Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1/2024 (2-478/2023;) ~ М-411/2023 от 02.08.2023

Дело № 2-1/2024

61RS0031-01-2023-000493-26

РЕШЕНИЕ.

Именем Российской Федерации

10 января 2024 года станица Егорлыкская Ростовской области.

Егорлыкский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Попова С.А.,

с участием представителя Павленко Н.В. – Приваловой Т.В.,

при секретаре Левченко М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павленко Николая Валентиновича к Администрации Егорлыкского района о признании права собственности на здание магазина с кадастровым номером по <адрес> площадью 411кв.м., третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация Егорлыкского сельского поселения,

УСТАНОВИЛ:

В Егорлыкский районный суд обратился Павленко Н.В. с иском к Администрации Егорлыкского района о признании права собственности на здание магазина с кадастровым номером по пер. <адрес> площадью 411кв.м., ссылаясь на то, что в ходе реконструкции жилого дома в магазин произвел отступление от проекта без получения необходимых разрешений, в связи с чем лишен возможности зарегистрировать свои права на магазин в досудебном порядке.

В заседании суда представитель Павленко Н.В. – Привалова Т.В. требования своего доверителя поддержала.

Павленко Н.В., Администрации Егорлыкского района и Егорлыкского сельского поселения в заседание суда не прибыли, хотя о слушании дела извещены. Поэтому дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ (л.д. 174-176).

Выслушав представителя Павленко Н.В. – Привалову Т.В., исследовав материалы дела, обсудив все доводы, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1-2 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

В силу ст. 51 Градостроительного кодекса РФ на строительство и реконструкцию объекта капитального строительства требуется разрешение на строительство, выдаваемое органом местного самоуправления.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, п. 20 ч. 1, ч. 3-4 ст. 14 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 1.1 ст. 12 Областного Закона Ростовской области «О местном самоуправлении в Ростовской области» с 01.01.2017 решение о сносе самовольной постройки в сельской местности относится к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений, а выдача разрешений на строительство либо реконструкцию в сельской местности относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов. Такие разрешения выдаются при поступлении от застройщика уведомления о планируемом строительстве (реконструкции) и выдается в форме уведомления о допустимости такого строительства либо реконструкции (до 07.08.2018 в форме выдачи письменного документа – разрешения на строительство).

Как следует из материалов дела: выписок, акта, разрешения на реконструкцию, постановления, проекта, техзадания, паспорта объекта строительства, градостроительного плана, ответов (л.д. 11-68, 74-72) Павленко Н.В. является собственником земельного участка по пер. <адрес> площадью 460кв.м. и находящегося на нем нежилого (переведен из разряда жилого в нежилое) дома площадью 48кв.м.

В 2002 созданная Администрацией Егорлыкского района межведомственная комиссия по выбору площадки для строительства рекомендовала земельный участок по <адрес> к утверждению в качестве площадки для строительства магазина размером 6м. х 12,2м. (фактически наружной площадью 73,2кв.м.), в связи с чем отделом архитектуры Администрации Егорлыкского района был утвержден проект реконструкции находящегося на земельном участке магазина стройматериалы с торговым залом площадью 58,2кв.м. и складом площадью 149,95кв.м., после чего 06.05.2002 инспекцией Росархнадзора Администрации Егорлыкского района было выдано Павленко Н.В. разрешение на строительство данного магазина в указанных параметрах со сроком действия до 06.05.2004.

Вместе с тем, в установленный в разрешении срок реконструкция не производилась.

Впоследствии, не имея разрешения на строительство (реконструкцию), в 2015 (л.д. 48) Павленко Н.В. построил на указанном земельном участке площадью 460кв.м. магазин площадью 411 кв.м. и через 8 лет в июле 2023 обратился в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на ввод его в эксплуатацию, в чем 17.07.2023 Администрацией ему было отказано ввиду отсутствия необходимых документов (действующего разрешения на строительство, акта подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и др.).

