ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 апреля 2024 года г. Астрахань
Ленинский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Асламбековой Г.А.
при секретаре Ашимовой Ф.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1518/2024 по иску Управления Роспотребнадзора по <адрес> к Индивидуальному предпринимателю Г.М.М.о. в защиту интересов неопределенного круга потребителей о признании действий по реализации плодоовощной продукции в ассортименте без маркировки и товарно-сопроводительных документов, подтверждающих качество, безопасность и происхождение, противоправными,
Установил:
Истец Управление Роспотребнадзора по <адрес> обратилось в суд с иском к ИП Г.М.М.о. в защиту неопределенного круга потребителей о признании действий по реализации плодоовощной продукции в ассортименте без маркировки и товарно-сопроводительных документов, подтверждающих качество, безопасность и происхождение, противоправными, указав, что в Управление Роспотребнадзора по <адрес> из Астраханской таможни поступила информация по результатам проведенного совместно с Астраханской транспортной прокуратурой и Управлением Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской, Астраханской областям и <адрес> мероприятия.
Согласно акта таможенного осмотра помещений и территорий от <дата обезличена> <№>/А000355 <дата обезличена> в период с 09 час. 40 мин. по 11 час. 15 мин. в торговом объекте «Арбуз», расположенном по адресу: <адрес>, лит. «Я», и принадлежащем индивидуальному предпринимателю Г.М.М.о. (ИНН <№> ОГРНИП <№>), обнаружена следующая продукция без маркировки: баклажаны, страна происхождения неизвестна, общей массой 10 кг; лук репчатый, страна происхождения неизвестна, общей массой 570 кг; морковь, страна происхождения неизвестна, общей массой 559 кг; грибы, страна происхождения неизвестна, общей массой 13,5 кг; яблоки в ассортименте, страна происхождения неизвестна, общей массой 662 кг; орехи в ассортименте, страна происхождения неизвестна, общей массой 92,5 кг; перец, страна происхождения неизвестна, общей массой 11 кг; сухофрукты в ассортименте страна происхождения неизвестна, общей массой 239 кг; картофель, страна происхождения неизвестна, общей массой 2140 кг; семена подсолнечника, страна происхождения неизвестна, общей массой 23 кг; - фасоль в ассортименте, страна происхождения неизвестна, общей массой 52 кг. Итого: 4 372 кг. Также было установлено, что основная часть плодовоовощной продукции (яблоки, грибы, яблоки, орехи в ассортименте, перец, сухофрукты, картофель, лук, морковь, семена подсолнечника, фасоль в ассортименте) реализуется в картонных коробах без какой-либо маркировки. Товарно-сопроводительных документов, подтверждающих качество, безопасность и происхождение вышеуказанной продукции, ИП Г.М.М.о. не предоставлено.
Выявленная продукция оставлена должностными лицами Астраханской таможни на ответственное хранение ИП Г.М.М.о.
Управлением ИП Г.М.М.о. объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований. Ответа либо возражений в отношении выданного предостережения от индивидуального предпринимателя в Управление не поступало.
Торговый объект «Арбуз» является публичным местом, используя которое продавец реализует пищевую продукцию с нарушением требований действующего законодательства РФ неопределенному кругу лиц (потребителей).
В связи с чем, Управление Роспотребнадзора по <адрес> просило суд признать действия ИП Г.М.М.о. по реализации плодоовощной продукции в ассортименте без маркировки и товарно-сопроводительных документов, подтверждающих качество, безопасность и происхождение, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей. Прекратить противоправные действия ИП Г.М.М.о. по реализации плодоовощной продукции, несоответствующей обязательным требованиям действующего законодательства РФ. В случае удовлетворения иска обязать ответчика довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
В судебное заседание представитель истца Управления Роспотребнадзора по <адрес> не явился, в суд поступило заявление с просьбой рассмотреть дело без их участия.
В судебное заседание ответчик ИП Г.М.М.о. не явился. Уведомлен надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела.
Таким образом, ответчик, будучи извещенным в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, отказался от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела.
Определением Ленинского районного суда <адрес> суд определил о рассмотрении данного дела в порядке заочного производства.
Представитель третьего лица Астраханской таможни ФИО4, действующая на основании доверенности в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.
Суд, выслушав представителя третьего лица Астраханской таможни ФИО4, действующую на основании доверенности, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как установленном в судебном заседании согласно выписке из Единого государственного реестра Индивидуальный предприниматель Г.М.М.о. является действующим Индивидуальным предпринимателем.
В соответствии с п.п. 1,3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.04 № 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Согласно Постановления Правительства РФ от 06.04.04 № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. На территории Астраханской области Служба представлена Управлением Роспотребнадзора по Астраханской области.
В соответствии с п.п. 8.18, 8.19 «Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской области» от 09.07.12 № 707 Управление предъявляет иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей. Данное полномочие указано в ч. 7 ст. 40, 46 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.12 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» в соответствии со статьями 45 и 46 ГПК РФ, статьями 44, 45 и 46 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» суду общей юрисдикции подведомственны дела по искам уполномоченных органов, имеющих статус юридического лица, к изготовителю (продавцу, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру), поданным в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей. В защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (статья 1065 ГК РФ, статья 46 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).
Согласно «Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.06.04 № 322, в полномочия Роспотребнадзора входит контроль за соблюдением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.
Согласно п.п. 6.2, 6.5 Положения Роспотребнадзор вправе давать разъяснения и применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера только по вопросам, отнесенным к его компетенции, в пределах закрепленных полномочий. При этом пресечение фактов нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности осуществляется Роспотребнадзором исключительно в порядке, определенном соответствующими императивными правовыми нормами.
В соответствии со ст. 40 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» предметом федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей является, в том числе соблюдение продавцами и владельцами агрегаторов обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации, к передаче информации в государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, и иных требований, связанных с оборотом товаров, информация о которых подлежит внесению в указанную государственную информационную систему в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Федеральным законом от 13 июня 2023 года № 203-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства», Федеральным законом от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», за исключением таких обязательных требований, относящихся к предмету регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно ст. 20.1 Федерального закона от 28.12.09 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (https://gov.crpt.ru), - государственная информационная система, создаваемая в целях автоматизации процессов сбора и обработки информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, хранения такой информации, обеспечения доступа к ней, ее предоставления и распространения, повышения эффективности обмена информацией об обороте таких товаров и обеспечения их прослеживаемости, а также в иных целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Управлением в соответствии со ст. 74 Федерального закона от 31.07.20 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» проводится наблюдение за соблюдением обязательных требований, включающее сбор, анализ данных о субъектах и объектах контроля, содержащихся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (https://gov.crpt.ru).
в Управление Роспотребнадзора по Астраханской области из Астраханской таможни поступила информация по результатам проведенного совместно с Астраханской транспортной прокуратурой и Управлением Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской, Астраханской областям и Республике Калмыкия мероприятия.
Согласно акта таможенного осмотра помещений и территорий от <дата обезличена> <№>/А000355 <дата обезличена> в период с 09 час. 40 мин. по 11 час. 15 мин. в торговом объекте «Арбуз», расположенном по адресу: <адрес>, лит. «Я», и принадлежащем индивидуальному предпринимателю Г.М.М.о. (ИНН <№> ОГРНИП <№>), обнаружена следующая продукция без маркировки: баклажаны, страна происхождения неизвестна, общей массой 10 кг; лук репчатый, страна происхождения неизвестна, общей массой 570 кг; морковь, страна происхождения неизвестна, общей массой 559 кг; грибы, страна происхождения неизвестна, общей массой 13,5 кг; яблоки в ассортименте, страна происхождения неизвестна, общей массой 662 кг; орехи в ассортименте, страна происхождения неизвестна, общей массой 92,5 кг; перец, страна происхождения неизвестна, общей массой 11 кг; сухофрукты в ассортименте страна происхождения неизвестна, общей массой 239 кг; картофель, страна происхождения неизвестна, общей массой 2140 кг; семена подсолнечника, страна происхождения неизвестна, общей массой 23 кг; - фасоль в ассортименте, страна происхождения неизвестна, общей массой 52 кг. Итого: 4 372 кг. Также было установлено, что основная часть плодовоовощной продукции (яблоки, грибы, яблоки, орехи в ассортименте, перец, сухофрукты, картофель, лук, морковь, семена подсолнечника, фасоль в ассортименте) реализуется в картонных коробах без какой-либо маркировки. Товарно-сопроводительных документов, подтверждающих качество, безопасность и происхождение вышеуказанной продукции, ИП Г.М.М.о. не предоставлено.
Выявленная продукция оставлена должностными лицами Астраханской таможни на ответственное хранение ИП Г.М.М.о.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Технического регламента Таможенного союза № 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» пищевая продукция, находящаяся в обращении, в том числе продовольственное (пищевое) сырье, должна сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции.
В соответствии с п. 1 ст. 21 гл. 4 Технического регламента Таможенного союза № 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции требованиям данного технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции проводится в формах: подтверждения (декларирования) соответствия пищевой продукции; государственной регистрации специализированной пищевой продукции; государственной регистрации пищевой продукции нового вида; ветеринарно-санитарной экспертизы.
Согласно ст. 39 гл. 6 Технического регламента Таможенного союза № 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» маркировка пищевой продукции должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза, устанавливающего требования к пищевой продукции в части ее маркировки, и соответствующим требованиям технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
В соответствии со ст. 4 Технического регламента Таможенного союза № 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения: наименование пищевой продукции; состав пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части 4.4 данной статьи и если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; количество пищевой продукции; дату изготовления пищевой продукции; срок годности пищевой продукции; условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки; наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции, а также в случаях, установленных настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера; рекомендации и (или) ограничения по использованию; показатели пищевой ценности пищевой продукции; сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов; единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза. Маркировка транспортной упаковки, в которую помещена пищевая продукция, должна содержать следующие сведения: наименование пищевой продукции; количество пищевой продукции; дату изготовления пищевой продукции; срок годности пищевой продукции; условия хранения пищевой продукции; сведения, позволяющие идентифицировать партию пищевой продукции (например, номер партии); наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилию, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции.
Ввиду того, что Постановлением Правительства РФ от 14.12.23 № 2140, продлено действие запрета на проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе проверок, установленного Постановлением Правительства РФ № 336 от 10.03.22 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» до конца 2024 года, за исключением внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий по согласованию с органами прокуратуры, по следующим основаниям: угроза и причинение вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан; угроза обороне страны и безопасности государства; угроза возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, Управлением применяются меры профилактики.
Постановлением не ограничено применение Управлением Роспотребнадзора по <адрес> такой меры реагирования как объявление контролируемому лицу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований по итогам рассмотрения содержащихся в обращениях (заявлениях) граждан сведений, информации от органов государственной власти.
На основании вышеизложенного, Управлением ИП Г.М.М.о. объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований. Ответа либо возражений в отношении выданного предостережения от индивидуального предпринимателя в Управление не поступало.
Торговый объект «Арбуз» является публичным местом, используя которое ИП Г.М.М.о. реализует пищевую продукцию с нарушением требований действующего законодательства РФ неопределенному кругу лиц (потребителей).
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования истца Управления Роспотребнадзора по <адрес> о признании действий ИП Г.М.М.о. о признании действий по реализации плодоовощной продукции в ассортименте без маркировки и товарно-сопроводительных документов, подтверждающих качество, безопасность и происхождение, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, подлежащими удовлетворению.
Исковые требования истца о прекращении противоправных действий ИП Г.М.М.о. по реализации плодоовощной продукции, несоответствующей обязательным требованиям действующего законодательства РФ, суд полагает необходимым изложить в следующей редакции: обязать Индивидуального предпринимателя Г.М.М.о. прекратить реализацию плодоовощной продукции, несоответствующую обязательным требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» суд считает возможным удовлетворить исковые требования истца в части обязания ответчика ИП Г.М.М.о. опубликовать решение суда в СМИ или иным способом довести решение суда до потребителей.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Суд считает необходимым взыскать с ответчика ИП Г.М.М.о. государственную пошлину в размере 300 руб. в местный бюджет.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199, 234, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск Управления Роспотребнадзора по <адрес> к Индивидуальному предпринимателю Г.М.М.о. защиту интересов неопределенного круга потребителей о признании действий по реализации плодоовощной продукции в ассортименте без маркировки и товарно-сопроводительных документов, подтверждающих качество, безопасность и происхождение, противоправными, удовлетворить.
Признать действия Индивидуального предпринимателя Г.М.М.о. по реализации плодоовощной продукции в ассортименте без маркировки и товарно-сопроводительных документов, подтверждающих качество, безопасность и происхождение, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.
Обязать Индивидуального предпринимателя Г.М.М.о. прекратить реализацию плодоовощной продукции, несоответствующую обязательным требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Обязать Индивидуального предпринимателя Г.М.М.о. довести в срок в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Взыскать с Индивидуального предпринимателя Г.М.М.о. Мамед оглы государственную пошлину в размере 300 руб. в местный бюджет.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: Г.А. Асламбекова