2-630/2023 (2-8023/2022;)
...
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 февраля 2023 года г. Оренбург
Ленинский районный суд г.Оренбурга
в составе: председательствующего судьи Перовских И.Н.,
при секретаре Биктеевой А.Ш.
с участием
представителя ответчика Степановой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Витрищак Е. П. к администрации города Оренбурга, Управлению жилищно-коммунального хозяйства г.Оренбурга, Финансовому управлению Администрации города Оренбурга о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Витрищак Е.П. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением к ответчикам, указав, что ... обратилась у УЖКХ администрации ... с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории «многодетная семья» с целью получения денежной компенсации замен земельного участка, в чем ей было отказано. Решением Ленинского районного суда ... от ... постановление администрации ... об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении было отменено. Денное решение УЖКХ администрации ... б фактически не было исполнено, итоговое решение о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма было принято уже в отсутствии статуса «многодетная семья» лишь .... На ее заявление от ... о предоставлении единовременной денежной выплаты взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно ей было отказано в связи с утратой статуса многодетной семьи, тем самым она утратила право на получение денежной выплаты, чем ей причинены убытки в размере 300 000 рублей. Просила взыскать с ответчиков в свою пользу в счет компенсации морального вреда 30 000 руб., судебные издержки.
Протокольным определением суда к участию в деле в качестве ответчика привлечено Финансовое управление Администрации ....
В судебном заседании представитель ответчика Финансового управления Администрации ... – Степанова Е.С., действующая на основании доверенности, в удовлетворении исковых требований просила отказать. Поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве на иск.
Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещена надлежащим образом.
Представители ответчиков Администрация ..., УЖКХ ... в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежащим образом. В отзывах просили в иске отказать.
Судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся ответчиков на основании ст. 165.1 ГК РФ и в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ст. 16 ГК РФ).
В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Для удовлетворения исковых требований о возмещении убытков необходимо установить совокупность следующих обстоятельств: наличие убытков, противоправность действий (бездействия) причинителя вреда, причинно-следственную связь между противоправными действиями (бездействием) и наступлением вредных последствий, вину причинителя вреда и размер убытков. Недоказанность одного из указанных обстоятельств является основанием для отказа в иске.
Учитывая специфику предмета доказывания по спорам, вытекающим из обязательств, возникших вследствие причинения вреда, на стороне истца лежит бремя доказывания самого факта причинения вреда и величины его возмещения, причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика и наступившими негативными последствиями.
Как следует из материалов дела и установлено судом Витрищак Е.П. является матерью ФИО., ... года рождения, ФИО., ... года рождения, ФИО., ... года рождения.
Согласно справке от ... N, выданной филиалом ГКУ ... «Центр социальной поддержки населения», Витрищак Е.П. является многодетной матерью, данная справка действительна до ....
... Витрищак Е.П. обратилась в УЖКХ администрации ... с заявлением об оказании муниципальной услуги «Постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Целью обращения с указанным заявлением являлось получение единовременной денежной выплаты за полагающийся ей как многодетной матери земельный участок, что предусмотрено постановлением ... от ... N-ПП «Об утверждении порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, единовременной денежной выплаты в целях улучшения жилищных условий взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно».
Постановлением администрации ... N-п от ... Витрищак Е.П. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, на основании ст. 53 ЖК РФ. Основанием для отказа послужило то, что у Витрищак Е.П. не истек пятилетний срок со дня совершения намеренных действий, в результате которых граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Не согласившись с указанным постановлением, Витрищак Е.П. обратилась с административным иском в суд об оспаривании Постановления администрации ... N-п от ....
Решением Ленинского районного суда ... от ..., постановление администрации ... N-п от ... признано незаконным с возложением обязанности принять Витрищак Е.П. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по категории «многодетные семьи, имеющие 3 и более несовершеннолетних детей».
Апелляционным определением Оренбургского областного суда от ... решение Ленинского районного суда ... от ... оставлено без изменения.
Постановлением администрации ... от ... N-п,с учетом внесенных изменений на основании Постановления от ..., на основании решения суда от ..., вступившего в законную силу ... Витрищак Е.П. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по категории «многодетные семьи, имеющие трех и более несовершеннолетних детей» с составом семьи 4 человека с ....
... истец обратилась в ГКУ «Центр социальной поддержки населения» с заявлением о предоставлении ей единовременной денежной выплаты в целях улучшения жилищных условий взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно.
Ответом от ... N Витрищак Е.П. отказано в предоставлении единовременной выплаты по тем основаниям, что в соответствии со ст.2.4 Закона Оренбургской области от 22.09.2011 года № 413/90-V-ОЗ «О бесплатном предоставлении на территории ... земельных участков гражданам, имеющим 3 и более несовершеннолетних детей» право на получение иной меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно имеют многодетные семьи. Поскольку на момент обращения с заявлением статус семьи истца как многодетной не определен, оснований для выдачи свидетельства о предоставлении единовременной денежной выплаты не имеется. Указанные обстоятельства подтверждается решением ГКУ «Центр социальной поддержки населения» об отказе в предоставлении государственной услуги.
Постановлением администрации ... от ... N-п Витрищак Е.П. снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по категории многодетные семьи, имеющие трех и более несовершеннолетних детей» с составом семьи 4 человека в связи с достижением совершеннолетия ФИО
Обращаясь с настоящим исковым заявлением Витрищак Е.П. указала, что решение суда фактически исполнено не было, так как итоговое решение о принятии Витрищак Е.П. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, принято уже в отсутствии статуса «многодетная семья», лишь .... Таким образом, своевременно указанная услуга ей предоставлена не была. Допущенные нарушения ее прав со стороны УЖКХ ... привели к тому, что Витрищак Е.П. была вынуждена обжаловать незаконные действия государственного органа. В результате, когда ее права были нарушены, она утратила статус многодетной семьи, что лишило ее права на предоставление единовременной денежной выплаты взамен предоставления земельного участка. Таким образом, ее семья понесла убытки в размере ... руб.
Согласно пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является восстановление нарушенного права. В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обращаясь в суд с иском, истец должен доказать нарушение права и обосновать, каким образом этот способ защиты ведет к восстановлению его прав.
К вопросам местного значения относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении (статья 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 14, 19, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
В соответствии с Положением об УЖКХ администрации города, утвержденным решением Оренбургского городского Совета от 28.06.2011 № 187 (далее - Положение), является отраслевым (функциональным) органом Администрации и от ее имени осуществляет полномочия в области жилищных отношений (п. 1,1.,п. 2.78.Положения).
Согласно положений ст.2.4 Закона Оренбургской области от 22.09.2011 N 413/90-V-ОЗ "О бесплатном предоставлении на территории Оренбургской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей" (принят постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 14.09.2011 N 413) право на получение единовременной денежной выплаты в целях улучшения жилищных условий взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно (далее - единовременная денежная выплата) имеют граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении или если у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет.
Единовременная денежная выплата предоставляется таким гражданам однократно с их письменного согласия в порядке, установленном Правительством Оренбургской области.
Размер единовременной денежной выплаты составляет ... рублей.
Единовременная денежная выплата может использоваться гражданами:
1) на приобретение жилого помещения на территории Оренбургской области;
2) уплату первоначального взноса по кредитам на приобретение (строительство) жилого помещения на территории Оренбургской области, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору, заключенному с кредитной организацией;
3) погашение основного долга и уплату процентов по кредитам на приобретение (строительство) жилого помещения на территории Оренбургской области, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору, заключенному с кредитной организацией.
В случае если размер остатка основного долга и процентов по кредитам на приобретение (строительство) жилого помещения на территории Оренбургской области, включая ипотечные кредиты, предоставленные гражданам по кредитному договору, заключенному с кредитной организацией, менее 300000 рублей, то оставшаяся сумма средств единовременной денежной выплаты подлежит перечислению на счет гражданина, открытый им в кредитной организации (абзац введен Законом Оренбургской области от 24.12.2019 N 2043/550-VI-ОЗ).
Финансовое обеспечение расходов на оказание меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в виде единовременной денежной выплаты является расходным обязательством Оренбургской области и осуществляется за счет средств областного бюджета, между тем, ответственность за ущерб, причиненный местными органами исполнительной власти – несет Финансовое Управление администрации г.Оренбурга.
Согласно п. 3 ст. 158 БК РФ, главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по иска к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
В соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим кодексом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Таким образом, надлежащим ответчиком по данному делу является Финансовое Управление администрации города Оренбурга.
Вместе с тем, требования о взыскании компенсации морального вреда также не подлежат удовлетворению в силу следующего.
В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
В соответствии с п. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Анализ приведенных правовых норм свидетельствует о том, что право на компенсацию морального вреда возникает при нарушении личных неимущественных прав гражданина или посягательстве на иные принадлежащие ему нематериальные блага. При нарушении имущественных прав гражданина такая компенсация может взыскиваться только в случаях, прямо предусмотренных законом.
Для возложения ответственности на основании ст. 1069 ГК РФ, необходимо установление факта причинения ущерба, его размер, наличие вины в причинении ущерба, причинно – следственную связь между причиненным ущербом и виновными действиями ответчика.
Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред. (п.2 ст. 1064 ГК РФ).
Из письменного отзыва ответчика следует, что частью 4 статьи 5 Закона Оренбургской области от 23.11.2005 № 2733/489-III-03 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (далее - Закон), Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», утверждённым постановлением Администрации от 03.06.2013 № 1215-п (далее - Административный регламент), определен перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о постановке на учет.
При принятии решения о принятии на учет либо об отказе в принятии Администрация руководствуется документами, которые представлены заявителем, а также полученными в рамках межведомственного взаимодействия.
Полномочиями по установлению фактов, имеющих юридическое значение (в том числе установление обстоятельств намеренного или ненамеренного ухудшения жилищных условий), наделены судебные органы, к которым орган местного самоуправления в силу закона не относится. Соответственно, иной правовой акт при наличии документов о принадлежности заявителю жилого помещения на праве собственности при проверке нуждаемости за 5-летний период, органом местного самоуправления не мог быть принят.
Следовательно, виновность действий ответчика в принятии решения об отказе в постанове на учет отсутствует.
В части доводов истца о нарушении сроков предоставления муниципальной услуги по вопросу постановки на учет нуждающихся во исполнение решения суда, из материалов дела следует, что в установленном законом порядке данные сроки Витрищак А.П. обжалованы не были, судебный акт по данному вопросу отсутствует. судебный акт по данному вопросу отсутствует. Кроме того, апелляционное определение поступило в уполномоченный орган – администрацию ... – ..., вопрос о принятии на учет был рассмотрен в предусмотренный законом 30-дневный срок, что подтверждается итоговым решением по рассмотрению обращения от ....
Пунктом 2.7 Административного регламента определен перечень документов, которые орган местного самоуправления запрашивает самостоятельно в рамках межведомственного взаимодействия. В данном перечне судебный акт не указан. Кроме того, Витрищак Е.П. имела возможность самостоятельно предоставить судебный акт в уполномоченный орган.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из положений ст. ст. 2, 3 ГПК РФ, ст. 1.1. ГК РФ судебной защите подлежат нарушенные или оспариваемые права и интересы.
То есть, условием предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся с иском в суд, является доказанность таким лицом факта нарушения его прав и интересов. Именно истец обязан доказать, что его права нарушены ответчиком, и что способ восстановления нарушенного права является соразмерным последствиям нарушенного права.
Однако, истец не указал, какие именно нематериальные блага или личные неимущественные права нарушены ответчиками, какова вина судебного пристава- исполнителя в причинении морального вреда и какая существует причинно-следственная связь между действиями (бездействием) и наступившими последствиями.
В обоснование своих требований фио было указано, что ей был причинен моральный вред, выразившийся в переживаниях, нервном стрессе, нарушении сна. Однако письменных доказательств, подтверждающих названные обстоятельства (обращения в поликлинику, чеки на приобретение лекарств, назначения лечения и т.п.), в материалы дела не представлены.
Заявляя требования о взыскании компенсации морального вреда, истец должен был представить доказательства, подтверждающие данные требования, а также доказательства наличия причинно-следственной связи между действием судебного пристава и причинением ему морального вреда, однако при рассмотрении настоящего дела доказательств, с достоверностью подтверждающих основания для возмещения компенсации морального вреда, суду не представлено, что является также основанием для отказа в удовлетворении в иске.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Витрищак Е. П. к администрации города Оренбурга, Управлению жилищно-коммунального хозяйства г.Оренбурга, Финансовому управлению Администрации города Оренбурга о взыскании компенсации морального вреда, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 10 марта 2023 года.
Судья: Перовских И.Н.