Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-688/2023 (2-4268/2022;) ~ М-4027/2022 от 02.12.2022

    Дело г.

    Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

    22 февраля 2023 года                                                                                              <адрес>

    Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе:

    председательствующего судьи Белхароева Т.А.,

    при секретаре Ахильгове М.Б.,

с участием представителя истца Матиева И.И., действующего на основании доверенности №<адрес>7 от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя Министерства труда, занятости и социального развития РИ Г. М.Б., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Евлоева А. М. в интересах ребенка-инвалида Евлоева М. А. к Министерству труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия о возложении обязанности произвести работы по приведению пандуса в соответствие с требованиями закона и взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

    Представитель истца Евлоева А.М.Матиев И.И. обратился в суд с указанным исковым заявлением, в котором просит обязать Министерство труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия произвести работы по установке пандуса в соответствии с требованиями законодательства "СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001" и кнопки вызова для инвалидов, а также взыскать с Министерства труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

Исковое заявление мотивирует тем, что истец Евлоев А. М., является законным представителем ребенка-инвалида, Евлоева М. А., 2011 года рождения, использующего кресло-коляску.

При посещении клиентской службы социальной защиты населения <адрес> и <адрес> по адресу: <адрес>, Евлоева А.М. вместе с сыном столкнулся с трудностями и нарушениями (отсутствует пандус) законодательства, в части доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения, а именно: при входе в здание отсутствует пандус, отсутствует кнопка вызова помощи, отсутствует надлежащим образом оборудованный подъемник для маломобильных граждан.

ДД.ММ.ГГГГ им была отправлена по почте досудебная претензия в адрес Министерства труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия, с просьбой устранить нарушения, путем установки пандуса для инвалидов-колясочников и кнопки вызова.

В ответ на его обращение был получен письменный ответ от Министерства труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия за от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому, министерство приносит свои извинения за трудности и неудобства, причиненные истцу, при посещении клиентской службы социальной зашиты населения <адрес> и <адрес>, хотя вины своей не признает.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена индивидуальный предприниматель Котиева Л.А.

В судебном заседании представитель истца Матиев И.И. иск поддержал, просил его удовлетворить по мотивам, изложенным в исковом заявлении.

    Представитель М. Г. М.Б. возражал против удовлетворения исковых требований, по основаниям, изложенным им в возражениях на исковое заявление.

Истец Евлоев А.М., третье лицо Котиева Л.А., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела,в суд не явились.

        Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

        Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).

        В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ представитель Евлоева А.М. Матиев И.И. обратился в М. Ингушетии с досудебной претензией по поводу отсутствия пандуса и кнопки вызова в помещении клиентской службы социальной защиты населения <адрес> и <адрес>, ссылаясь на то, что при посещении данного учреждения его доверитель, являющий законным представителем ребенка-инвалида, использующего кресло-коляску, столкнулся с трудностями, связанными с отсутствием пандуса у входа в здание.

        В ответе М. Ингушетии от ДД.ММ.ГГГГ , Министерство приносит свои извинения за трудности и неудобства, причиненные истцу, при посещении клиентской службы социальной зашиты населения <адрес> и <адрес>, хотя вины своей не признает, также до истца была доведена информация о том, что нарушения законодательства в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещению допущены не по вине М. Ингушетии, поскольку в силу закона обязанность по приведению помещения в соответствие с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и нормам Закона - ФЗ возлагается на ИП Котиева М.М. (Арендодателя), как на собственника помещения.

        Предусмотрев в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Закон № 181-ФЗ) полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

        В соответствии с положениями Закона № 181-ФЗ инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

        В соответствии с подп. 25 п. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.

        Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации, независимо от их организационно-правовых форм, обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в том числе условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам (статья 15 Закона № 181-ФЗ).

        Согласно п. 5.1.9. СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках или с недостатками зрения, следует размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы для инвалидов (далее - подъемные платформы) или лифты.

        Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

        В силу п. 3 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» положения части первой статьи 15 Закона № 181-ФЗ в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с ДД.ММ.ГГГГ исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

        В соответствии с ч. 8 ст. 15 Закона № 181-ФЗ в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

        Вытекающая из норм действующего законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ ).

        Судом установлено, что на основании договора аренды жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, индивидуальный предприниматель Котиев М.М. передал Министерству труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия в лице министра Муталиева Х.Т. помещения, расположенные по адресу: <адрес>, общей площадью 580 кв.м.

        Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд приходит к выводу, что обязанность по приведению помещения в соответствие с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и нормам Закона - ФЗ лежит на предпринимателе Котиеве М.М., как собственнике нежилого помещения.

В судебном заседании стороной истца не приведеныдоказательства, подтверждающие обязанность М. Ингушетии, как арендатора помещения, по обеспечению доступности помещения для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

        Также стороной истца в судебном заседании не представлено доказательств того, что ребенок-инвалид Евлоев М.А.по какому-либо вопросу посещал помещение клиентской службы социальной защиты населения <адрес>,расположенное по адресу: <адрес>, в связи с чем нельзя признать доказанным факт нарушения его прав со стороны ответчика.

        Ответить на вопросы суда о том, когда конкретно и по какому вопросу Евлоев А.М. вместе с ребенком-инвалидом посещал указанное выше учреждение, представитель истца затруднился. Сам Евлоев А.М., несмотря на неоднократные отложения судебного разбирательства по делу, для дачи соответствующих пояснений в суд не явился.

Кроме того, согласно информации, предоставленной в судебном заседании представителем ответчика, в настоящее время отделы социальной защиты населения <адрес> и по <адрес> Министерства труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия, расположены по адресу: <адрес>, Х-Б. Муталиева, 6.

        Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п.3 ст.123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

        Таким образом, исковые требования Евлоева А.М. о возложении обязанности наМинистерство труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия произвести работы по приведению пандуса в соответствие с требованиями закона удовлетворению не подлежат.

        В связи с отказом истцу в удовлетворении основных требований не подлежат удовлетворению и производные от основного иска требования, а именно о компенсации морального вреда.

        Доказательств нарушения личных неимущественных прав действиями ответчика, причинения ему нравственных или физических страданий в результате действий ответчика, доказательств нарушения его прав как лица, относящегося к социально незащищенной категории граждан, которые бы свидетельствовали о причинении ему морального вреда истцом, в судебном заседании не представлено.

        При таких обстоятельствах, исковые требования Евлоева А.М. удовлетворению не подлежат.

        На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198ГПК РФ,

        Р Е Ш И Л:

        В удовлетворении исковых требований Евлоева А. М. в интересах ребенка-инвалида Евлоева М. А. к Министерству труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия о возложении обязанности произвести работы по приведению пандуса в соответствие с требованиями закона и взыскании компенсации морального вреда, отказать.

        Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

        Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

        Председательствующий:

        Копия верна:

        Судья Магасского районного суда                                                   Т.А. Белхароев

2-688/2023 (2-4268/2022;) ~ М-4027/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Евлоев Алихан Муссаевич-(в интересах ребенка Евлоева Магомеда Алихановича)
Ответчики
Министерство труда, занятости и социального развития РИ
Суд
Магасский районный суд Республики Ингушетия
Судья
Белхароев Т.А.
Дело на странице суда
magassky--ing.sudrf.ru
02.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.12.2022Передача материалов судье
02.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.12.2022Подготовка дела (собеседование)
21.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.01.2023Судебное заседание
02.02.2023Судебное заседание
22.02.2023Судебное заседание
22.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.05.2023Дело оформлено
29.05.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее