Дело № 12-784/2022
Р Е Ш Е Н И Е
22 июля 2022 года город Кызыл
Судья Кызылского городского суда Республики Тыва Монгуш Р.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Чюдюк Е.Л. на постановление врио начальника отделения–старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов <адрес> по реализации особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> Самбуу А.А. №-АП от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Департамента по образованию Мэрии <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
постановлением врио начальника отделения – старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов <адрес> по реализации особо важных исполнительных производств (далее – МОСП <адрес> по РОВИП) УФССП по <адрес> Самбуу А.А. от ДД.ММ.ГГГГ Департамент по образованию Мэрии <адрес> признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначен административный штраф в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, представитель Чюдюк Е.Л. обратилась в суд с жалобой, указав, что требование исполнительного документа о предоставлении места в ДОУ <адрес> ребенку ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, не были исполнены в установленный срок в связи с отсутствием реальной возможности исполнения в срок, ввиду отсутствия свободных мест в МДОУ <адрес>. По требованию судебного пристава-исполнителя во исполнение судебных решений, по состоянию на сегодняшний день распределены 452 места в ДОУ <адрес>, а также завершается малярно-штукатурная работа двух новых дошкольных учреждений на 560 мест, в мкр. Бай-Хаакская, МЖК «Спутник» <адрес>, которые после ввода в эксплуатацию будут укомплектованы по решениям суда. Департамент ранее не привлекался к административной ответственности, совершенное правонарушение не повлекло причинение вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью, либо других негативных последствий. Просит заменить назначенное административное наказание в виде штрафа на предупреждение.
На судебное заседание представитель Департамента по образованию Мэрии <адрес> Чюдюк Е.Л. представитель МОСП <адрес> по РОВИП УФССП России по <адрес> не явились, извещены надлежаще, в связи с чем дело рассматривается без их участия.
Изучив материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст.30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
На основании статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Срок обжалования заявителем не пропущен.
В силу статьи 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях производится при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Согласно положениям статей 26.2, 26.11 КоАП РФ судья, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности.
Согласно ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона состава административного правонарушения характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии со ст. 105 Федерального закона N 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Из материалов дела следует, что в производстве МОСП по РОВИП УФССП по <адрес> находится на исполнении исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Мэрии <адрес> и Департамента по образованию мэрии <адрес> с предметом исполнения о возложении на указанных должников обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении <адрес> Республики Тыва ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, с момента получения должником копий постановлений.
В рамках указанного выше исполнительного производства с целью исполнения требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем в адрес должника вынесено требование от ДД.ММ.ГГГГ об исполнении решения суда в полном объеме в срок до ДД.ММ.ГГГГ до 14.00.
Установив, что в назначенный срок требование не исполнено, пристав-исполнитель составил протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по признакам правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Постановлением должностного лица МОСП <адрес> по РОВИП от ДД.ММ.ГГГГ №-АП Департамент по образованию Мэрии <адрес> привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
С постановлением должностного лица нельзя согласиться в виду следующего.
Квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является неисполнение требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Таким образом, лицо может быть привлечено к административной ответственности только в том случае, когда после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, им не исполнено требование исполнительного документа. Наличие постановления о взыскании исполнительского сбора, в данном случае является обязательным.
Согласно пункту 4.14 Методических рекомендаций по порядку привлечения к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, отнесенные к подведомственности ФССП России", утв. ФССП России ДД.ММ.ГГГГ N 07-12, обязательным условием привлечения лица к административной ответственности по данной норме является вынесение судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании с должника исполнительского сбора в связи с неисполнением требований неимущественного характера.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что протокол об административном правонарушении фиксирует факт неисполнения Департаментом по образованию мэрии <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ без уважительных причин требования исполнительного документа неимущественного характера, на основании которого вынесено оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, которым Департамент привлечен к административно ответственности за неисполнение исполнительного документа в установленный срок.
Однако до ДД.ММ.ГГГГ постановление о взыскании с должника исполнительского сбора судебным приставом-исполнителем не выносилось, доказательств обратного не представлено, что свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ на момент вынесения постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что срок исполнения исполнительного документа до ДД.ММ.ГГГГ установлен в требовании судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ, которое получено Департаментом ДД.ММ.ГГГГ.
Требования об установлении нового срока для исполнения исполнительного документа материалы дела не содержат, в постановлении по делу об административном правонарушении также не имеется сведений о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора, об установлении нового срок исполнения.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 указанной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Допущенное по настоящему делу нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого постановления.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При таких обстоятельствах постановление должностного лица врио начальника отделения - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов <адрес> по реализации особо важных исполнительных производств УФССП по <адрес> Самбуу А.А. от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания Департамента по образованию Мэрии <адрес> по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, подлежит отмене, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в деянии Департамента по образованию Мэрии <адрес> состава вменяемого административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
постановление врио начальника отделения–старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов <адрес> по реализации особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> Самбуу А.А. №-АП от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении Департамента по образованию Мэрии <адрес> отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава вменяемого административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Монгуш Р.С.