Дело № 2-1337/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 мая 2020 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Цыкаловой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Минаевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Яшкульского района Республики Калмыкия в интересах Элюшевой Ирины Пюрвеевны к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия о возмещении расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг,
у с т а н о в и л:
Прокурор Яшкульского района Республики Калмыкия обратился в суд с указанным иском к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия в интересах Элюшевой И.П., мотивируя свои требования следующим. Прокуратурой Яшкульского района Республики Калмыкия проведена проверка по обращению Элюшевой И.П. по факту непредоставления мер социальной поддержки. Проведенной проверкой установлено, что Элюшева И.П. с 28 апреля 1981 г. работает в Бюджетном учреждении Республики Калмыкия «Яшкульская районная больница» (далее БУ РК «Яшкульская районная больница»). Однако меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 1 января по 31 декабря 2019 г. ей не предоставлялись. Элюшева И.П., являясь медицинским работником, работающим и проживающим в сельской местности, имеет право на возмещение расходов на коммунальные услуги по освещению и отоплению. Так, Элюшева И.П. понесла расходы по оплате коммунальных услуг в указанный период: за отопление в размере 36 211 руб., за электроэнергию в размере 22 671 руб. 99 коп. По адресу проживания Элюшевой И.П. меры поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг предоставлялась за 2019 г. Элюшеву Э.П.: на оплату электроэнергии – 1095 руб. 63 коп. в месяц, на оплату газа в месяцы отопительного сезона – 3482 руб. 87 коп. в месяц. То есть с Министерства здравоохранения Республики Калмыкия в пользу Элюшевой Э.П. подлежит оплата коммунальных услуг за период с 1 января по 31 декабря 2019 г. за отопление - 32728 руб. 13 коп., за электроэнергию – 21576 руб. 36 коп. Просит суд взыскать с Министерства здравоохранения Республики Калмыкия в пользу Элюшевой Э.П. понесенные расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 1 января по 31 декабря 2019 г. в размере 54 304 руб. 49 коп.
В судебном заседании помощник прокурора г. Элисты Манджиева Э.Ц. просила исковые требования удовлетворить.
Истица Элюшева Э.П. в судебное заседание не явилась, согласно телефонограмме просила о рассмотрении дела в её отсутствие, исковые требования удовлетворить.
Представитель Министерства здравоохранения Республики Калмыкия Шевенов Р.Н. в судебное заседание не явился, согласно телефонограмме просил о рассмотрении дела в их отсутствие.
На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации, Президиума Совета судей Российской Федерации от 18 марта 2020 г. № 808 «О приостановлении личного приема граждан в судах» суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Положениями ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 г., предоставлялось право специалистам, работающим и проживающим в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользоваться бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением. При этом перечни категорий специалистов, обеспечиваемых таким помещением, в том числе медицинские работники, и порядок предоставления им жилых помещений устанавливались Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР.
Часть 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. закрепляла право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством до 1 января 2005 г.
Согласно п. 1 ст.153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 г. право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, данный Закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных Федеральным законом.
Частью 2 ст. 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено право Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Согласно положениям преамбулы и ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, предусматривающими, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых законом нормах, Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. При этом вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда, размеры и условия выплаты пособий и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда, размеров и условий выплаты пособий и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Таким образом, исходя из того, что наделение федеральным законодателем органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления полномочием устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинских работников не отменяет ранее установленные в соответствии с федеральным законодательством гарантии и меры социальной поддержки, изменение ранее введенных льгот и компенсаций должно осуществляться с учетом соблюдения принципа правовой определенности, предполагающего сохранение объема получаемых медицинским работником льгот или компенсаций в случае изменения порядка предоставления таких мер.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 07 февраля 2008 года № 383-О-П, закрепленное в п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ правовое регулирование не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01 января 2005 года, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. Соответствующие органы местного самоуправления обязаны осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения) с учетом требований Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ.
Как следует из материалов дела, истица Элюшева И.П. проживает в <адрес> по адресу: <адрес>. С 28 апреля 1981 г. по настоящее время работает в БУ РК «Яшкульская районная больница», то есть в медицинском учреждении республиканского значения, в должности медицинской сестры операционной хирургического отделения.
Судом установлено, что до 1 марта 2005 г. Элюшева И.П. пользовалась льготами, предусмотренными Жилищным кодексом РСФСР и Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, что сторонами не оспаривается.
С учетом вышеназванных норм права, а также позиции Конституционного Суда Российской Федерации, за истицей сохраняется право на получение льгот по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения).
Материалами дела подтверждается, что за период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2019 г. Элюшева И.П. понесла расходы по оплате коммунальных услуг в размере 32 915 руб. 49 коп., из них за отопление (отопительный сезон) в размере 10 243 руб. 50 коп., за электроэнергию - в размере 22 671 руб. 99 коп., а не 36211 руб. как указано в иске (л.д. 14-15).
Согласно справке о составе семьи № 76 от 23 января 2020 г., справке № 32, выданной 24 января 2020 г. КУ РК «Центр социальной защиты населения Яшкульского района», Элюшева И.П. не является получателем мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг. За период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2019 г. по адресу: <адрес>, меры социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг предоставлялись Элюшеву Э.П. (брат истицы). За указанный период сумма начисленных выплат на оплату электроэнергии и сетевого газа в отопительные сезоны оставила 4578 руб. 50 коп.
При таких обстоятельствах, расходы по оплате за газ и освещение за вычетом суммы предоставленных льгот Элюшеву Э.П. (4578 руб. 50 коп.) в размере 28336 руб. 99 коп. подлежат взысканию с ответчика в пользу Элюшевой И.П.
Согласно ст. ст. 333.16, 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении в суд подлежит уплате государственная пошлина в зависимости от цены иска.
В соответствии с подпунктом 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Поскольку прокурор, действующий в интересах Элюшевой И.П., освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, что предусмотрено в Налоговом кодексе Российской Федерации, то в соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
При этом, в соответствии с п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.
По данному делу Министерство здравоохранения Республики Калмыкия – ответчик. Следовательно, ответчик также освобождается от уплаты государственной пошлины.
В связи с чем в бюджет г. Элисты государственная пошлина судом не взыскивается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Яшкульского района Республики Калмыкия в интересах Элюшевой Ирины Пюрвеевны удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Калмыкия в пользу Элюшевой Ирины Пюрвеевны понесенные расходы по оплате за отопление и освещение за период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2019 г. в размере 28336 (двадцать восемь тысяч триста тридцать шесть) руб. 99 (девяносто девять) коп.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Н.А. Цыкалова
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 мая 2020 г. изготовлено в окончательной форме 25 мая 2020 г.