Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1945/2024 ~ М-1396/2024 от 08.04.2024

К делу №2-1945/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    27 августа 2024 г.             г. Майкоп

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе председательствующего - судьи Зубкова Г.А.,

при секретаре судебного заседания Хурай З.Н.,

с участием представителя истца Милютиной Д.Д. – Холодняк Ю.В.,

представителя Управления по опеке и попечительству Администрации МО «Город Майкоп» Романенко М.И.,

представителя Комитета по управлению имуществом МО «Город Майкоп» - Бленегапцевой И.Н.,

представителя Министерства труда и социального развития Республики Адыгея – Удычак Б.Ю.,

представителя Министерства строительства транспорта, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея - Чернышова И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Милютиной Дианы Дмитриевны к Управлению по опеке и попечительству Администрации МО «Город Майкоп», Министерству образования и науки Республики Адыгея, Комитету по управлению имуществом МО «Город Майкоп», Министерству труда и социального развития Республики Адыгея и Министерству строительства транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея о признании незаконным отказа в постановке на учет и признании права на предоставление жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

Ермина Д.К. обратилась в Майкопский городской суд с иском к ответчикам о признании незаконным отказа в постановке на учет и признании права на предоставление жилого помещения. В обоснование иска указала, что она относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать - Ермина Ю.С., решением Майкопского городского суда Республики Адыгеи от 19.04.2012 была лишена в отношении нее родительских прав, а сведения об отце внесены в запись акта о рождении со слов матери.

Истец зарегистрирована по месту жительства в трехкомнатной квартире обшей площадью 62,1 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>. В указанном жилом помещении с 28.06.1990г. также зарегистрирована по месту жительства мать истца, лишённая родительских прав. Права проживания в других жилых помещениях у матери истца нет. Согласно договору приватизации от 10.03.2005 № 122 истцу принадлежит ? доля в праве обшей долевой собственности в названном жилом помещении. Сособственникам спорной квартиры по 1/4 доле в праве общей долевой собственности являются также зарегистрированная в ней мать, лишённая родительских прав и с 2003 года состоящая на диспансерном учёте с диагнозом «синдром зависимости от алкоголя», Гребенникова Е.Г. (тётя истца, унаследовавшая долю Ерминой С. М., имеющая права на вселение в жилое помещение и при этом не являющаяся членом семьи истца в силу части 1 статьи 31 ЖК РФ) и Повелина М.В. (двоюродная неполнородная сестра истца, бывшая опекуном истца до достижения ею 18 лет). Другие жилые помещения у истца отсутствуют.

Актом Управления по опеке и попечительству Администрации муниципального образования "Город Майкоп" от 01.09.2023 г. была установлена возможность проживания Ерминой Д. К. по месту регистрации в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, зарегистрированное в данном жилом помещении, выше учётной нормы и нормы предоставления плошали жилого помещения в муниципальном образовании «Город Майкоп». При этом во внимание были приняты следующие обстоятельства: достижение Ерминой Д. К возраста 25 лет, отсутствие заключённых с истцом договоров социального найма.

На основании указанного акта Министерством образования и науки Республики Адыгея был издан приказ от 09.10.2023 № 1369 об отказе во включении Ерминой Д. К. в список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Считает указанные акты незаконными ввиду их противоречия положениям Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки лиц данной категории, а также положениям Закона Республики Адыгея от 28 12.2012 №159 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Так, по мнению истца, ее проживание в указанном жилом помещении невозможно ввиду проживания в нем Ерминой Ю. С., лишённой родительских прав в отношении истца. Право на обеспечение жилым помещением у истца возникло до 1 января 2013 года и не было реализовано по независящим от нее причинам, поскольку она не была проинформирована уполномоченными органами о наличии у нее права на обеспечение жилым помещением, при этом до настоящего времени она не воспользовалась государственными гарантиями поддержки детей, оставшихся без попечения родителей.

В нарушение норм указанных актов органы местного самоуправления и органы исполнительной власти Республики Адыгея не предприняли должных мер для ее постановки на соответствующий жилищный учет, поскольку обязанность информирования лиц, из числа детей сирот о наличии и порядке предоставления льгот по обеспечению жилыми помещениями следует преимущественно относить к функциям органов опеки и попечительства.

Просила:

- признать незаконным и отменить акт Управления по опеке и попечительству Администрации муниципального образования "Город Майкоп" от 01.09.2023 о признании факта возможности проживания Ерминой Д.К. в ранее занимаемом жилом помещении;

- признать незаконным и отменить приказ Министерства образования н науки Республики Адыгея от 09.10.2023 №1369 об отказе во включении в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями лиц, которые относились к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраст а 23 лет;

- признать за Ерминой Дианой Коншаовной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> <адрес>, ИНН: , право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору социального найма;

- обязать Министерство образования и науки Республики Адыгея включить Ермину Диану Коншаовну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> ИНН: , включить в список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении;

- обязать администрацию Главы Республики Адыгеи и Кабинета Министров Республики Адыгеи предоставить Ермнной Диане Коншаовне. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>. ИНН: вне очереди в срок до 31 декабря 2024 г. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Республики Адыгеи по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В ходе судебного разбирательства, согласно свидетельствам о заключении брака и перемене имени от 10.07.2024г., выданным Отделом ЗАГС г. Майкопа Управления ЗАГС РА, Ерминой Д.К. была присвоена фамилия мужа – Милютина, а также изменено отчество на Дмитриевна.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования уточнила и просила признать незаконным и отменить Акт Управлению по опеке и попечительству Администрации МО Город Майкоп от 01.09.2023г. о признании факта возможности проживания Ерминой Д.К. в ранее занимаемом помещении и приказ Министерства образования и науки Республики Адыгея от 09.10.2023г. № 1369 об отказе во включении в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями лиц, которые относились к категории детей, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет, а также признать за истцом право на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору специализированного найма, обязать Министерство труда и социального развития Республики Адыгея включить ее в список лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением и обязать ответчиков предоставить ей вне очереди благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого в срок до 31.12.2024г.

Представители ответчиков исковые требования не признали, просили суд в их удовлетворении отказать в связи с достижением истцом возраста 23 лет, а также в связи с обеспеченностью жилым помещением.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Милютиной Д.Д. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, постановлением главы муниципального образования «Город Майкоп» от 14.10.2010г. № 721 Повелица М.В. была назначена опекуном над несовершеннолетней двоюродной сестрой Ерминой Д.К. Указанным постановлением также было определено, что несовершеннолетний ребенок рожден вне брака, мать устранилась от ее воспитания и содержания.

Решением Майкопского городского суда Республики Адыгеи от 19.04.2012г., с учетом заключения органа опеки и попечительства Администрации МО «Город Майкоп», Ермина Ю.С. была лишена родительских прав в отношении дочери – истца по настоящему делу. Указанным решением также было установлено, что согласно справке АРНД Ермина Ю.С. состоит на диспансерном учете с диагнозом «Синдром зависимости от алкоголя».

Также из представленных документов усматривается, что на основании договора приватизации от 10.03.2005г. истцу принадлежит на праве собственности ? доля квартиры обшей площадью 62,1 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>. Сособственниками спорной квартиры - по 1/4 доле каждому, являются также мать истца, а также двоюродная сестра и тетя истицы.

Согласно представленным в материалы дела сведениям из ГБУЗ РА «Адыгейский республиканский наркологический диспансер» Ермина Ю.С. в настоящий момент продолжает состоять на диспансерном учете у врача психиатра-нарколога с диагнозом «Синдром зависимости от алкоголя».

14.08.2023г. истец обратилась в уполномоченный орган – Министерство образования и науки Республики Адыгея, с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Актом Управления по опеке и попечительству Администрации муниципального образования "Город Майкоп" от 01.09.2023 г. была установлена возможность проживания Ерминой Д. К. по месту регистрации в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, зарегистрированное в данном жилом помещении, выше учётной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения в муниципальном образовании «Город Майкоп».

На основании указанного акта приказом Министерства образования и науки Республики Адыгея от 09.10.2023 № 1369 было отказано во включении Ерминой Д. К. в список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Согласно постановлению Кабинета министров Республики Адыгея от 18.04.2024г. № 52 Министерство труда и социального развития Республики Адыгея определено в качестве уполномоченного органа исполнительной власти Республики Адыгея в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, включая обеспечение их жилыми помещениями.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Абзацем первым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закреплено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 названного Федерального закона проживание детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

Подпунктом 4 пункта 3 статьи 1 Закона Республики Адыгея от 28 декабря 2012 г. N 159 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в развитие приведенной нормы дополнительно установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным также в случаях проживания в таких жилых помещениях лиц, больных хроническим алкоголизмом или наркоманией.

По смыслу действующего законодательства наличие хотя бы одного из приведенных обстоятельств является основанием для однократного предоставления детям-сиротам и лицам из их числа благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В судебном заседании было установлено, и данное обстоятельство не оспаривалось ответчиками, что с момента лишения Ерминой Ю.С. родительских прав и по настоящее время истец в квартире по месту регистрации не проживает.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 г. N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

Согласно данным Правилам формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации. Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления, в порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией. Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации. В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Согласно Определения Конституционного Суда от 24 июня 2021 г. N 1215-О положения пункта 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепляющие условия сохранения за ними права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения по договорам найма специализированных жилых помещений, подлежат применению с учетом разъяснений, содержащихся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года), о возможности обеспечения жилыми помещениями лиц, не вставших (не поставленных) на учет до достижения возраста 23 лет (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 г. N 1229-О, от 29 января 2019 г. N 185-О и от 30 января 2020 г. N 89-О).

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Вместе с тем, отсутствие данных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения или включения в Список. Требование гражданина об обеспечении его жилым помещением может быть удовлетворено в случае признания таких причин уважительными.

Данные выводы содержатся в абзаце 23 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 года, в котором указано, что суд должен выяснить причины несвоевременной постановки лица указанной категории на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

К уважительным причинам несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей на учет нуждающихся в жилом помещении, могут быть отнесены следующие: ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы; незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении; установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.

Аналогичные разъяснения содержатся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года), и согласуются с разъяснениями Министерства просвещения Российской Федерации (утверждены письмом от 23 июня 2020 г. N ДГ-812/07), касающимися порядка применения абзаца четвертого пункта 3 Правил.

Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г, отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае признания таких причин уважительными суды правомерно удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.

Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 г, при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Соответственно, юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является наличие уважительных причин, препятствовавших истцу обращению в компетентный орган по вопросу постановки на жилищный учет до достижения им возраста 23 лет.

В силу положений части 1 статьи 7 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" основными задачами органов опеки и попечительства для целей данного федерального закона являются: 1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством; 2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; 3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На органы опеки и попечительства возлагаются также иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 2 этой же статьи).

Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства (абзац первый пункта 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, как следует из материалов дела, к моменту лишения родительских прав матери, истец не достигла 18-летнего возраста. Являясь собственником ? доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, истец в силу закона, не имела оснований проживать в данном жилом помещении, в связи с чем орган местного самоуправления обязан был поставить ее на соответствующий жилищный учет.

Между тем, орган опеки и попечительства уклонился от указанных действий и до достижения истцом 23-летнего возраста не проявил необходимой заинтересованности в вопросе ее материального обеспечения и обустройства жизненного уклада, несмотря на закрепленную законодательно обязанность таковых.

Сведений о том, что истцу и ее опекуну компетентным органом было разъяснено наличие у нее соответствующего права, в материалы дела также не представлено.

Таким образом, с учетом установленных обстоятельств дела суд приходит к выводу о том, что истец относился к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имел право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не был поставлен на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, и, соответственно, не реализовала его по сегодняшний день.

Таким образом, в спорном случае имело место бездействие органа опеки и попечительства администрации муниципального образования «Город Майкоп», выразившееся в отсутствии должного внимания к жизненной ситуации ребенка, оставшегося без родительской опеки, препятствующее истцу своевременно реализовать право на социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в установленный законом срок.

В связи с этим суд приходит к выводу о том, что срок для обращения для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пропущен истцом по уважительным причинам. Отсутствие факта постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 23-летнего возраста и достижение истцом возраста 26 лет на момент подачи искового заявления, не может рассматриваться как обстоятельство, влекущее утрату его права на получение жилого помещения, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку истец до настоящего времени не воспользовался государственными гарантиями поддержки детей, оставшихся без попечения родителей.

В связи с этим суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований в части признания незаконными Акта Управлению по опеке и попечительству Администрации МО Город Майкоп от 01.09.2023г. и приказа Министерства образования и науки Республики Адыгея от 09.10.2023г. № 1369.

В части требований истицы об отмене указанных актов (помимо признания незаконными) суд считает необходимым отказать, поскольку в силу положений действующего законодательства правом на отмену актов публичных органов обладают только органы их издавшие (в порядке самоконтроля), а полномочий по их отмене у судов не имеется.

В соответствии со ст. 1 закона Республики Адыгея от 8 апреля 2008 г. N 163 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по предоставлению единовременной выплаты на ремонт жилого помещения" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (включая "Городской округ "Город Майкоп") наделены государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по предоставлению единовременной выплаты на ремонт жилого помещения.

В силу ст. 5 Закона РА № 163 органы государственной власти Республики Адыгея при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий обязаны, в том числе, обеспечивать органы местного самоуправления финансовыми средствами в пределах лимитов, утвержденных в республиканском бюджете Республики Адыгея на очередной финансовый год и на плановый период на осуществление государственных полномочий.

Согласно подпункту 1 и подпункту 2 пункта 2 Порядка расходования субвенций, предоставленных местным бюджетам за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении переданных им государственных полномочий Республики Адыгея в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок), утвержденного постановлением Кабинета Министров республики Адыгея от 02.10.2014 № 242 Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея:

является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея в части передачи субвенций местным бюджетам;

осуществляет предоставление субвенций местным бюджетам в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству на указанные цели в республиканском бюджете Республики Адыгея на очередной финансовый год и плановый период, и в соответствии с соглашением между Министерством и органами местного самоуправления.

Согласно пункту 4 и пункту 6 указанного Порядка уполномоченные органы местного самоуправления (далее - уполномоченные органы) являются администраторами доходов от предоставления субвенции и ежегодно, до 15 декабря года, предшествующего году финансирования, представляют в Министерство бюджетную заявку на предоставление местным бюджетам субвенций по форме, утвержденной Министерством.

Средства республиканского бюджета Республики Адыгея, поступившие в форме субвенций, расходуются уполномоченными органами в соответствии с бюджетным законодательством и законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 постановления администрации МО «Город Майкоп» Республики Адыгея от 23.10.2014 № 731 Комитет по управлению имуществом муниципального образования «Город Майкоп» определен органом, уполномоченным осуществлять приобретение жилых помещений с целью создания специализированного жилищного фонда, в рамках реализации переданных государственных полномочий Республики Адыгея в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях, конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (Определения от 22 марта 2012 года N 509-О-О, от 25 февраля 2013 года N 192-О и др.).

При этом законодатель вправе определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

В Федеральном законе от 29.02.2012 N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" одновременно с упразднением с 1 января 2013 года права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма предусмотрел - расширив при этом основания предоставления жилья - предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда в целях их социализации по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Указанные нормы не обуславливают реализацию права указанной категории лиц на льготное получение жилья наличием финансирования или специализированного жилищного фонда, постановкой на очередь и наступлением очередности.

Из анализа указанных норм права следует, что обеспечение жильем лиц указанной категории должно производиться непосредственно после возникновения указанных в законе обстоятельств в целях социализации указанной категории лиц.

Возложение на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязанности в предоставлении жилья нуждающимся, формирования в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", не предполагает наделение этих органов правом установления очередности обеспечения жильем как условия предоставления жилья в порядке реализации указанного закона.

Исходя из анализа приведенного законодательства и установленных обстоятельств, учитывая, что жилое помещение истцу до настоящего времени не предоставлено, а социальная поддержка может считаться реализованной только после предоставления жилого помещения, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований о признании права на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору специализированного найма, обязании Министерства труда и социального развития Республики Адыгея включить истца в список лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением и обязании предоставить соответствующее жилое помещение вне очереди.

Между тем, в части установления срока такого предоставления жилья – до 31.12.2024г., суд считает необходимым отказать в силу приведенных норм закона, согласно которым жилое помещение лицам указанной категории предоставляется непосредственно после постановки на соответствующий учет.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

исковые требования Милютиной Дианы Дмитриевны к Управлению по опеке и попечительству Администрации МО «Город Майкоп», Министерству образования и науки Республики Адыгея, Комитету по управлению имуществом МО «Город Майкоп», Министерству труда и социального развития Республики Адыгея и Министерству строительства транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея о признании незаконными и отмене решений органа местного самоуправления и органа государственной власти Республики Адыгея, а также о признании права на предоставление жилого помещения – удовлетворить частично.

Признать незаконным Акт Управлению по опеке и попечительству Администрации МО «Город Майкоп» от 01.09.2023г. о признании факта возможности проживания Ерминой Д.К. в ранее занимаемом помещении.

В удовлетворении иска Милютиной Дианы Дмитриевны к Управлению по опеке и попечительству Администрации МО «Город Майкоп» об отмене указанного Акта – отказать.

Признать незаконным приказ Министерства образования и науки Республики Адыгея от 09.10.2023г. № 1369 об отказе во включении в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями лиц, которые относились к категории детей, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет.

В удовлетворении иска Милютиной Дианы Дмитриевны к Министерству образования и науки Республики Адыгея об отмене указанного приказа – отказать.

                 Признать за Милютиной Дианой Дмитриевной, 07.09.1997 г.р., право на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору специализированного найма и обязать Министерство труда и социального развития Республики Адыгея включить Милютину Диану Дмитриевну, 07.09.1997 г.р., в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.

                 Обязать Комитет по управлению имуществом МО «Город Майкоп» предоставить Милютиной Диане Дмитриевне, 07.09.1997 г.р.,    вне очереди благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленных социальных и санитарно – технических норм.

                В иске Милютиной Дианы Дмитриевны к Комитету по управлению имуществом МО «Город Майкоп» в части предоставления указанного жилого помещения в срок до 31.12.2024г. – отказать.

      Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

      Мотивированное решение изготовлено 03.09.2024г.

Председательствующий                       - подпись -              Г.А. Зубков

Уникальный идентификатор дела 01RS0004-01-2024-003004-96

Подлинник находится в материалах дела № 2-1945/2024 в Майкопском городском суде Республики Адыгея.

2-1945/2024 ~ М-1396/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Майкопский городской суд Республики Адыгея
Судья
Зубков Геннадий Анатольевич
Дело на странице суда
maikopsky--adg.sudrf.ru
08.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.04.2024Передача материалов судье
11.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.05.2024Судебное заседание
10.06.2024Судебное заседание
19.06.2024Судебное заседание
30.07.2024Судебное заседание
27.08.2024Судебное заседание
03.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее