Решение по делу № 2-1983/2015 от 17.03.2015

отметка об исполнении решения дело № 2-1983/15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 июня 2015 года г. Волгодонск

Волгодонской районный суд Ростовской области

в составе:

председательствующего судьи Цукановой Е.А.,

при секретаре Скрипниченко О.Е.,

с участием представителя истца Администрации г. Волгодонска Кропотовой М.А., действующей на основании доверенности от 27.03.2015 года, представителя ответчика Дорофеева В.Э – Дорофеевой Н.В., действующей на основании доверенности от 04.06.2015 года, представителя 3 лица не заявляющего самостоятельных требований Управления образования г. Волгодонска Усачевой О.В., действующей на основании доверенности от 13.04.2015 года № 9/22-07

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципального казенного учреждения «Департамент строительства и городского хозяйства», Администрация г. Волгодонска Ростовской области к Дорофееву В.Э., 3 лицо Управление образования города Волгодонска об обязании заключить договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

УСТАНОВИЛ :

МКУ «ДСиГХ», Администрация г. Волгодонска обратились в суд с иском к Дорофееву В.Э., 3 лицо Управление образования города Волгодонска об обязании заключить договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В обоснование своих требований истцы указали, что Постановлением главы Администрации №871.1 от 18.06.1996 «Об учреждении опеки над несовершеннолетним Дорофеевым В.Э.» гр. Дорофеева Н.В. была назначена опекуном над несовершеннолетним внуком Дорофеевым В.Э. <данные изъяты> Дорофеев В.Э. на основании постановления Администрации города Волгодонска от 26.11.2008 №2949 был принят на квартирный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с включением в отдельный список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. Согласно справке ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Ростовской области в период с 07.11.2011 по 06.11.2014 Дорофеев В.Э. находился в местах лишения свободы. В соответствии с дополнительным соглашением к договору №44-ДС от 20.03.2014 о предоставлении субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 16.06.2014 были выделены денежные средства в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей согласно приложению к настоящему договору, которое было изложено в редакции приложения к вышеуказанному дополнительному соглашению. В приложении к дополнительному соглашению от 16.06.2014 «Пофамильный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем в текущем году, на территории муниципального образования «Город Волгодонск» под порядковым номером №13 указан Дорофеев В.Э.. 15.09.2014 на основании Протокола рассмотрения единственной заявки электронного аукциона 0158300039814000229, в соответствии с п.25 ч.1 ст. 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ был заключен муниципальный контракт купли-продажи жилого помещения с рассрочкой платежа №2014.269127, предметом которого являлось приобретение жилого помещения (квартиры) в муниципальную собственность для включения в специализированный жилищный фонд в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а именно: Дорофеева В.Э.. В соответствии с п. 1.2. муниципального контракта Продавец обязуется передать в муниципальную собственность, а Муниципальный заказчик принять и оплатить в соответствии с условиями настоящего контракта следующее недвижимое имущество (далее именуемое «Квартира»): - квартира, расположенная по адресу: <адрес> общей площадью 26,1 кв. м., без учета лоджий, балконов 26,1 кв. м., в том числе жилой площадью 23,1 кв.м., состоящая из 1 комнаты, расположенная на 1 этаже трехэтажного дома. 30.09.2014 по акту приема-передачи вышеуказанное жилое помещение было принято в собственность Администрации города Волгодонска. В соответствии с распоряжением Администрации города Волгодонска №313 от 27.11.2014 «О приеме-передаче муниципального имущества» вышеуказанная квартира была передана в безвозмездное пользование МКУ «ДСиГХ». Постановлением Администрации города Волгодонска от 11.12.2014 №4417 «О включении жилых помещений в число специализированных» вышеуказанная квартира была отнесена к специализированному жилищному фонду муниципального образования «Город Волгодонск». Постановлением Администрации города Волгодонска от 15.12.2014 №4513 квартира, расположенная по адресу: <адрес> была предоставлена в пользование Дорофееву В.Э. Согласно вышеуказанному постановлению МКУ «ДСиГХ» должно было заключить договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако, 18.12.2014 Дорофеев В.Э. отказался от предложенной квартиры, ссылаясь на «неправильную планировку комнаты».Согласно Положению размер площади жилого помещения, исходя из которого органом местного самоуправления определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору найма специализированного жилого помещения, составляет не менее 25 кв. м общей площади жилого помещения. Общая площадь предоставленной Дорофееву В.Э. квартиры, 26,1 кв. метр, что соответствует предъявляемым требованиям. Согласно п. 4.3. муниципального контракта на момент передачи Квартиры: квартира должна быть свободна от любых прав и притязаний третьих лиц, в том числе не обременена (не заложена, не продана, не подарена, не является предметом судебного спора, не передана в доверительное управление или в аренду, не может быть под арестом или запретом на отчуждение, иным ограничением; без лиц, сохраняющих право пользования квартирой). Выписка из лицевого счета передается при подписании муниципального контракта; сантехника, электропроводка, система отопления, система водоотведения и водоснабжения должны быть в исправном состоянии; приборы учета коммунальных услуг (тепло, вода, энергия) - должны быть в исправном состоянии; сантехническое оборудование: умывальник (раковина) со смесителем, унитаз, смывной бачок, ванна со смесителем, раковина на кухне - все в исправном состоянии; состояние жилого помещения должно быть пригодным для проживания. Квартира должна соответствовать санитарным нормам и правилам (СНиП); - в квартире должен быть произведен косметический ремонт. В связи с тем, что, квартира, расположенная по адресу: <адрес> была приобретена Администрацией города Волгодонска целенаправленно для обеспечения жилым помещением Дорофеева В.Э., и, в соответствии с Положением, полномочия по обеспечению жильем детей-сирот считаются исполненными с момента заключения договора найма специализированного жилого помещения с ребенком-сиротой, на основании ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, ст. 98.1 ЖК РФ, 131,132 ГПК РФ истцы МКУ «ДСиГХ», Администрация г. Волгодонска просят суд обязать Дорофеева В.Э. заключить с МКУ «ДСиГХ», уполномоченным Администрацией города Волгодонска, действующим от имени собственника жилого помещения муниципального образования «Город Волгодонск», на основании Устава, договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>

В судебном заседании представитель истца МКУ «ДС и ГХ» Сухорукова Л.М., действующая на основании доверенности от 04.02.2015 года исковые требования МКУ «ДС и ГХ» поддержала в полном объеме и пояснила, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> соответствует всем предъявляемым к жилому помещению требованиям, приобретено специально для предоставления его ответчику, не может быть передано ни кому другому. Оснований не принимать данное помещение и не заключать договор найма у ответчика не имеется. Представитель истца МКУ «ДС и ГХ» Сухорукова Л.М. просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель истца Администрации г. Волгодонска Ростовской области Кропотова М.А. исковые требования Администрации г. Волгодонска поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить, поддержала довыводы изложенные в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель Управления образования г. Волгодонска Ростовской области Усачева О.В. действующая на основании доверенности № 9/22-07 от 13.04.2015 года исковые требования МКУ «ДС и ГХ» и Администрации г. Волгодонска поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.

В судебном заседании ответчик Дорофеев В.Э. отсутствовал, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, в том числе через своего представителя. Ответчик Дорофеев В.Э. реализовал свое право на участие в судебном заседании через своего представителя Дорофееву Н.В. Представитель ответчика Дорофеева В.Э. – Дорофеева Н.В., действующая на основании доверенности от 4.06.2015 года исковые требования МКУ «ДС и ГХ» и Администрации г. Волгодонска не признала в полном объеме мотивируя это тем, что в квартира по адресу: <адрес> имеет неудобную планировку, а именно кухня соединена с жилой комнатой (студия). При данной планировке мебель расставить негде, детская кровать не становится, кухня отсутствует. На предложенный Администрацией г. Волгодонска вариант перепланировки с отделением зоны кухни Дорофеева Н.В., как представитель ответчика, также не согласна, полагая, что Дорофееву В.Э. должна быть предоставлена другая квартира. Письменный отказ от данной квартиры Дорофеев В.Э. написал сознательно и принимать данную квартиру не намерен.

Выслушав представителей истцов, представителя ответчика, представителя 3 лица, изучив все представленные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях посоциальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти но месту жительства вне очереди жилой площадью нe ниже установленных социальных норм.

В судебном заседании установлено, что в целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации, Областного закона Ростовской области от 22.06.2006 г. № 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на территории муниципального образования «Город Волгодонск» приняты нормативные правовые акты по предоставлению специализированных жилых помещении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Так, постановлением Администрации города Волгодонска от 01.10.2013 № 3949 утверждено Положение о специализированном жилищном фонде муниципального образования «Город Волгодонск», регламентирующее порядок и основания предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда, Постановлением Администрации города Волгодонска от 02.07.2014 № 2196 утверждено Положение о межведомственном взаимодействии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), в соответствии с которым определены должностные лица, ответственные за организацию осуществления и за осуществление государственных полномочий в данной сфере, а также за обеспечение целевого использования средств федерального и (или) областного бюджетов, выделенных на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот.

В 2012 году Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» были внесены изменения в Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В результате внесенных изменений 01.01.2013 вступил в силу новый порядок обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, согласно которому благоустроенные жилые помещения однократно предоставляются им органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации из специализированного жилищного фонда для детей-сирот по договорам найма специализированных жилых помещений сроком на 5 лет, после чего эти жилые помещения закрепляются за нанимателями на условиях договора социального найма.

В связи с внесенными изменениями Постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 №539 «Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» было утверждено Положение о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с которым было установлено, что детям-сиротам за счет средств областного бюджета и средств федерального бюджета, поступающих в областной бюджет на эти цели, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с пунктом 5.2. Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Министерство общего и профессионального образования Ростовской области формирует сводный список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального и (или) областного бюджетов (далее - сводный список), на каждый финансовый год с распределением по муниципальным образованиям по дате постановки на учет по установленной форме. Областная межведомственная комиссия согласно пункту 6.1. Положения рассматривает и утверждает сводный список на очередной финансовый год с распределением по муниципальным образованиям.

В судебном заседании установлено, что Дорофеева В.Э. на основании постановления Администрации города Волгодонска № 2949 от 26.11.2008 года (л.д.10) он был принят на учетвкачестве нуждающегося в жилом помещении специализированного жилищного фонда с включением в отдельный список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения.

В результате внесенных изменении в законодательство Российской Федерации, в части вопроса обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, кандидатура Дорофеева В.Э. в соответствии с пунктом 6.1. Положения была рассмотрена и утверждена областной межведомственной комиссией в сводном списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на 2014 год.

Судом установлено, что в соответствии с дополнительным соглашением к договору №44-ДС от 20.03.2014 о предоставлении субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от16.06.2014 г. были выделены денежные средства в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В приложении к дополнительному соглашению от 16.06.2014 г. «Пофамильный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем в текущем году, на территории муниципального образования «Город Волгодонск» под порядковым номером №13 указан Дорофеев В.Э. (л.д.18).

15.09.2014 на основании Протокола рассмотрения единственной заявки электронного аукциона 0158300039814000229, в соответствии с п.25 ч.1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-Ф3 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» был заключен муниципальный контракт купли-продажи жилого помещения с рассрочкой платежа №2014.269127, предметом которого являлось приобретение жилого помещения (квартиры) в муниципальную собственность для включения в специализированный жилищный фонд в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а именно: Дорофеева В.Э. (л.д.19-22). В соответствии с п. 1.2. муниципального контракта Продавец обязуется передать в муниципальную собственность, а Муниципальный заказчик принять и оплатить в соответствии с условиями настоящего контракта следующее недвижимое имущество (далее - «Квартира»): квартира, расположенная по адресу: <адрес> общей площадью 26,1 кв. м., без учета лоджий, балконов 26,1 кв. м., в том числе жилой площадью 23.1 кв.м., состоящая из 1 комнаты, расположенная на 1 этаже трехэтажного дома.

В судебном заседании установлено, что 30.09.2014 по акту приема-передачи вышеуказанное жилое помещение было принято в собственность муниципального образования - Город Волгодонск» (л.д.26). Право собственности за муниципальным образованием «Город Волгодонск» на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ростовской области 03.10.2014 года, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 61-АИ № 596177 выданным 10.11.2014 года (л.д.27).

В соответствии с распоряжением Администрации города Волгодонска от 27.11.2014 №313 «О приеме-передаче муниципального имущества» вышеуказанная квартира была передана в безвозмездное пользование МКУ «ДСиГХ» (л.д.31).

Согласно п. 2.4.2. Устава муниципальное казенного учреждения «Департамент строительства и городского хозяйства» МКУ «ДСиГХ» заключает договора найма жилых помещений специализированного жилищного фонда с нанимателями жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, осуществляет функции наймодателя муниципальных жилых помещений в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

Постановлением Администрации города Волгодонска от 11.12.2014 №4417 «О включении жилых помещений в число специализированных» вышеуказанная квартира была отнесена к специализированному жилищному фонду муниципального образования «Город Волгодонск» (л.д.28).

Постановлением Администрации города Волгодонска № 4513 от 15.12.2014 года квартира, расположенная поадресу: <адрес> была предоставлена в пользование Дорофееву В.Э. Согласно вышеуказанному постановлению МКУ «ДСиГХ» должно было заключить договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановление Администрации города Волгодонска № 4513 от 15.12.2014 года на основании которого Дорофееву В.Э. предоставлена квартира, расположенная поадресу: <адрес> ответчиком не оспорено, незаконным не признано.

В судебном заседании установлено, что на предложение МКУ «ДСиГХ» заключить договор найма жилого помещения от Дорофеева В.Э. 18.12.2014 поступил письменный отказ (л.д.33) со ссылкой на «неправильную планировку комнаты, отсутствие дверей на кухню».

Рассматривая доводы истца и возражения ответчика суд приходит к следующему.

Установлено, что согласно Положению о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей размер площади жилого помещения предоставляемого по договору найма специализированного жилого помещения должен составлять не менее 25 кв. м общей площади жилого помещения. На основании муниципального контракта купли-продажи жилого помещения (квартиры с рассрочкой платежа № 2014.269127 от 15.03.2014 года, копии технического паспорта в судебном заседании установлено, что общая площадь предоставленной Дорофееву В.Э. квартиры составляет 26,1 кв. м., что соответствует предъявляемым требованиям.

Согласно п. 4.3. муниципального контракта на момент передачи Квартиры:

-квартира была свободна от любых прав и притязаний третьих лиц, в том числе не обременена (не заложена, не продана, не подарена, не являлась предметом судебного спора, не была передана в доверительное управление или в аренду, не была под арестом или запретом на отчуждение, иным ограничением; без лиц, сохраняющих право пользования квартирой);

- сантехника, электропроводка, система отоплении, система водоотведения и водоснабжения были в исправном состоянии;

-       приборы учета коммунальных услуг (тепло, вода, энергия) были в исправном состоянии;

-       сантехническое оборудование: умывальник (раковина) со смесителем, унитаз, смывной бачок, ванна со смеси гелем, раковина на кухне - все в исправном состоянии;

- состояние жилого помещения было пригодным для проживания. Квартира соответствовала санитарным нормам и правилам (СНиП);

- в квартире был произведен косметический ремонт.

Данные обстоятельства были установлены в том числе Актом технического обследования от 29.04.2015 года (л.д.58-63), а также нашли свое подтверждение в результате проведения выездного судебного заседания 11.06.2015 г. по адресу <адрес> в котором приняли участие также представители заинтересованных служб города Волгодонска.

То обстоятельство, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, соответствует заявленным техническим требованиям также подтверждается экспертным заключением главного архитектора города Волгодонска - председателя комитета по градостроительству и архитектуре Ю.С.Забазнова, заключением ООО «Проектная Строительная Компания», в соответствии с которым в квартире выполнена чистовая отделка: наклеены обои, выполнены чистые полы. В санузле установлено сантехническое оборудование: раковина, ванна, унитаз. Имеется естественная вентиляция - вентиляционные каналы в кухне и в санузле. Устройство дополнительного вентиляционного канала в жилой комнате не требуется. В кухне установлена газовая плита и газовый котел для отопления квартиры, мойка. Квартира обеспечена централизованным водоснабжением, канализацией, электроснабжением. Квартира имеет окна, посредством которых обеспечивается инсоляция. Конфигурация квартиры обеспечивает боковое проветривание квартиры.

Рассматривая доводы представителя ответчика о невозможности использовать жилое помещение адресу <адрес> по назначению, то есть для проживания одного человека суд (квартира предоставляется на состав семьи 1 чел.) суд приходит к следующему. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» предусмотрены общие требования, которым должно отвечать жилое помещение. В силу пункта 20 Постановления объемно-планировочное решение жилых помещений и их расположение в многоквартирном доме, минимальная площадь комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилых помещениях (кроме прихожей и коридора), должны обеспечивать возможность размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования с учетом требований эргономики Вместе с этим пунктом 5.3 СНиПа 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 24 декабря 2010 г. № 778 и введенного в действие с 20 мая 2011 г., установлено, что в квартирах, предоставляемых гражданам с учетом социальной норм: площади жилья в зданиях государственного и муниципального жилищных фондов, следует предусматривать жилые помещения (комнаты) и подсобные: кухню (или кухню-нишу), переднюю, ванную комнату (или душевую) и уборную (или совмещенный санузел), кладовую или хозяйственный встроенный шкаф. Согласно требованиям СНиП 2.08.01-89* «Жилые здания» к жилым помещениям, расположенным и многоквартирных жилых домах применяются следующие нормативные требования: «2.4.* Площадь гостиной (общей комнаты) в однокомнатной квартире должна быть не менее 14 м2. В однокомнатных квартирах типа 1А городских домов допускается проектировать кухни или кухни-ниши не менее 5 м2.». Согласно заключению ООО «КВАДРА-М», представленному в материалы дела истцом Администрацией г. Волгодонска, действующими нормативными документами в сфере технического регулирования объектов капитального строительства допускается любая геометрическая конфигурация помещения квартир в многоквартирном жилом доме, в cooтветствии с архитектурно-планировочным решением, утвержденным заказчиком проектной документации, а также в многоквартирных жилых домах выход из санитарно-технических помещении, оборудованных унитазом, необходимо предусматривать в коридоры, тамбуры, прихожие и иные нежилые помещения квартир.

Таким образом, суд приходит к выводу, что квартира расположенная по адресу: <адрес> соответствует требования предъявляемым к жилым помещениям, а ее объемно-планировочное решение и геометрическая конфигурация не являются основаниями для признания ее непригодной для проживания.

В ходе выездного судебного заседания ответчику, его представителю было предложено рассмотреть вопрос о возможной перепланировки квартиры с отделением зоны кухни, Отделом архитектуры г. Волгодонска было предложено несколько вариантов такой перепланировки, однако представитель ответчика данные варианты рассматривать отказалась.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что Администрацией города Волгодонска выполнены обязательства связанные с обеспечением жилым помещением специализированного жилищною фонда муниципального Дорофеева В.Э., которому предоставлена квартира расположенная по адресу: <адрес> общей площадью 26.1 кв.м., соответствующая градостроительным, санитарным и техническим нормам предъявляемым к жилым помещениям (квартирам).

В то же время рассматривая требование Администрации г. Волгодонска об обязании Дорофеева В.Э. заключить с МКУ «ДСиГХ», уполномоченным Администрацией города Волгодонска, действующим от имени собственника жилого помещения муниципального образования «Город Волгодонск», на основании Устава, договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилого помещения, расположенного по адресу : <адрес> суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 и п. 4 ст. 445 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

По смыслу приведенной нормы, понудить к заключению договора по суду можно только то лицо, для которого заключение договора является обязательным в силу ГК РФ или другого закона.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).

Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом право носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом. Ненадлежащее исполнение соответствующим органом власти установленных законом обязанностей не может служить препятствием для реализации гражданином его прав, в том числе жилищных.

Таким образом, из содержания приведенных норм закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" следует, что у государства при определенных условиях указанных в законе возникает обязанность оказать социальную поддержку (в том числе в виде предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда) лицу имеющему статус ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, в свою очередь у такого лица имеется право на получение социальной поддержки от государства.

Вместе с тем, по убеждению суда получение данной социальной поддержки от государства (в том числе в виде предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда) является правом, а не обязанностью гражданина, имеющему статус ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не содержит норм, обязывающих гражданина, имеющему статус ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, заключить с муниципалитетом договор найма жилого помещения, тем более что право на отказ от жилого помещения не подходящего ему по каким-либо характеристикам предусмотрено законом и обязанность по предоставлению жилого помещения не поставлена в зависимость от реализации этого права.

Из изложенного следует, что в соответствии с положениями от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право требовать заключения договора найма специализированного жилого помещения есть у лица имеющего статус ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, а не у Администрации г. Волгодонска Ростовской области и МУП «ДСиГХ».

Надлежащим способом считается такой способ защиты прав и законных интересов, который способен привести к восстановлению нарушенных прав, отвечает конституционным и общеправовым принципам законности, соразмерности и справедливости. Избрание ненадлежащего способа защиты нарушенных (или предположительно нарушенных) прав и законных интересов служит основанием для оставления заявленных требований без удовлетворения

В связи с этим и с учетом положений ст. 445 ГК РФ, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Администрации г. Волгодонска Ростовской области и МУП «ДСиГХ» об обязании Дорофеева В.Э. заключить договор найма жилого помещения.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

В удовлетворении исковых требований Муниципального казенного учреждения «Департамент строительства и городского хозяйства». Администрация г. Волгодонска Ростовской области к Дорофееву <адрес>, 3 лицо Управление образования города Волгодонска об обязании заключить договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Ростовский областной суд через
Волгодонской районный суд в течение месяца со дня составления решения суда в
окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме принято 30 июня 2015 года.

Судья Е.А. Цуканова

2-1983/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация г.Волгодонска
Муниципальное казенное учреждение "Департамент строительства и городского хозяйства"
Ответчики
Дорофеев В.Э.
Другие
Управление образования г.Волгодонска
Суд
Волгодонской районный суд Ростовской области
Дело на странице суда
volgodonskoy.ros.sudrf.ru
17.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.03.2015Передача материалов судье
19.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2015Подготовка дела (собеседование)
07.04.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.05.2015Судебное заседание
04.06.2015Судебное заседание
11.06.2015Судебное заседание
23.06.2015Судебное заседание
30.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.06.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее