) сведения, необходимые для постановки на регистрационный учет безработных граждан и находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.

Таким образом, принимая во внимание компетенцию и полномочия органа службы занятости, в том числе по обеспечению информационного взаимодействия с иными соответствующими органами и организациями, истец мог и должен был узнать о возможном отсутствии у Софронова К.Н. права на получение пособия по безработице.

Информация размещена в открытом доступе на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети Интернет (https://www.nalog.gov.ru/).

Ввиду изложенного, поскольку в действиях ответчика не усматривается недобросовестности при получении пособия по безработице, доказательств иного истцом не предоставлено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Государственного казенного учреждения Центр занятости населения Пермского края к Софронову К.Н. о взыскании неосновательного обогащения в виде незаконно полученного пособия по безработице в сумме 243634 рубля 14 копеек и судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 5636 рублей 34 копейки - отказать.

    На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме 26 мая 2023 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты> Судья Е.Н. Кирова

    

2-519/2023 ~ М-407/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ГКУ Центр занятости населения Пермского края (Территориальный отдел по г. Кудымкару)
Ответчики
Софронов Кирилл Николаевич
Суд
Кудымкарский городской суд Пермского края
Судья
Кирова Елена Николаевна
Дело на странице суда
kudimkarsky--perm.sudrf.ru
11.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.04.2023Передача материалов судье
13.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.04.2023Судебное заседание
15.05.2023Судебное заседание
22.05.2023Судебное заседание
26.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.06.2023Дело оформлено
28.06.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее