Дело № г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 февраля 2023 года <адрес>
Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе:
председательствующего судьи Белхароева Т.А.,
при секретаре Ахильгове М.Б.,
с участием представителя истца Матиева И.И., действующего на основании доверенности №<адрес>7 от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя Министерства труда, занятости и социального развития РИ Г. М.Б., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Евлоева А. М. в интересах ребенка-инвалида Евлоева М. А. к Министерству труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия о возложении обязанности произвести работы по приведению пандуса в соответствие с требованиями закона и взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Представитель истца Евлоева А.М. – Матиев И.И. обратился в суд с указанным исковым заявлением, в котором просит обязать Министерство труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия произвести работы по установке пандуса в соответствии с требованиями законодательства "СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001" и кнопки вызова для инвалидов, а также взыскать с Министерства труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
Исковое заявление мотивирует тем, что истец Евлоев А. М., является законным представителем ребенка-инвалида, Евлоева М. А., 2011 года рождения, использующего кресло-коляску.
При посещении клиентской службы социальной защиты населения <адрес> и <адрес> по адресу: <адрес>, Евлоева А.М. вместе с сыном столкнулся с трудностями и нарушениями (отсутствует пандус) законодательства, в части доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения, а именно: при входе в здание отсутствует пандус, отсутствует кнопка вызова помощи, отсутствует надлежащим образом оборудованный подъемник для маломобильных граждан.
ДД.ММ.ГГГГ им была отправлена по почте досудебная претензия в адрес Министерства труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия, с просьбой устранить нарушения, путем установки пандуса для инвалидов-колясочников и кнопки вызова.
В ответ на его обращение был получен письменный ответ от Министерства труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия за № от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому, министерство приносит свои извинения за трудности и неудобства, причиненные истцу, при посещении клиентской службы социальной зашиты населения <адрес> и <адрес>, хотя вины своей не признает.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена индивидуальный предприниматель Котиева Л.А.
В судебном заседании представитель истца Матиев И.И. иск поддержал, просил его удовлетворить по мотивам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель М. Г. М.Б. возражал против удовлетворения исковых требований, по основаниям, изложенным им в возражениях на исковое заявление.
Истец Евлоев А.М., третье лицо Котиева Л.А., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела,в суд не явились.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ представитель Евлоева А.М. Матиев И.И. обратился в М. Ингушетии с досудебной претензией по поводу отсутствия пандуса и кнопки вызова в помещении клиентской службы социальной защиты населения <адрес> и <адрес>, ссылаясь на то, что при посещении данного учреждения его доверитель, являющий законным представителем ребенка-инвалида, использующего кресло-коляску, столкнулся с трудностями, связанными с отсутствием пандуса у входа в здание.
В ответе М. Ингушетии от ДД.ММ.ГГГГ №, Министерство приносит свои извинения за трудности и неудобства, причиненные истцу, при посещении клиентской службы социальной зашиты населения <адрес> и <адрес>, хотя вины своей не признает, также до истца была доведена информация о том, что нарушения законодательства в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещению допущены не по вине М. Ингушетии, поскольку в силу закона обязанность по приведению помещения в соответствие с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и нормам Закона №- ФЗ возлагается на ИП Котиева М.М. (Арендодателя), как на собственника помещения.
Предусмотрев в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Закон № 181-ФЗ) полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
В соответствии с положениями Закона № 181-ФЗ инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии с подп. 25 п. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации, независимо от их организационно-правовых форм, обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в том числе условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам (статья 15 Закона № 181-ФЗ).
Согласно п. 5.1.9. СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках или с недостатками зрения, следует размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы для инвалидов (далее - подъемные платформы) или лифты.
Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
В силу п. 3 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» положения части первой статьи 15 Закона № 181-ФЗ в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с ДД.ММ.ГГГГ исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
В соответствии с ч. 8 ст. 15 Закона № 181-ФЗ в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Вытекающая из норм действующего законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №).
Судом установлено, что на основании договора аренды жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, индивидуальный предприниматель Котиев М.М. передал Министерству труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия в лице министра Муталиева Х.Т. помещения, расположенные по адресу: <адрес>, общей площадью 580 кв.м.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд приходит к выводу, что обязанность по приведению помещения в соответствие с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и нормам Закона №- ФЗ лежит на предпринимателе Котиеве М.М., как собственнике нежилого помещения.
В судебном заседании стороной истца не приведеныдоказательства, подтверждающие обязанность М. Ингушетии, как арендатора помещения, по обеспечению доступности помещения для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Также стороной истца в судебном заседании не представлено доказательств того, что ребенок-инвалид Евлоев М.А.по какому-либо вопросу посещал помещение клиентской службы социальной защиты населения <адрес>,расположенное по адресу: <адрес>, в связи с чем нельзя признать доказанным факт нарушения его прав со стороны ответчика.
Ответить на вопросы суда о том, когда конкретно и по какому вопросу Евлоев А.М. вместе с ребенком-инвалидом посещал указанное выше учреждение, представитель истца затруднился. Сам Евлоев А.М., несмотря на неоднократные отложения судебного разбирательства по делу, для дачи соответствующих пояснений в суд не явился.
Кроме того, согласно информации, предоставленной в судебном заседании представителем ответчика, в настоящее время отделы социальной защиты населения <адрес> и по <адрес> Министерства труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия, расположены по адресу: <адрес>, Х-Б. Муталиева, 6.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п.3 ст.123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
Таким образом, исковые требования Евлоева А.М. о возложении обязанности наМинистерство труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия произвести работы по приведению пандуса в соответствие с требованиями закона удовлетворению не подлежат.
В связи с отказом истцу в удовлетворении основных требований не подлежат удовлетворению и производные от основного иска требования, а именно о компенсации морального вреда.
Доказательств нарушения личных неимущественных прав действиями ответчика, причинения ему нравственных или физических страданий в результате действий ответчика, доказательств нарушения его прав как лица, относящегося к социально незащищенной категории граждан, которые бы свидетельствовали о причинении ему морального вреда истцом, в судебном заседании не представлено.
При таких обстоятельствах, исковые требования Евлоева А.М. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Евлоева А. М. в интересах ребенка-инвалида Евлоева М. А. к Министерству труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия о возложении обязанности произвести работы по приведению пандуса в соответствие с требованиями закона и взыскании компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий:
Копия верна:
Судья Магасского районного суда Т.А. Белхароев