Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-862/2023 ~ М-243/2023 от 13.01.2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

9 марта 2023 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Родиной Т.А.

при секретаре Двинских К.В.

с участием прокурора Сапруновой А.С.

с участием представителя административного истца по доверенности Егоровой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело № 3а-862/2023 по административному исковому заявлению Скворцова Григория Николаевича, Котова Павла Борисовича о признании недействующими нормативных правовых актов в части,

У с т а н о в и л :

Скворцов Г.Н., Котов П.Б. обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просили признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области № 2014 от 19 октября 2020 года, в части включения в него под пунктом 515 нежилого здания с кадастровым номером , Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233, в части включения в него под пунктом 523 нежилого здания с кадастровым номером .

Требования обоснованы тем, что административные истцы являются собственниками перечисленного нежилого здания. Включение здания в Перечни считает необоснованным, поскольку торгово-офисные помещения в здании замают 17,5%, остальные помещения производственного или вспомогательного назначения. Включение объекта в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц, нарушая их права и законные интересы..

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Егорова Т.В.. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Администрация г.о. Самары, привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица, не направила в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что нежилое здание включено в Перечни в соответствии с его наименованием и видом разрешенного использования земельного участка.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 19 октября 2020 года № 2014, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год.

Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержден приказом № 2233 от 22 октября 2021 года.

Нежилое здание с кадастровым номером включено в Перечень на 2021 год под пунктом 515, в Перечень на 2022 год - под пунктом 523.

Приказ министерства от 19 октября 2020 года № 2014 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, в издании "Волжская коммуна", N 171(30955), 21.10.2020.

Приказ министерства № 2233 от 22 октября 2021 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из материалов дела следует, что Скворцову Г.Н. и Котову П.Б. на праве общей долевой собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером площадью 1479,4 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>

Исходя из выписки из Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание имеет назначение - нежилое, наименование –административно-производственное здание.

Согласно технического паспорта на нежилое здание, выполненного МП «бюро технической инвентаризации г. Самары» по состоянию на 21 марта 2003 года, в здании расположены на площади 1479,4 кв.м. кабинеты, лестничные клетки, коридоры, теплоузел, склады, производственные цеха, санузлы, умывальник, основные., подсобные.

Помещения под названием «кабинет» не тождественны понятию «офис».

Остальные помещения являются производственными, складскими, подсобными или вспомогательными и не отвечают признакам офисных или торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.

В связи с этим сведения технического учета не позволяли Министерству включить здание в Перечни.

Нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером с видом разрешенного использования: под административно-производственное здание.

Из представленного административным ответчиком акта осмотра, выполненного ГБУ СО «ЦРР» 15 мая 2020 года, следует, что в здании с кадастровым номером расположен торговый объект площадью 137 кв. м, офисы площадью 127,4 кв. м, выставочный зал ковровых изделий площадью 35,8 кв. м, цех по производству ковровых изделий площадью 464,2 кв. м, механическая мастерская площадью 26,7 кв. м, склады площадью 282,7 кв. м, кладовые площадью 25,8 кв. м, комната охраны площадью 9,2 кв. м.

Общая площадь торгового объекта и офисов составляет 264,4 кв. м., что от общей площади здания составляет 17,87 %.

Выставочный зал ковровых изделий и склады не могут быть отнесены к торговым объектам, поскольку не отвечают критериям торгового объекта: в помещениях отсутствуют ценники на товары, кассы для проведения расчетов с покупателями.

Включение нежилого здания в Перечни на 2021-2022 годы, исходя из наименования здания и вида разрешенного использования земельного участка, является неправомерным, поскольку площадь размещенных в здании объектов торгового, офисного назначения составляет менее 20 % от общей площади здания.

В этой связи суд приходит к выводу о том, что требования административных истцов подлежат удовлетворению.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2021- 2022 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административных истцов будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

Требования Скворцова Григория Николаевича, Котова Павла Борисовича удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года № 2014, в части включения в него под в него под пунктом 515 нежилого здания с кадастровым номером

Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233, в части включения в него под пунктом 523 нежилого здания с кадастровым номером .

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме

Судья: Т.А.Родина

Мотивированное решение изготовлено 10 марта 2023 года.

3а-862/2023 ~ М-243/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Котов П.Б.
Прокуратура Самарской области
Скворцов Г.Н.
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самарской области
Другие
Администрация г.о. Самара
Суд
Самарский областной суд
Судья
Родина Т. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
13.01.2023Регистрация административного искового заявления
13.01.2023Передача материалов судье
16.01.2023Решение вопроса о принятии к производству
16.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.02.2023Судебное заседание
09.03.2023Судебное заседание
10.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее