УИД № 57RS0022-01-2023-003533-19 Производство № 2-3533/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 декабря 2023 года г. Орел
Заводской районный суд г. Орла в составе
председательствующего судьи Шалаевой И.В.,
при секретаре судебного заседания Середа И.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Позднякова Владимира Александровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
установил:
Поздняков В.А. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В обоснование заявленных требований указал, что (дата обезличена) обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Однако пенсионным органом ему было отказано, поскольку документально подтвержденные периоды проживания истца на территории с льготным социально-экономическим статусом с (дата обезличена) по (дата обезличена) и с (дата обезличена) по (дата обезличена) составляют 4 года 6 месяцев 3 дня, что дает право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 1 год по достижении 59 лет.
Вместе с тем, в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) он являлся военнослужащим войсковой части 93872, проходил службу в должности повара столовой, расположенной в полевом учебном центре с дислокацией в (адрес обезличен).
После окончания службы (дата обезличена) истец вернулся в дом родителей, расположенный по адресу: (адрес обезличен) и проживал в нем до (дата обезличена), а также в период с (дата обезличена) по (дата обезличена).
Данные населенные пункты – (адрес обезличен) на момент аварии на Чернобыльской АЭС относились к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В связи с изложенным, истец Поздняков В.А., с учетом уточнения требований, просил суд установить факт проживания на территории радиоактивного загрязнения в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) и признать за ним право на досрочное назначение пенсии с учетом уменьшения возраста выхода на пенсию на 2 года, возложить на ответчика обязанность назначить ему пенсию с момента возникновения права – (дата обезличена).
В судебном заседании истец Поздняков В.А. и его представитель Чернышова И.Н. уточненные требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика – Ковалева Н.Л. исковые требования не признала и просила суд отказать в их удовлетворении ввиду отсутствия документальных доказательств, подтверждающих проживание истца на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в спорный период.
Выслушав объяснения участников процесса, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных техногенных катастроф.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) (далее – Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1), согласно которой гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в ч. 1.1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости – 10 лет).
Применительно к ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) следует учитывать ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в соответствии с которой право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно ст. 34 приведенного выше Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При этом в соответствии с примечанием к ст. 35 указанного Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» до 01.02.1998 применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 № 237-р.
Исходя из вышеуказанного Перечня, населенные пункты – (адрес обезличен) Орловского района Орловской области и д. (адрес обезличен) Орловского района Орловской области относились к зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Как следует из материалов дела, (дата обезличена) истец обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области с заявлением о назначении пенсии со снижением общепринятого пенсионного возраста в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области от (дата обезличена) в установлении Позднякову В.А. пенсии по старости, предусмотренной Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», отказано в связи с отсутствием права. Одновременно пенсионным органом засчитаны в периоды проживания истца на загрязнённой территории вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС периоды с (дата обезличена) по (дата обезличена) и с (дата обезличена) по (дата обезличена), то есть 4 года 6 месяцев 3 дня, что дает право истцу на назначение досрочной страховой пенсии по старости по достижении возраста 59 лет.
Обращаясь в суд с настоящими требованиями, Поздняков В.А. ссылался на то, что он родился и проживал вместе с семьей в (адрес обезличен) Орловского района Орловской области, с (дата обезличена) по (дата обезличена) являлся военнослужащим войсковой части 93872, проходил службу в полевом учебном центре с дислокацией в населенном пункте (адрес обезличен) Орловского района Орловской области, а после окончания службы (дата обезличена) вернулся в дом родителей в (адрес обезличен) и проживал в нем до (дата обезличена), а также в период с (дата обезличена) по (дата обезличена).
Проверяя доводы истца, судом установлено, что согласно данным паспорта Поздняков В.А., (дата обезличена) года рождения, уроженец (адрес обезличен) Орловского района Орловской области, зарегистрирована по адресу: (адрес обезличен) (дата обезличена) по настоящее время.
Согласно справке от (дата обезличена) (номер обезличен), за подписью начальника отдела кадров войсковой части (номер обезличен) ФИО5, Поздняков В.А. был в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) он являлся военнослужащим войсковой части 93872, проходил службу в должности повара столовой, расположенной в полевом учебном центре с дислокацией в населенном пункте (адрес обезличен) Орловского района Орловской области.
Как видно из военного билета истца (номер обезличен) Поздняков В.А. (дата обезличена) был уволен (демобилизован) в запас и направлен в Орловский РВК Орловской области. Имеются отметки о постановке на учет (дата обезличена) и снятии с учета (дата обезличена) (информация скрыта)).
Согласно домовой книге для прописки граждан, проживающих в (адрес обезличен) Орловского района, Поздняков В.А. прибыл в (адрес обезличен) из Советской Армии (дата обезличена), снят с регистрационного учета (дата обезличена).
Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО6 и ФИО7 также подтвердили факт постоянного проживания истца в спорный период в зоне радиоактивного загрязнения.
Не доверять показаниям вышеназванных свидетелей оснований не имеется, их показания суд считает достоверными, поскольку они согласуются между собой, пояснениями истца и представленными письменными доказательствами.
По смыслу закона каких-либо ограничений в способах доказывания пенсионное законодательство не содержит, и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, в том числе и показания свидетелей.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о признании за Поздняковым В.А. права на получение льготной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в общей сложности на 2 года.
Доводы представителя ответчика об отсутствии у истца права на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста являются несостоятельными, поскольку судом безусловно установлено, а стороной ответчика не опровергнуто, что Поздняков В.А. в спорный период с (дата обезличена) по (дата обезличена) проживал на территории, подвергшейся загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, и соответственно носящей льготный социально-экономический статус.
В силу ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом признания за Поздняковым В.А. права на назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также с учетом включенного пенсионным органом периода проживания на загрязненной территории, принимая во внимание, что к ответчику истец обратился (дата обезличена), то обязанность по выплате пенсии в соответствии с ч.1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» у ответчика возникает с (дата обезличена), поскольку страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на нее.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Позднякова Владимира Александровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС – удовлетворить.
Признать за Поздняковым Владимиром Александровичем, (дата обезличена) года рождения, право на назначение пенсии в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения возраста выхода на пенсию на 2 (два) года.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области назначить и производить выплату пенсии Позднякову Владимиру Александровичу с (дата обезличена).
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.
Решение в окончательной форме изготовлено 09.01.2024.
Судья И.В. Шалаева