В итоге получить разрешение не возможно, поскольку произведенная реконструкция и строительство завершены.

Согласно ч. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

·        если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

·        если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;

·        если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Вместе с тем, вышеуказанные условия по настоящему делу отсутствуют. А именно как следует из вышеприведенных доказательств, а также заключения проведенной по делу судебной строительно-технической экспертизы №5051/10-2-23 от 27.11.2023 (л.д. 109-158), здание магазина площадью 411 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>, по выполненным объемно­-планировочному, конструктивному и инженерно-техническому решениям не соответствует требованиям действующих норм и правил (градостроительным, противопожарным, технических регламентов, строительных норм и правил), предъявляемым к общественным зданиям, а именно:

· ширина горизонтальной площадки перед входной дверью в часть исследуемого здания магазина, имеющего вывеску «<данные изъяты>», являющейся эвакуационным выходом, составляет 0,84м., что менее полуторной ширины полотна наружной двери, что не соответствует требованием п.4.2.2Г СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» и п.6.10 СП 1 18.1333 0.2022* «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», регламентирующих наличие входной горизонтальной площадки перед наружной дверью (эвакуационным выходом), которая должна быть с шириной не менее 1,5 ширины полотна наружной двери; п. 6.1.4 СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», регламентирующих минимальную ширину входной площадки без пандуса не менее 1,4 м;

· количество ступеней и отсутствие ограждения с поручнями при входе в помещение, вновь выгороженное из части помещения торгового зала №1 исследуемого (здания магазина, имеющего вывеску «Новосел стройматериалы», имеющее перепад высоты уровня пола 0,5 м, и одну ступень, без ограждений, не соответствует требованиям п. 4.3.5 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути н выходы», регламентирующих в местах перепада высот устройство лестницы с числом ступеней не менее трех, при высоте лестниц более 45 см - ограждений с поручнями;

· размеры ступеней лестницы при входе в часть исследуемого здания магазина, имеющего вывеску «<данные изъяты>», имеют различную ширину (0,34 и 0,36 м) и высоту (0,11 м, 0,20 и 0,15 м), что не соответствует требованиям n. 5.1.12 СП 59.13320,2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», регламентирующих ширину ступеней от 0,35 до 0,4 м (или кратно этим значениям), высоту ступеней - от 0,12 до 0,15 м, а также принятие ступеней лестниц в пределах одного марша с одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней; п. 5.7 СП 118.13330.2022* «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», регламентирующих размер подступенков лестниц, постоянно используемых посетителями равным 0,15м (допускается от 0,13 до 0,17 м), а также не допускающему применение в пределах марша ступеней с разными параметрами высоты и глубины,

· ширина эвакуационного выхода (в свету) из торгового зала № 1, площадь которого определяет расчетное количество одновременно находящихся в нем покупателей – 99 человек, составляет 0,89м, что не соответствует требованиям п. 4.2.19, 7.6.3. СП 1.12130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», регламентирующих минимальную ширину эвакуационного выхода (двери) из торговых залов не менее 1,2 м в залах вместимостью 50 и более человек; п. 6.2.4 СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СИиП 35-01-2001», регламентирующих предусматривать ширину выхода не менее 0,9м;

· ширина дверного полотна и ширина выхода из частей исследуемого здания магазина, имеющих вывески «<данные изъяты>», составляют 0,84 м и 0,81 м соответственно, что менее 0,9м и не соответствует требованиям п. 6.2,4 СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», регламентирующих предусматривать ширину выхода не менее 0,9м;

· наличие одного эвакуационного выхода из помещения торгового зала №1 не соответствует требованиям п.п.: 4.2.7, 4.2.16 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной зашиты. Эвакуационные пути и выходы», регламентирующих устройство не менее двух эвакуационных выходов из помещений, предназначенных для одновременного пребывания 50 и более человек, либо менее 50 человек, с расстоянием вдоль прохода от наиболее удаленного места (рабочего места) до эвакуационного выхода более 25 м, расположенных рассредоточено;

· расстояние между исследуемым зданием магазина и соседним зданием магазина «<данные изъяты>», расположенным по адресу: <адрес>, составляет 0,78 м (измеренное <адрес>), что не соответствует требованиям п. 4.3 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», регламентирующих минимальное противопожарное расстояние между общественными зданиями в зависимости от степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности, которое в данном случае должно составлять не менее 6 м;

· отсутствие пандуса при входе в часть исследуемого здания магазина, имеющего вывеску «<данные изъяты>», и при входе во вновь выгороженное из части помещения торгового зала №1 исследуемого здания магазина, имеющего вывеску «<данные изъяты>», не соответствует требованиям: п. 5.1.8 СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», регламентирующих необходимость в местах изменения высот поверхностей пешеходных путей выполнение их с плавным понижением с уклоном не более 1:20 или обустройства пандусами бордюрными согласно 5.4, п. 5.1.14 СП 59.13330.2020, регламентирующих предусматривать для внешних лестниц для подъема МГН пандусы при перепаде высот от 0,014 м до 6,0 м; п.6.1.1, регламентирующих наличие в общественном здании минимум одного входа, доступного МГН, с поверхности земли; п. 6.1.2 СП 59.13330.2020, регламентирующих при перепаде высот входные площадки кроме лестницы оборудовать пандусами; п. 5.4 СП 118.13330.2022* «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция, СПиП 31-06-2009», регламентирующих в общественном здании (изолированном блоке помещений общественного назначения, сооружении) предусматривать минимум один вход, доступный для МГН;

· по стенам помещения котельной №5 и помещения коридора №6 проложен трубопровод газоснабжения. При этом в месте пересечения трубопровода с общей перегородкой указанных помещений отсутствует футляр, что не соответствует требованиям и. 5 СП 62.13330.2011 «Газораспределительные системы», регламентирующих прокладку газопровода в местах пересечения строительных конструкций зданий в футлярах;

· устройство наружных входов в здание непосредственно в помещения торговых залов, без устройства тамбуров либо воздушно-тепловых завес, не соответствует требованиям п. 5.2 СП 118.13330.2022* «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», регламентирующих их устройство;

· отсутствие в здании магазина плана эвакуации людей при пожаре, первичных средств пожаротушения, звуковых оповещений при пожаре не соответствует требованиям п.2 ст. 53 Федерального закона N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», регламентирующих организацию оповещения и управления движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения); п. 1 ст. 60 Федерального закона N 123-ФЗ, регламентирующих обеспечение здания и сооружения первичными средствами пожаротушения; п. 8.1 СП 118.13330.2022*. «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», регламентирующих предусматривать в общественных зданиях автоматическую пожарную сигнализацию, системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, средства спасения людей, системы противопожарной защиты,

· местоположение исследуемого здания магазина с кадастровым номером на земельном участке с кадастровым номером не соответствует предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, предусмотренных требованиями п. 3 ст. 21 Правил землепользования и застройки Егорлыкского сельского поселения Егорлыкского района Ростовской области, и градостроительным планом земельного участка с кадастровым номером , так как: процент застройки земельного участка, определенный исходя из координат характерных точек контура здания литер «А», координат характерных точек межевых границ земельного участка с кадастровым номером , составляет 89%, что превышает максимальный процент застройки земельного участка (70 %), регламентируемый требованиями п. 3 ст. 21 Правил землепользования и застройки Егорлыкского сельского поселения Егорлыкского района Ростовской области; местоположение исследуемого здания не соответствует месту допустимого размещения данного объекта, в части величины минимальных отступов от границ земельного участка, за пределами которых запрещено строительство (со стороны северной части исследуемое здание на ширину 0,40-0,79 м расположено за границей места допустимого размещения объекта (расстояние от северной стены до северной межи земельного участка составляет от 0,21 до 0,60 м); со стороны северо-восточной части исследуемое здание на ширину 0,01-0,40 м расположено за границей места допустимого размещения объекта (расстояние от северо-восточной стены до северо-восточной межи земельною участка составляет от 0,99 до 0,60 м); со стороны юго-восточной части исследуемое здание на ширину 0,83 м расположено за границей места допустимого размещения объекта (расстояние от юго-восточной стены до юго-восточной межи земельного участка составляет 0,17 м); со стороны юго-западной части исследуемое здание по всей своей протяженности на ширину 0,80 м расположено за границей места допустимого размещения объекта (расстояние от юго-западной стены до юго-западной межи земельною участка составляет- 0,20 м); со стороны северо-западной части исследуемое здание но всей своей протяженности на. ширину 0,70 м расположено за границей места допустимого размещения объекта (расстояние от северо-западной стены до северо-западной межи земельного участка составляет 0,30 м), что не соответствует минимальным отступам от границ земельного участка (1 м), предусмотренным п, 3 ст. 21 Правил землепользования и застройки Егорлыкского сельского поселения Егорлыкского района Ростовской области.

Из совокупности вышеизложенного следует, что допущенные нарушения в строительстве:

- влекут возможность повреждения проходящего в помещении газопровода, не оборудованного футляром, и, как следствие гибели людей в результате взрыва или отравления,

- влекут возможность массовой гибели людей при возникновении в здании чрезвычайной ситуации (пожар, задымление, взрыв, обрушение, загазованность и др.) ввиду малой пропускной способности эвакуационного выхода из-за малого размера (уже минимальных требований), невозможности быстрой эвакуации из здания маломобильных граждан, отсутствия требуемого количества выходов, использования высоких ступеней, затрудняющих быструю эвакуацию маломобильных групп населения, отсутствия системы оповещения о пожаре, системы противопожарной сигнализации и первичных средств пожаротушения,

- влекут повышенный риск распространения огня при пожаре (пожароопасности) из-за: отсутствия требуемых противопожарных разрывов между соседними здания и границ соседних участков, чрезмерной застройки земельного участка значительно выше максимально допустимых пределов.

В данном случаем вышеназванные нарушения создают прямую угрозу жизни и здоровью людей.

В силу правовых положений, изложенных в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда РФ N 10/22 от 29.04.2010 года, отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию. Иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

Вышеуказанными доказательствами подтверждается, что допущенные истцом вышеназванные нарушения создают прямую угрозу жизни и здоровью людей.

Учитывая изложенное, в удовлетворении исковых требований следует отказать.

Кроме того, решение вопросов о сносе самовольных строений отнесены исключительно к компетенции сельских поселений. Поэтому надлежащим ответчиком по делу является Администрация Егорлыкского сельского поселения, на территории которой находится спорный объект недвижимости. Администрация Егорлыкского района в данном споре является не надлежащим ответчиком. Предъявление иска к ненадлежащему ответчику является вторым самостоятельным основанием к отказу в иске.

Руководствуясь ст. 12, 56, 194-198, 209 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Павленко Николая Валентиновича к Администрации Егорлыкского района о признании права собственности на здание магазина с кадастровым номером по <адрес> площадью 411кв.м. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Егорлыкский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

Решение принято в окончательной форме 15.01.2024.

2-1/2024 (2-478/2023;) ~ М-411/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Павленко Николай Валентинович
Ответчики
Администрация Егорлыкского района Ростовской области
Другие
Администрация Егорлыкского сельского поселения
Суд
Егорлыкский районный суд Ростовской области
Судья
Попов Сергей Алексеевич
Дело на сайте суда
egorlyksky--ros.sudrf.ru
02.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.08.2023Передача материалов судье
03.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.08.2023Подготовка дела (собеседование)
16.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.09.2023Судебное заседание
25.12.2023Производство по делу возобновлено
10.01.2024Судебное заседание
15.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее