Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-188/2023 ~ М-116/2023 от 20.03.2023

Решение в окончательной форме принято 10 мая 2023 г.

2-188/2023

52RS0034-01-2023-000149-57

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 апреля 2023 г.                                                             р.п. Красные Баки

Краснобаковский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Курамшиной Ю.К.,

при секретаре Голубевой Н.В.,

с участием представителя истца пом. прокурора Евдокимова А.Ю.,

представителя ответчика МАОУ ДО ДООЦ "Прометей" Ильина К.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокуратуры Краснобаковского района Нижегородской области к МАОУ ДО ДООЦ "Прометей" об обязании к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Краснобаковского района Нижегородской области обратился в суд с исковым заявлением, мотивируя тем, что прокуратурой Краснобаковского района проведена проверка соблюдения прав инвалидов на доступ к объектам социальной инфраструктуры па территории Краснобаковского муниципального округа.

Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что вход в здание МАОУ ДО ДООЦ «Прометей» не оборудован вывеской с названием образовательного учреждения, местом его нахождения и графиком его работы, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ директору МАОУ ДО ДООЦ «Прометей» внесено представление.

Согласно представленному ответу директора МАОУ ДО ДООЦ «Прометей» от ДД.ММ.ГГГГ нарушения будут устранены перед началом учебного года к ДД.ММ.ГГГГ, что в свою очередь влечет за собой нарушение беспрепятственного доступа к информации неопределенного круга лиц несовершеннолетних, а также иных лиц, имеющих ограничения по зрению.

Таким образом, МАОУ ДО ДООЦ «Прометей» не обеспечен беспрепятственный доступ к информации неопределенного круга лиц несовершеннолетних, а также иных лиц, имеющих ограничения по зрению, что является нарушением прав вышеуказанных лиц на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.

Просит суд обязать МАОУ ДО ДООЦ «Прометей» в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать вход в здание вывеской с названием образовательного учреждения, местом его нахождения и графиком его работы, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Представитель истца пом. прокурора Евдокимов А.Ю. исковые требования поддержал в полном объеме, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Предтсаивтель ответчика МАОУ ДО ДООЦ "Прометей", Ильин Е.О., действующий на основании приказа, не возражал против заявленных исковых требований.

Представитель третьего лица Администрации Краснобаковского муниципального округа в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, согласно представленного ходатайства, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

Суд полагает возможным провести судебное заседание в отсутствии неявившихся участников процесса.

Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

В силу ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).

В силу ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Кроме того, одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Требования о необходимости создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры носят императивный характер и не содержат каких-либо исключений конструктивных особенностей зданий.

Судом установлено, что прокуратурой Краснобаковского района проведена проверка соблюдения прав инвалидов на доступ к объектам социальной инфраструктуры па территории Краснобаковского муниципального округа.

Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что вход в здание МАОУ ДО ДООЦ «Прометей» не оборудован вывеской с названием образовательного учреждения, местом его нахождения и графиком его работы, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ директору МАОУ ДО ДООЦ «Прометей» внесено представление.

Согласно представленному ответу директора МАОУ ДО ДООЦ «Прометей» от ДД.ММ.ГГГГ нарушения будут устранены перед началом учебного года к ДД.ММ.ГГГГ, что в свою очередь влечет за собой нарушение беспрепятственного доступа к информации неопределенного круга лиц несовершеннолетних, а также иных лиц, имеющих ограничения по зрению.

Таким образом, МАОУ ДО ДООЦ «Прометей» не обеспечен беспрепятственный доступ к информации неопределенного круга лиц несовершеннолетних, а также иных лиц, имеющих ограничения по зрению, что является нарушением прав вышеуказанных лиц на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.

Просит суд обязать МАОУ ДО ДООЦ «Прометей» в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать вход в здание вывеской с названием образовательного учреждения, местом его нахождения и графиком его работы, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Статьей 15 Федерального закона № 181-ФЗ определено, что органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации, независимо организационно-правовых форм создают условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 181-ФЗ юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Министерством образования Российской Федерации разработана Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) (письмо Минобразования от 16.04.2001 г. N 29/1524-6). В данной Концепции отмечено, что каждый человек, независимо от состояния здоровья, наличия физического или умственного недостатка, имеет право на получение образования, качество которого не отличается от качества образования, получаемого здоровыми людьми.

Согласно п.п. «а» п. 4 приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а так же оказания им при этом необходимой помощи» руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами в том числе наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Разрешая требования прокурора, исходя из нормативных предписаний ст. ст. 2, 14, 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", п. 4 Приказа Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 года N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи", которыми установлена обязанность организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечить наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, суд приходит к выводу, что здание образовательного учреждения установленным требованиям не отвечает, тогда как вывеска на здании школы, как объекта социальной инфраструктуры, должна содержать информацию о ней в требуемом формате для создания условия для ее получения инвалидами по зрению.

На основании изложенного, следует обязать МАОУ ДО ДООЦ «Прометей» оборудовать вход в здание вывеской с названием образовательного учреждения, местом его нахождения и графиком его работы, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

При определении срока исполнения решения, в силу ст.206 ГПК РФ о возложении на ответчика вышеуказанной обязанности, суд полагает целесообразным установить указанный срок равный 2 (двум) месяцам с момента вступления судебного решения в законную силу, признавая его в данном случае разумным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокуратуры Краснобаковского района Нижегородской области () - удовлетворить.

Обязать МАОУ ДО ДООЦ «Прометей» () оборудовать вход в здание вывеской с названием образовательного учреждения, местом его нахождения и графиком его работы, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне - в течение 2 (двух) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Краснобаковский районный суд в апелляционном порядке.

Судья: п.п.                                                                       Ю.К. Курамшина

Копия верна:

судья:                                                                               Ю.К. Курамшина

2-188/2023 ~ М-116/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Краснобаковского района Нижегородской области
Ответчики
МАОУ ДО ДООЦ "Прометей"
Другие
Администрация Краснобаковского муниципального округа
Суд
Краснобаковский районный суд Нижегородской области
Судья
Курамшина Юлия Константиновна
Дело на сайте суда
kr-bakovsky--nnov.sudrf.ru
20.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.03.2023Передача материалов судье
20.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.03.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.04.2023Предварительное судебное заседание
28.04.2023Судебное заседание
10.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.06.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее