УИД: 59RS0004-01-2023-000561-42
Дело № 2-1610/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 марта 2023 года город Пермь
Ленинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Милашевич О.В.,
при секретаре судебного заседания Батуевой К.М.,
с участием представителя истца Каменских В.С.,
представителя ответчика Джамбальян И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Очерского района Пермского края к Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» о возложении обязанности провести капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме,
у с т а н о в и л:
прокурор Очерского района Пермского края обратился в суд с иском к НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» о возложении обязанности провести в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Пермский край, г. Очер, ул. Боровая, д.4 капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы водоотведения в срок до 31.07.2023.
В обоснование заявленного требования указал, что в рамках проведенной проверки исполнения обязанности по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных на территории Очерского городского округа, было установлено, что на 20.12.2022 запланированный на 2020 г., программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края на 2014-2044 годы, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п, на 2018-2020 гг. капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы водоотведения многоквартирного дома, расположенного по адресу: Пермский край, г. Очер, ул. Боровая, д.4 не проведен. Таким образом, обязанность НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» по ремонту не исполнена, что является недопустимым, поскольку нарушаются жилищные права граждан, более того не проведение капитального ремонта ведет к ухудшению характеристик дома.
Представитель истца в судебном заседании поддержала заявленные требования по доводам искового заявления.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на иск. Пояснил, что является исполнителем региональной программы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах. МКД по адресу: Пермский край, г. Очер, ул. Боровая, д.4 включен в программу. На 2018-2020 гг. запланировано комплексное обследование, ремонт внутридомовой инженерной системы водоотведения. Во исполнение программы 14.06.2019 заключен договор на разработку проектно-сметной документации с ООО «АудитЭнергоПроект». Не согласившись с качеством и объемом выполненных работ, Фонд проектно-сметную документацию не принял. В связи с просрочкой исполнения обязательств договор в одностороннем порядке Фондом был расторгнут. В Арбитражном суде Пермского края рассматривается исковое заявление ООО «АудитЭнергоПроект» о признании одностороннего отказа от договора незаконным, взыскании денежных средств, встречного искового заявления Фонда к ООО «АудитЭнергоПроект» о взыскании неустойки и штрафа. Без приемки проектно-сметной документации невозможно заключение договора на проведение строительно-монтажных работ.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив доводы, изложенные в исковом заявлении, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Положениями пункта 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
В соответствии с положениями пункта 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
В силу положений части 1 статьи 166 Жилищного кодекса РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт внутридомовой инженерной системы водоотведения ; ремонт фундамента многоквартирного дома.
В соответствии с частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Частью 1 статьи 182 Жилищного кодекса РФ установлено, что региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Обязанности регионального оператора в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме предусмотрены частью 2 статьи 182 Жилищного кодекса РФ.
Региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (часть 6 статьи 182 Жилищного кодекса РФ).
Согласно ч. 1 ст. 21 Закона Пермского края от 11.03.2014 № 304-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края» (далее - Закон № 304-ПК), региональным оператором в Пермском крае является Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае».
На основании ст. 22 Закона № 304-ПК, предметом деятельности регионального оператора является обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, в том числе финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п, утверждена Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014 - 2044 годы.
Согласно перечню к указанной программе, многоквартирный дом, расположенный по адресу: Пермский край, г. Очер, ул. Боровая, д.4, по состоянию на 1979 г. имел величину износа 6%, в связи с чем были определены плановые периоды проведения капитального ремонта в доме: на 2018-2020 годы – комплексное обследование, ремонт внутридомовой инженерной системы водоотведения (л.д. 12).
14.06.2019 НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» с победителем аукциона ООО «АудитЭнергоПроект» заключил договор на выполнение работ на разработку проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов № ПД-00088/2019. По условиям договора срок окончания работ – не позднее 90 календарных дней с даты заключения договора (п. 1.6).
06.12.2022 на основании поступившего 01.12.2022 обращения, прокурором Очерского района принято решение о проведении проверки исполнения требований законодательства о проведении капитального ремонта в отношении НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» (л.д. 9).
12.12.2022 Фондом в адрес прокурора Очерского района направлен ответ, согласно которому конкурсные процедуры по отбору подрядных организаций на разработку проектно-сметной документации и на проведение работ по капитальному ремонту не проводились ввиду недостатка денежных средств для проведения запланированных работ. Заключенный с подрядной организацией ООО «АудитЭнергоПроект» договор на выполнение работ на разработку проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов № ПД-00088/2019 от 14.06.2019, в т.ч. в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: Пермский край, г. Очер, ул. Боровая, д.4, расторгнут в одностороннем порядке. С апреля 2020 г. введены ограничения, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции (СОVID-19) на территории Пермского края, которые повлияли на деятельность регионального оператора и подрядных организаций.
Согласно акту проверки от 20.12.2022, составленному помощником прокурора Очерского района Бартовым И.Н., установлено, что НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» работы по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы водоотведения многоквартирного дома, расположенного по адресу: Пермский край, г. Очер, ул. Боровая, д.4 не проведены, обязанность по проведению работ по капитальному ремонту дома в 2020 году не исполнена, каких-либо уважительных причин отсутствия капитального ремонта не представлено (л.д. 10).
Оценив установленные в судебном заседании обстоятельства в совокупности с вышеуказанными правовыми нормами, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.
По состоянию на дату вынесения решения, установленные региональной программой сроки и виды работ по капитальному ремонту в отношении многоквартирного дома по адресу: Пермский край, г. Очер, ул. Боровая, д.4, которые должны быть проведены в период с 2018-2020 годы (ремонт внутридомовой инженерной системы водоотведения) НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» не проведены. Установленные сроки проведения работ не переносились, доказательств обратного суду не представлено.
Таким образом, в силу положений действующего законодательства, на НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» необходимо возложить обязанность по проведению капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: Пермский край, г. Очер, ул. Боровая, д.4.
То обстоятельство, что в Арбитражном суде Пермского края рассматривается гражданское дело по иску ООО «АудитЭнергоПроект» к НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» о признании одностороннего отказа от договора незаконным, взыскании денежных средств и встречному исковому заявлению НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» к ООО «АудитЭнергоПроект» о взыскании неустойки и штрафа, не свидетельствует об освобождении ответчика от исполнения региональной программы, с учетом того, что ответчиком не представлены доказательства ее исполнения в части проведения ремонта внутридомовой инженерной системы водоотведения в полном объеме и надлежащим образом.
Разрешая вопрос о сроке, необходимом ответчику для выполнения возложенной на него обязанности, учитывая, длительность конкурсных процедур, сезонность проведения работ, их сложность, а также объем работ по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы водоотведения, суд считает необходимым и достаточным предоставить ответчику срок до 31.10.2023.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
возложить на Некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» (ИНН 5902990563, ОГРН 1145958003366) обязанность провести в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: Пермский край, г. Очер, ул. Боровая, д.4, капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы водоотведения в срок до 31.10.2023.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий. подпись О.В. Милашевич
Копия верна.
Судья О.В. Милашевич
Мотивированное решение изготовлено 22.03.2023
Подлинное решение вшито в материалы дела № 2-1610/2023
Ленинского районного суда г. Перми