Копия Дело №2-158/2024
УИД 16RS9950-01-2023-005886-67
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 января 2024 года г. Казань
Приволжский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Зариповой Л.Н.,
при ведении протокола судебного заседании помощником Огневой Л.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, о назначении пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Истица обратилась в суд с иском к ответчикам Управлению Пенсионного фонда России в <адрес>, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, о назначении пенсии, в обоснование иска указав, что истица ФИО3 является матерью Гафуровой ФИО4, 1989 года рождения. ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1. ч.1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях». Решением № от ДД.ММ.ГГГГ истице было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием документов, подтверждающих право на данный вид пенсии. С данным решением истица не согласна, поскольку ее дочь Гафурова Л.О. являлась ребёнком – инвалидом на основании заключения ВКК, что подтверждается амбулаторной картой ребенка. Иными документами истица не располагает.
На основании изложенного, истица просит признать решение ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; обязать назначить истице досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. ч.1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе судебного разбирательства в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>, ФИО7 (до брака Гафурова) Л.О.
В судебном заседании истица исковые требования поддержала в полном объёме.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> на судебное заседание не явился, извещён, направил возражения на иск (л.д. 29-31), просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>, ФИО7 (до брака Гафурова) Л.О. на судебное заседание не явились, извещены о месте и времени судебного заседания.
Определением Приволжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу по иску ФИО3 к Управлению Пенсионного фонда России в <адрес> Республики Татарстан прекращено.
Выслушав истицу, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно частям 1 и 2 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления.
Согласно пункту 1 части 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет; одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, страховая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины.
В соответствии с частью 3 статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ истице ФИО3 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием документа об инвалидности ребенка, наступившей в возрасте до 18 лет (л.д. 12-13).
Как следует из материалов дела по состоянию на дату обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ у истицы соблюдены следующие необходимые условия, а именно: достижение возраста 50 лет; наличие 15 лет страхового стажа; наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) не менее 25,8 (в наличии 88,46). воспитание ребенка до достижения им возраста 8 лет.
Ответчиком в адрес клиентской службы (на правах отдела) в <адрес> был направлен запрос о направлении первичных справок МСЭ из выплатного пенсионного дела и решение на осуществление ухода за ребенком-инвалидом на ФИО2,.1989 года рождения, на что поступил ответ, что архивное дело ребенка-инвалида ФИО2 в архиве не значится. Имеется дело Гафуровой ФИО4 по случаю потери кормильца. Пенсия по случаю потери кормильца назначена в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ – в <адрес>.
Ответчик отказал в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с тем, что условие о наличии у ребенка инвалидности, наступившей в возрасте до 18 лет и подтвержденной документально, истицей не соблюдено, ввиду отсутствия документов, подтверждающих, что ребенок в установленном законом порядке был признан инвалидом с детства или ребенком-инвалидом.
Пунктом 34 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1015, установлено, что период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, устанавливается решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение по месту жительства лица, за которым осуществляется уход, принимаемым на основании заявления трудоспособного лица, осуществляющего уход, по форме согласно приложению N 3 и документов, удостоверяющих факт и продолжительность нахождения на инвалидности (для инвалидов I группы и детей-инвалидов), а также возраст (для престарелых и детей-инвалидов) лица, за которым осуществляется уход.
В соответствии с пунктами 12, 74 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 958н, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 ФЗ "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие, что ребенок признавался инвалидом с детства или ребенком-инвалидом.
Факт и период нахождения на инвалидности, а также дата и причина установления инвалидности подтверждаются выпиской из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Аналогичные положения содержались в ранее действующих Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 555.
ФИО3 в подтверждение доводов представлена амбулаторная карта ее дочери Гафуровой Л.О., в которой ДД.ММ.ГГГГ сделана запись о том, что ВКК, осмотрев ребенка после консультации в Казанском НИИ ортопедии и травматологии, назначило пособие согласно пр.1265 раздел А, диагноз - сторонний врождённый вывих бедер с нарушениями функций конечностей (л.д. 14).
В ходе судебного разбирательства были направлены запросы в медицинские учреждения <адрес>, учреждения медико-социальной экспертизы для получения сведений о том, что Гафурова Л.О. в установленном законом порядке была признана инвалидом с детства или ребенком-инвалидом.
На запросы суда поступили ответы об отсутствии запрашиваемых сведений (л.д. 53, 68,70).
Также на запрос суда ПАО Сбербанк, в котором как указала истица был открыт счет, на который поступали денежные средства в счет пособия по уходу за ребёнком-инвалидом, сообщило об отсутствии информации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, указанный истицей, а также до ДД.ММ.ГГГГ в связи хранением кредитной организации клиентов в течение 5 лет.
При установленных обстоятельствах, принимая во внимание, что истицей не представлены доказательства факта и периода нахождения на инвалидности, а также дата и причина установления инвалидности ее дочери Гафуровой Л.О., суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований о признании решения № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и возложении обязанности назначить истице досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. ч.1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.
В силу вышеизложенного исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО3 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, о назначении пенсии оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения через Приволжский районный суд г. Казани Республики Татарстан.
Судья:подпись
Копия верна
Судья Приволжского районного суда г. Казани Л.Н. Зарипова