Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-426/2022 ~ М-321/2022 от 27.06.2022

68RS0007-01-2022-000545-78 Дело № 2-426/2022

Решение

Именем Российской Федерации

г. Жердевка Тамбовской области 16 августа 2022 г.

Жердевский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Татарникова Л.А.,

при секретаре Поздняковой О.В.,

с участием помощника прокурора Жердевского района Тамбовской области Жилкиной Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Жердевского района Тамбовской области к администрации Новорусановского сельсовета Жердевского района Тамбовской области о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда,

установил:

Прокурор Жердевского района Тамбовской области обратился в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новорусановского сельсовета Жердевского района Тамбовской области, указывая, что прокуратурой Жердевского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны труда и производственного травматизма, по результатам которой в деятельности администрации Новорусановского сельсовета выявлены нарушения.

В ходе проверки установлено, что администрацией Новорусановского сельсовета в нарушение п. 1 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», специальная оценка условий труда не проведена. В связи с этим нарушаются права работников, а также неопределенного круга лиц, которые могут быть трудоустроены в данную организацию в будущем, на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, льгот и компенсаций, предусмотренных за работу в данных условиях.

В соответствии со ст. 57 ТК РФ условия труда на рабочем месте, а также гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда с указанием характеристик условий труда на рабочем месте являются обязательными для включения в трудовой договор. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

Таким образом, бездействие работодателя, выразившееся в не проведении специальной оценки условий труда, нарушает права работников на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, а также льгот и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством РФ. Просит суд обязать администрацию Новорусановского сельсовета Жердевского района Тамбовской области провести специальную оценку условий труда в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель истца помощник прокурора Жердевского района Тамбовской области Жилкина Т.И. в суде просила удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика администрации Новорусановского сельсовета Жердевского района Тамбовской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания (л.д.15), возражений по заявленному иску в суд не представили.

В предварительном судебном заседании 18.07.2022 глава Новорусановского сельсовета Жердевского района Тамбовской области Бессмертных С.В. пояснил, что ими заключен договор с организацией о проведении специальной оценки рабочих мест, в течение двух недель специальная оценка будет проведена (л.д.14об.).

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

На основании ст. 2 ТК РФ одним из основных принципов трудового законодательства является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

Согласно ст. 21 ТК РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям предусмотренным коллективным договором, а также на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.

Статьей 22 ТК РФ на работодателя возложена обязанность по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективных договоров, соглашений и трудовых договоров, а также обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда.

Статьёй 209 ТК РФ определено, что охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Безопасные условия труда – это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни воздействия таких факторов не превышают установленных нормативов.

В соответствии со ст. 214 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1).

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2).

Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями - религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом (ч. 3).

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе, внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных ч. 1 ст. 17 настоящего Федерального закона.

На основании ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для:

1) разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;

2) информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;

3) обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;

4) осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;

5) организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;

6) установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;

7) установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;

8) расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

9) обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

10) подготовки статистической отчетности об условиях труда;

11) решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

12) рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;

13) определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;

14) принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;

15) оценки уровней профессиональных рисков;

16) иных целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя (ч. 1).

Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (ч. 4).

Из приведённых нормативных положений следует, что специальная оценка условий труда, обязанность по организации и финансированию проведения которой возложена законом на работодателя, проводится в целях создания безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности.

В судебном заседании установлено, что 25.05.2022г. прокуратурой Жердевского района Тамбовской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны труда и производственного травматизма в деятельности Новорусановского сельсовета (л.д.4).

В рамках проведения проверки администрации Новорусановского сельсовета направлен запрос о предоставлении информации о проводимых мероприятиях по управлению профессиональными рисками, о специальной оценке профессиональных рисков, о применении мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней. Также запрашивались сведения о количестве и наименовании должностей, которым положены специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты (л.д.5).

Согласно информации от 27.05.2022, представленной администрацией Новорусановского сельсовета, специальная оценка условий труда не проведена (л.д.6).

Данное нарушение не оспаривается ответчиком, который не представил суду надлежащим образом оформленные документы по специальной оценке условий труда.

Таким образом, бездействие со стороны администрации Новорусановского сельсовета Жердевского района Тамбовской области, выразившееся в не проведении специальной оценки условий труда нарушает право работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, гарантированные Конституцией РФ и Трудовым кодексом РФ, и может повлечь нарушения прав работников на безопасные условия труда.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Жердевского района Тамбовской области к администрации Новорусановского сельсовета Жердевского района Тамбовской области о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда, удовлетворить.

Обязать администрацию Новорусановского сельсовета Жердевского района Тамбовской области провести специальную оценку условий труда, в течение шести месяцев с даты вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Тамбовского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Жердевский районный суд.

Мотивированное решение суда составлено 26.08.2022г.

Председательствующий Л.А. Татарников

2-426/2022 ~ М-321/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Жердевского района Тамбовской области
Ответчики
Новорусановский сельсовет Жердевского района
Суд
Жердевский районный суд Тамбовской области
Судья
Татарников Л.А.
Дело на сайте суда
zherdevsky--tmb.sudrf.ru
27.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.06.2022Передача материалов судье
01.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.07.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.07.2022Предварительное судебное заседание
16.08.2022Судебное заседание
26.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее