Дело № 2-131/2024
УИД: 11RS0014-01-2024-000226-84
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 мая 2024 года с. Корткерос
Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Буян Э.Ф., при секретаре Казариновой М.В., с участием пом.прокурора Буториной К.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
прокурора Корткеросского района к администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский»
о возложении обязанности организовать и обеспечить выполнение работ по государственному кадастровому учету, государственной регистрации прав в отношении объектов,
установил:
прокурор Корткеросского района обратился в суд с иском об обязании администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» (далее по тексту – АМР «Корткеросский», администрация) в срок до <дата> организовать и обеспечить выполнение работ по государственному кадастровому учету, государственной регистрации прав в отношении объектов: здание (нежилое помещение), расположенное по адресу: <адрес> здание, расположенное по адресу: <адрес>; здание, расположенное по адресу: <адрес> (далее по тексту- спорные объекты). В обоснование требований в заявлении указано, что в ходе проведенной проверки состояния законности при использовании и распоряжением администрацией МР «Корткеросский» муниципальным имуществом выявлено, что находящиеся в собственности администрации и переданные в оперативное управление указанные спорные здания не поставлены на кадастровый учет, право собственности на него не зарегистрировано, что в свою очередь препятствует планированию органами государственного пожарного надзора контрольных (надзорных) мероприятий. Несоблюдение администрацией указанных требований законодательства в сфере распоряжения и использования муниципальным имуществом является недопустимым и приводит к нарушению прав граждан на обеспечение благоприятных и безопасных условий нахождения в указанных зданиях.
В судебном заседании пом.прокурора Буторина К.Р. настаивала на удовлетворении требований, поддержав доводы, изложенные в иске.
Ответчик Администрация МР «Корткеросский», третьи лица МУ «Корткеросская централизованная библиотечная система, МБУДО «Корткеросская детско-юношеская спортивная школа» извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание своих представителей не направили.
Суд, с учетом положения ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав прокурора, оценив в совокупности представленные доказательства, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
Согласно пп. 1,2 ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В силу ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту - Закон № 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим законом сведений об объектах недвижимости.
По общему правилу, в силу ч. 1 ст. 14 закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» закреплено, что Федеральный государственный пожарный надзор осуществляется органами государственного пожарного надзора, находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в том числе государственными учреждениями указанного федерального органа исполнительной власти. Предметом федерального государственного пожарного надзора являются соблюдение организациями и гражданами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми организации и граждане владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности.
В силу пп. «а» п. 8, 42 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» (далее по тексту – Постановление №290) органы государственного пожарного надзора, подразделения государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции обеспечивают учет объектов надзора, организуют и проводят контрольные (надзорные) мероприятия, принимают соответствующие решения. Основанием для включения планового контрольного (надзорного) мероприятия в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий является истечение в году проведения контрольного (надзорного) мероприятия установленной периодичности с даты: ввода объекта надзора в эксплуатацию; окончания проведения последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия. Плановое контрольное (надзорное) мероприятие планируется в отношении объектов надзора, указанных в Едином государственном реестре недвижимости, а в многоквартирных жилых домах - в отношении организации, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирным домом, определенной в соответствии с жилищным законодательством, а в случаях привлечения в целях обеспечения безопасной эксплуатации, технического обслуживания и поддержания надлежащего технического состояния здания, сооружения на основании договора физического (физических) или юридического (юридических) лица (лиц), заключенного в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности - в отношении организации (управляющей компании), являющейся ответственным лицом.
Судом установлено, что: объект недвижимого имущества – нежилое помещение площадью 78 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, находится в муниципальной собственности администрации МР «Корткеросский» и передано на праве оперативного управления МБУДО «Корткеросская детско-юношеская спортивная школа», что подтверждается постановлением администрации МР «Корткеросский» от <дата> ХХХ; объект недвижимого имущества – здание библиотеки, расположенное по адресу: <адрес>, находится в муниципальной собственности администрации МР «Корткеросский» и передано на праве оперативного управления МУ «Корткеросская централизованная библиотечная система», что подтверждается постановлением администрации МР «Корткеросский» от <дата> ХХХ; объект недвижимого имущества – здание дома культуры, расположенное по адресу: <адрес>, находится в муниципальной собственности администрации МР «Корткеросский» и передано на праве оперативного управления МУ «Корткеросская централизованная библиотечная система», что подтверждается постановлением администрации МР «Корткеросский» от <дата> ХХХ.
Согласно информации Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Корткеросского района ГУ МЧС России по Республике Коми от <дата> отделом проведен анализ сведений об объектах недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, по результатам которого установлено, что на территории района указанные спорные объекты не поставлены на кадастровый учет в Едином государственном реестре недвижимости.
В ходе рассмотрения дела однозначно подтверждено, что спорные объекты недвижимости не поставлены на кадастровый учет в виду отсутствия технических паспортов на здания, сведения о них отсутствуют в едином государственном реестре недвижимости.
Ввиду неисполнения ответчиком обязанности по надлежащему кадастровому учету в отношении указанного спорного недвижимого имущества, не оформление в отношении них права муниципальной собственности может повлечь нарушения при использовании, распоряжении муниципальным имуществом, в том числе при организации надзорных и иных мероприятий. В свою очередь, отсутствие возможности осуществления плановых контрольных (надзорных) мероприятия в отношении указанных спорных объектов недвижимости нарушает права граждан на обеспечение благоприятных и безопасных условий нахождения в зданиях и впоследствии может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, причинению вреда жизни, здоровью, имуществу граждан, имуществу муниципального образования.
В силу положений ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
С учетом вышеизложенных положений действующего законодательства суд, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований к администрации МР «Корткеросский».
Суд, с учетом положений ч.2 ст.206 ГПК РФ, полагает, что испрашиваемый в иске срок устранения нарушений до 01.10.2024 является достаточным для исполнения судебного решения, связи с чем иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
заявление удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Корткеросский» (ИНН 1113001350) в срок до 01 октября 2024 года организовать и обеспечить выполнение работ по государственному кадастровому учету, государственной регистрации прав в отношении объектов:
- здание (нежилое помещение), расположенное по адресу: <адрес>;
- здание, расположенное по адресу: <адрес>;
- здание, расположенное по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Корткеросский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Буян Э.Ф.
Решение в окончательной форме изготовлено 28.05.2024.