УИД 53RS0№-48
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Поддорье 26 августа 2022 года
Старорусский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Семеновой Н.В., при секретаре Васильевой А.В., с участием старшего помощника Холмского межрайонного прокурора Новгородской области Меркушевой А.А., представителя ответчика Муниципального унитарного предприятия «Поддорское водно-коммунальное хозяйство» директора Пигановой В.Д., представителя третьего лица Администрации Поддорского муниципального района Новгородской области Главы администрации Петрова С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Старорусского районного суда гражданское дело по заявлению
Новгородского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного лиц, к Муниципальному унитарному предприятию Поддорского муниципального района «Поддорское водно-коммунальное хозяйство» об обязании выполнить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Новгородский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением, в котором просит обязать МУП Поддорского муниципального района «Поддорское водно-коммунальное хозяйство» выполнить определенные действия, а именно организовать в установленном законом порядке учет объема забора (изъятия) воды на скважинах: №, расположенной в <адрес>; №, расположенной в <адрес>; №, расположенной в <адрес>; №, расположенной в <адрес>; № №, расположенной в <адрес> на пер. Труда, в течение 10 месяцев с момента вступления решения в законную силу. В обоснование заявленных требований заявитель указал, что прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что у ответчика, на названных артезианских скважинах, в нарушение требований законодательства не установлены приборы учета воды. При этом, с отделом водных ресурсов по Новгородской области Невско-Ладожского БВУ расчетный способ в случае отсутствия технической возможности установки средств измерений объема забранной воды не согласован. Отсутствие учета объема забранной воды препятствует своевременному выявлению и прогнозированию развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработке и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов, оценке эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов, информационному обеспечению управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе, для государственного надзора в области использования и охраны водных объектов. По нарушениям ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора МУП «Поддорское ВКХ» было внесено представление. По результатам рассмотрения представления, МУП «Поддорское ВКХ» с выявленными нарушениями согласилось.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Поддорского муниципального района Новгородской области.
Участвующий прокурор в судебном заседании заявление поддержала, просила его удовлетворить. Уточнила требования, относительно адресов артезианских скважин, и просила организовать в установленном законом порядке учет объема забора (изъятия) воды на скважинах: №, расположенной в <адрес>; № №, расположенной в <адрес>; №, расположенной в <адрес>; №, расположенной в <адрес>; № № расположенной в <адрес> <адрес>, в течение 10 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Представитель ответчика МУП «Поддорское ВКХ» в судебном заседании не возражала против удовлетворения уточненных исковых требований.
Представитель третьего лица Администрации Поддорского муниципального района в судебном заседании также не возражал против удовлетворения исковых требований.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В ч. 2 ст. 36 Конституции РФ предусмотрено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. При этом, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ). Но каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ).
Статья 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ (далее - ФЗ №7-ФЗ) предусматривает, что охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).
В соответствии со ст. 3 ФЗ № 7-Ф3 хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека. А ст. 34 ФЗ №7-ФЗ предусматривает, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
Эксплуатация объектов капитального строительства, как предусмотрено с ч. 1 ст. 39 ФЗ №7-ФЗ осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды. Тогда как частью 3 ст. 43 Водного кодекса РФ предусмотрено, что порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.
Согласно п. 6 ст. 10.1., ст. 11 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» (далее Закон «О недрах») основаниями возникновения права пользования участками недр является, принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для разведки и добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, их разведки и добычи.
Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
На основании п. 9 ст. 12 Закона «О недрах» лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать условия выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.Согласно ст. 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.
Приказом Минприроды России от 09 ноября 2020 года № 903 утвержден Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества (далее - Порядок).
В соответствии с п. 3 Порядка учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества включает измерение объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, обработку и регистрацию результатов таких измерений.
В силу п. 4 Порядка измерение объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов или объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется на каждом водозаборе и выпуске сточных, в том числе дренажных, вод средствами измерения расходов (уровней) воды, которые устанавливаются на водозаборных сооружениях и сооружениях для сброса сточных, в том числе дренажных, вод.
Пункт 5 Порядка предусматривает, что учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод должен производиться аттестованными средствами измерений.
Однако, по согласованию с соответствующим территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в случае отсутствия технической возможности установки средств измерений объем забранной воды (сбрасываемых сточных, в том числе дренажных, вод) определяется исходя из времени работы и производительности технических средств (насосного оборудования), норм водопотребления (водоотведения) или с помощью других методов ( п. 11 Порядка).
Из ответа МУП «Поддорское ВКХ» от 15 апреля 2022 года следует, что счетчики для определения объема забора воды на спорных скважинах не устанавливались. Предприятие использует расчетный способ забора воды (по учету потребляемой электроэнергии), которым пользовался «Водоканалсервис». Причины не установки счетчиков – отсутствие технической возможности установки средств и измерений забора воды. Неисполненных предписаний контролирующих органов, неисполненных решений судов об обязании получении лицензии на пользование недрами, разработки проектов ЗСО артезианских скважин, об организации в установленном законом порядке учета объема забора (изъятия) воды на скважинах (установка счетчиков, согласование расчетных способов забора воды в случае отсутствия технической возможности установки средств измерений объема забранной воды) – нет.
Согласно списку артезианских скважин, используемых МУП «Поддорское ВКХ» - ответчик использует следующие артезианские скважины: <адрес> №, расположенную в <адрес>А (лицензия №); № №, расположенную в <адрес> (лицензия №); №, расположенную в <адрес> (лицензия №); №, расположенную в <адрес> (лицензия №); № № расположенную в <адрес> (лицензия №).
Из сведений, полученных в результате учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов за 1 квартал 2022 года следует, что на водозаборах: № № было изъято воды - 2,34 тыс. куб. м; № № было изъято воды – 1,73 тыс. куб. м; № Н 12-67 было изъято воды – 1,24 тыс. куб. м; № было изъято воды – 2,14 тыс. куб. м; № было изъято воды – 0,45 тыс. куб. м.
В представлении и.о. Новгородского межрайонного природоохранного прокурора направленном в адрес директора МУП «Поддорское ВКХ» об устранении нарушений требований природоохранного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ указано, что на скважинах №, расположенной в <адрес>; № №, расположенной в <адрес>; №, расположенной в <адрес>; №, расположенной в <адрес>; № №, расположенной в <адрес> <адрес> не установлены приборы учета воды. С отделом водных ресурсов по Новгородской области Невско-Ладожского БВУ расчетный способ в случае отсутствия технической возможности установки средств измерений объем забранной воды не согласован. Прокурор требует принять конкретные меры к устранению законодательства и исключить указанные нарушения из дальнейшей деятельности МУП «Поддорское ВКХ», рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях.
В ответе МУП «Поддорское ЖХК» на представление «Об устранении нарушений требований природоохранного законодательства» подтверждается, что объект негативного воздействия на окружающую среду поставлен на государственный учет, МУП «Поддорское ВКХ» получило свидетельство о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет за № от ДД.ММ.ГГГГ; заведен «Журнал учета качества сбрасываемых сточных, в том числе дренажных, вод», Форма 2,2 ведется в электронном виде; Отчет Формы 3.1 «Сведения, полученные в результате учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов» за 1 квартал 2022 года направлен в Федеральное агентство водных ресурсов – Отдел водных ресурсов Новгородской области, и будет в дальнейшем направляться ежеквартально; направлен запрос в Отдел водных ресурсов Новгородской области «О согласовании косвенного метода объема забранной воды» по расходу электроэнергии; за ненадлежащее выполнение должностных обязанностей в сфере охраны и использования недр (водоснабжение и водоотведение) к ведущему инженеру ФИО6 применено дисциплинарное взыскание в виде замечания. Представление признано обоснованным и подлежит удовлетворению.
Из запроса МУП «Поддорское ВКХ» в Федеральное агентство водных ресурсов – Отдел водных ресурсов Новгородской области «О согласовании косвенного метода забранной воды» явствует, что МУП «Поддорское ВКХ» эксплуатирует 19 Артезианских скважин, которые в части оборудовать водомерами объема забранной воды отсутствует техническая возможность по различным причинам. В связи с отсутствием технической возможности установки средств измерений объема забранной воды МУП «Поддорское ВКХ», на части скважин, в целом, просит согласовать метод объема забранной воды по расходу электроэнергии.
Приказом МУП«Поддорское ВКХ» № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ведущего инженера ФИО6 применено дисциплинарное взыскание в виде замечания за ненадлежащее выполнение должностных обязанностей в сфере охраны и использования недр (водоснабжение и водоотведение).
Свидетельством о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения подтверждается, что МУП «Поддорское ВКХ» поставлена на учет в соответствии с НК РФ 23 июля 2019 года и имеет ИНН 531402921.
В связи с установленными судом обстоятельствами, требования прокурора к ответчику основаны на действующем законодательстве и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Новгородского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие Поддорского муниципального района «Поддорское водно-коммунальное хозяйство» (ИНН 531402921) организовать в установленном законом порядке учет объема забора (изъятия) воды на артезианских скважинах: №, расположенной в <адрес>; № №, расположенной в <адрес>; №, расположенной в <адрес>; №, расположенной в <адрес>; № №, расположенной в <адрес> на пер. Труда, в течение 10 месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда в течение месяца с момента оглашения мотивированного решения 02 сентября 2022 года, через Старорусский районный суд.
Судья Н.В. Семенова