Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-472/2024 ~ М-314/2024 от 15.04.2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 июля 2024 года                                                                                   поселок Шексна

        Шекснинский районный суд Вологодской области в составе: федерального судьи Денисовой А.В., при секретаре Шаркевич А.С., с участием представителя истца ФИО2 адвоката ФИО11, действующего на основании доверенности, удостоверения и ордера от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика администрации городского поселения <адрес> ФИО4, действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации Шекснинского муниципального района <адрес>, администрации городского поселения <адрес> о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

        ФИО2 обратился в суд с иском, в котором просит возложить на администрацию Шекснинского муниципального района <адрес> обязанность незамедлительно предоставить ему благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 57 кв.м, состоящее не менее чем из двух жилых комнат, отвечающее санитарным и техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по <адрес>, а также заключить с ним договор социального найма указанного жилого помещения.

      Свои требования обосновал тем, что в его собственности находится <адрес>, что подтверждается Выпиской из ЕГРН. Постановлением администрации городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию городского поселения <адрес> с заявлением о предоставлении ему квартиры по договору социального найма. Несмотря на имеющееся у него внеочередное право, его заявление удовлетворено не было и письмом от ДД.ММ.ГГГГ предложено предоставить документы для постановки на очередь в качестве нуждающегося в жилом помещении, несмотря на то, что в законодательстве отсутствуют указания на срок, в течение которого жилое помещение должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление.

      Протокольным определением суда ДД.ММ.ГГГГ процессуальный статус администрации городского поселения <адрес>, первоначально привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица, изменен на процессуальный статус ответчика по делу.

        В судебное заседание истец ФИО2 не явился, извещен надлежащим образом, направил в суд своего представителя.

        Представитель истца адвокат ФИО11 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил возложить обязанность по их удовлетворению на надлежащего ответчика.

        Ответчик администрация Шекснинского муниципального района <адрес> в судебное заседание своего представителя не направила, ходатайствовала о проведении судебного заседания в его отсутствие, в письменном отзыве, представленном в суд возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что данный спор не затрагивает права и законные интересы администрации Шекснинского муниципального района, поскольку органом уполномоченным обеспечить истца жилым помещением является администрация городского поселения <адрес>.

       Представитель администрации городского поселения <адрес> по доверенности ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление и в дополнениях к отзыву, из которых следует, что в соответствии с пунктом 49 Положения о признании жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , на основании полученного заключения комиссии соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течением 30 календарных дней со дня получения заключения, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения, принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. В силу указанных требований определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных помещений, направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.

       Орган, принявший решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, может предъявить к собственникам помещений в этом доме требование о его сносе или реконструкции в разумный срок. Если собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию дома, земельный участок, на котором расположен этот дом, подлежи изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме. Таким образом, администрация вправе направить указанное требование в сроки определенные для отселения граждан. В настоящее время многоквартирный дом по адресу: <адрес> не включен в региональную программу по переселению граждан из ветхого или аварийного жилья. Собственник жилого помещения, расположенного в аварийном многоквартирном доме, в случае, если жилищные права такого собственника не обеспечиваются в рамках региональной адресно программы, должен быть признан малоимущим, состоять на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения и являться собственником единственного жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания. ФИО2 на учете нуждающихся в администрации городского поселения <адрес> не состоит.

        Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

        В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 14-ФЗ) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, являющимся как нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, так и собственниками жилых помещений, единственные жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Указанным в настоящем пункте собственникам жилых помещений жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди в случае, если в установленном федеральным законодательством порядке не принято решение об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд в целях последующего изъятия такого жилого помещения.

       Федеральным законом № 14-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми гарантии права на внеочередное предоставление жилого помещения гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, распространяются на граждан, являющихся собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания.

       Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд принимает во внимание, что изменения в пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации были внесены в связи с принятием Конституционным Судом Российской Федерации Постановления от ДД.ММ.ГГГГ -П «По делу о проверке конституционности частей 1, 8 и 10 статьи 32 и пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 части 2 и части 3 статьи 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в связи с жалобами граждан ФИО5, ФИО6 и ФИО7, ФИО8». Указанным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации части 1, 8 и 10 статьи 32 и пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ее статьям 7,18,19 (части 1 и 2 ), 40, 45,46 (части 1 и 2 ), 55 (части 2 и 3) и 75.1, в той мере, в какой они – в том числе во взаимосвязи с иными нормативными положениями не обеспечивают системного решения вопроса об условиях и порядке удовлетворения жилищных потребностей граждан, которые признаны малоимущими, состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений и являются собственниками единственного жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания (включая жилое помещение, входящее в состав многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции), когда жилищные права этих граждан не осуществляются в рамках региональной адресной программы по переселению из аварийного жилищного фонда.

       Согласно второму абзацу пункта 1 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации до внесения в действующее правовое регулирование изменений, вытекающих из пункта 1 Постановления, следует исходить из того, что граждане, указанные в пункте 1 резолютивной части Постановления, подлежат внеочередному обеспечению по договору социального найма благоустроенными жилыми помещениями, равнозначными по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд без оплаты возмещения, либо - если уполномоченными органами установлено, что нахождение в жилом помещении, признанном в установленном порядке непригодным для проживания, невозможно или создает непосредственную опасность для жизни и здоровья и при этом внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма не может быть осуществлено – незамедлительному обеспечению жилыми помещениями маневренного фонда на весь период до решения вопроса о способе удовлетворения их жилищных потребностей. Принимая указанное решение Конституционный Суд Российской Федерации проверял соответствие действовавшего на тот момент правового регулирования Конституции Российской Федерации применительно к положению малоимущих граждан – собственников жилых помещений, дальнейшая эксплуатация которых без риска для жизни и здоровья невозможна, на что неоднократно указывал в тексте Постановления. Таким образом, положения пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 14-ФЗ должны применяться в контексте позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П. Согласно данной позиции правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма обладают малоимущие граждане – собственники жилых помещений, единственные жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

       Судом установлено, что Постановлением администрации муниципального образования городское поселение <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Истец ФИО2 является собственником жилого помещения, с кадастровым номером общей площадью 57 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. При этом, на момент приобретения жилого помещения по адресу <адрес>, он являлся собственником 1/4 доли в праве общей долевой собственности на <адрес>, в <адрес> в <адрес>, которую ДД.ММ.ГГГГ передал по договору дарения в собственность родственнику ФИО9, что подтверждается Выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, имея регистрацию в <адрес>, ФИО2 в квартиру не вселялся, фактически в ней не проживал, в исковом заявлении указал местом фактического проживания индивидуальный жилой <адрес>, принадлежащий на праве собственности его родителям. Доказательств того, что является малоимущим истец ФИО2 суду и администрации городского поселения <адрес> не предоставил. Таким образом, перечисленные выше обстоятельства не позволяют отнести ФИО2 к категории граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

        Кроме того, администрация Шекснинского муниципального района <адрес> не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку решение о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу принималось администрацией городского поселения <адрес>. В соответствии с пунктом 2 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ администрация городского поселения <адрес> взяла на себя обязательство осуществить отселение граждан из аварийного многоквартирного дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а в соответствии с пунктом 3 уведомила собственников жилых помещений многоквартирного дома о необходимости выполнения требований пункта 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

         На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

         исковые требования ФИО2 к администрации Шекснинского муниципального района <адрес>, администрации городского поселения <адрес> о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, - оставить без удовлетворения.

        Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Вологодского областного суда через Шекснинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

         Судья                                                                                             А.В. Денисова

           Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

2-472/2024 ~ М-314/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сирота Арсений Владимирович
Ответчики
Администрация городского поселения поселка Шексна
Администрация Шекснинского муниципального района
Другие
Лебедев Дмитрий Александрович - представитель истца Сироты А.В.
Управление муниципальной собственности администрации Шекснинского муниципального района
Суд
Шекснинский районный суд Вологодской области
Судья
Денисова А.В.
Дело на странице суда
sheksninsky--vld.sudrf.ru
15.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.04.2024Передача материалов судье
16.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.05.2024Судебное заседание
09.07.2024Судебное заседание
09.07.2024Судебное заседание
17.07.2024Судебное заседание
17.07.2024Судебное заседание
24.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее