Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2709/2022 ~ М-2153/2022 от 25.04.2022

Дело №2-2709/2022

УИД:34RS0008-01-2022-003789-67

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Мягковой Е.А.,

при секретаре Толмачевой А.В.,

с участием истца Терентьева Д.И., представителя истцов Терентьева Д.И. и Терентьева И.В.Бахвалова В.В., представителя ответчика администрации Волгограда – Плаксуновой К.С., действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании 25 мая 2022 года в городе Волгограде гражданское дело по иску Терентьева Д. И., Терентьева И. В. к администрации Волгограда о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения взамен аварийного жилья,

УСТАНОВИЛ:

Терентьев Д.И. и Терентьев И.В. обратились в суд с иском к администрации Волгограда о возложении обязанности предоставить на праве собственности благоустроенное жилое помещение взамен аварийного жилья. Свои требования мотивируют тем, что истцам на праве общей долевой собственности Терентьеву И.В. в размере 23/100 доли и Терентьеву Д.И. в размере 77/100 доли принадлежит жилое помещение – трехкомнатная ..., общей площадью 76,7 кв.м. в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г.Волгоград, .... Заключением межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда Красноармейского района Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №... по данному многоквартирному жилому дому выявлены основания для признания его аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №... многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г.Волгоград, ... Красноармейского района признан аварийным и подлежащим сносу. Указанным постановлением собственникам дома определен срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести снос дома. Однако до настоящего времени истцы вынуждены проживать в непригодных для этого жилых помещениях, которые создают угрозу их жизни и здоровью.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, применительно к положениям статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, истцы просили возложить на администрацию Волгограда обязанность предоставить им на праве собственности благоустроенное жилое помещение равнозначное по общей площади занимаемому, расположенное в черте г. Волгограда, взамен находящейся в их совместной долевой собственности квартиры номер 12 ... района города Волгограда, кадастровый №....

В судебном заседании истец Терентьев Д.И. и представитель истцов Терентьева Д.И. и Терентьева И.В. по доверенности Бахвалов В.В. исковые требования поддержали, ссылаясь на положения раздела 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп, а также на апелляционное определение Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №... по аналогичному спору.

Представитель ответчика администрации Волгограда по доверенности Плаксунова К.С. в судебном заседании исковые требования Терентьевых не признала, пояснила, что указанный многоквартирный дом, признанный аварийным в 2020 году не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в данную программу включаются только те многоквартирные дома, которые признаны до ДД.ММ.ГГГГ аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в установленном порядке.

Истец Терентьев И.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, о причине своей неявки суд не уведомил, об отложении судебного разбирательства не просил, доверил представлять свои интересы представителю, в связи с чем, суд полает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав лиц участвующих в деле, проверив и исследовав материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.

Конституционный принцип недопустимости произвольного лишения жилища, реализация которого осуществляется в жилищном законодательстве, означает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации защита жилищных прав осуществляется путем прекращения или изменения жилищного правоотношения.

В силу части 4 статьи 3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом и другими федеральными законами.

Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 данной статьи.

В пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что на праве общей долевой собственности истцу Терентьеву И.В. в размере 23/100 доли и истцу Терентьеву Д.И. в размере 77/100 доли принадлежит жилое помещение – трехкомнатная ..., общей площадью 76,7 кв.м. в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г.Волгоград, ....

Заключением межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда Красноармейского района Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №... по данному многоквартирному жилому дому выявлены основания для признания его аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №... многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г.Волгоград, ... Красноармейского района признан аварийным и подлежащим сносу, утвержден механизм исполнения вышеуказанного заключения, в том числе обозначено, что сроки и этапы переселения будут производится программно-целевым методом в установленном законодательством порядке.

Указанным постановлением собственникам дома определен срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести снос дома.

Законодательством Российской Федерации предусмотрено два способа реализации жилищных прав граждан при признании их жилья аварийным: в общем порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации и, в случае признания многоквартирного дома аварийным и его включения в региональную адресную программу, в специальном порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Так, частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 6). По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8).

В силу положений части 1, пункта 1 части 2 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать перечень многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов расходуются на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на строительство таких домов, а также на выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 6 статьи 16).

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

            Выкуп жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу жилом доме или достижению соглашения о предоставлении другого жилого помещения должна предшествовать установленная ч. 10 ст. 32 ЖК РФ предварительная процедура по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе жилого дома и последующему изъятию уполномоченным органом земельного участка для муниципальных нужд и изъятию каждого жилого помещения в таком доме, в силу чего решение вопроса о предоставлении собственнику другого жилого помещения без соблюдения указанной процедуры противоречит требованиям жилищного законодательства.

        В соответствии со статьей 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда включаются только те многоквартирные дома, которые признаны до ДД.ММ.ГГГГ аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатация в установленном порядке.

        Федеральным законом №185-ФЗ предусматривается предоставление финансовой поддержки на мероприятия по расселению аварийного жилищного фонда субъектам Российской Федерации, принявшим обязательства обеспечить до ДД.ММ.ГГГГ, переселение граждан из всех многоквартирных домов, которые признаны до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

    В рамках Программы Волгоградская область до ДД.ММ.ГГГГ должна произвести расселение многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

        Из материалов дела следует, что многоквартирный ... города Волгограда был признан аварийным и подлежащим сносу ДД.ММ.ГГГГ, не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в связи с чем реализация мероприятий в рамках региональной адресной программы     «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области в 2019 – 2025 годах», утвержденную постановлением администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №...-п «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области в 2019 - 2025 годах» не предусмотрено.

С учетом изложенного, вопреки доводам истцов о предоставлении им равнозначных жилых помещений взамен аварийного жилья не обоснованны и не подлежит удовлетворению, с учетом избранного истцами способа реализации их жилищных прав.

Факт признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу в отсутствие иных исключительных обстоятельств и в отсутствии доказательств, подтверждающих, что принадлежащие истцам жилые помещения представляют опасность для жизни и здоровья, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилыми помещениями.

Доказательства, подтверждающих, что принадлежащие истцам жилые помещения представляют опасность для жизни и здоровья, не представлено.

При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Терентьева Д. И., Терентьева И. В. к администрации Волгограда о возложении обязанности предоставить на праве собственности благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади занимаемому, расположенное в черте города Волгограда, взамен находящегося в совместной долевой собственности ... района города Волгограда – отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 31.05.2022 года.

Судья                                    Мягкова Е.А.

2-2709/2022 ~ М-2153/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Терентьев Игорь Владленович
Терентьев Дмитрий Игоревич
Ответчики
Администрация Волгограда
Другие
Бахвалов Владимир Валерьевич
Департамент муниципального имущества администрации Волгограда
Суд
Центральный районный суд г. Волгограда
Судья
Мягкова Елена Александровна
Дело на сайте суда
zent--vol.sudrf.ru
25.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.04.2022Передача материалов судье
29.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.05.2022Судебное заседание
25.05.2022Судебное заседание
31.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.04.2023Дело оформлено
19.04.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее