Дело № 5-81/2024
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
27 февраля 2024 г. г.Казань, ул. Шоссейная, д.3
Судья Кировского районного суда города Казани Республики Татарстан Сибгатуллина Д.И., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Орнек Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, ИНН <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проверки соблюдения иностранными гражданами и работодателями миграционного законодательства Российской Федерации на территории ФКП КГКПЗ, расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что индивидуальный предприниматель Орнек Баки допустил к работе гражданина <адрес> Хошимова М.М. угли в качестве плотника, не имеющего патента на данный вид трудовой деятельности в Российской Федерации.
В судебное заседание индивидуальный предприниматель Орнек Б. не явился.
Представитель отдела иммиграционного контроля УВМ МВД по РТ в судебное заседание не явился.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
В соответствии с примечанием к ст. 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.
Как разъяснено в п.20 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», противоправным является привлечение к трудовой деятельности, осуществляемое в виде фактического допуска конкретного иностранного гражданина или лица без гражданства в какой-либо форме к выполнению работ, оказанию услуг без соответствующего разрешения.
Согласно ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан 1) постоянно или временно проживающих в Российской Федерации; 2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию; 3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц; 4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования; 5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации; 6) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул; 7) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и работающих в свободное от учебы время в этих образовательных организациях, в хозяйственных обществах или в хозяйственных партнерствах, созданных бюджетными или автономными образовательными организациями высшего образования, в которых они обучаются; 8) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве научных или педагогических работников, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования образовательными организациями высшего образования, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами, государственными научными центрами, иными научными организациями, в которых действуют диссертационные советы, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо иными научными организациями и инновационными организациями согласно критериям и (или) перечню, утвержденным Правительством Российской Федерации, либо в качестве педагогических работников для проведения занятий в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия педагогической деятельностью в духовных образовательных организациях; 8.1) приглашенных в Российскую Федерацию с деловой или гуманитарной целью либо в целях осуществления трудовой деятельности и привлекаемых помимо этого для занятия педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования в научных организациях и образовательных организациях высшего образования, за исключением духовных образовательных организаций; 9) являющихся работниками аккредитованных в установленном порядке на территории Российской Федерации представительств иностранных юридических лиц, зарегистрированных в Российской Федерации в установленном законодательством порядке, в пределах численности, согласованной при аккредитации указанных представительств уполномоченным аккредитующим органом, на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации; 10) осуществляющих трудовую деятельность в случае и порядке, предусмотренных ч. 4 ст. 63 и ст. 348.8 Трудового кодекса Российской Федерации; 11) признанных беженцами на территории Российской Федерации, - до утраты ими статуса беженца или лишения их статуса беженца; 12) получивших временное убежище на территории Российской Федерации, - до утраты ими временного убежища или лишения их временного убежища.
В силу подп. 1 п. 4.5 ст. 13 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.
Согласно п. 1 ст. 13.3 названного Федерального закона работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с указанным Федеральным законом.
Судьей установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ. в ходе проверки соблюдения иностранными гражданами и работодателями миграционного законодательства Российской Федерации на территории ФКП КГКПЗ, расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что индивидуальный предприниматель Орнек Б. допустил к работе гражданина <адрес> Хошимова М.М. угли в качестве плотника, не имеющего патента на данный вид трудовой деятельности в Российской Федерации, нарушив ч.1 ст. 13.3 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и совершив административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства и виновность Орнек Баки в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ, подтверждаются: протоколом об административном правонарушении по ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ, рапортом, актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, договором подряда № от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении в отношении Хошимова М.М. угли по ч.1 ст. 18.10 КоАП РФ, письменными объяснениями Хошимова М.М. угли, постановлением о привлечении Хошимова М.М. угли к административной ответственности по ч.1 ст. 18.10 КоАП РФ, оцененными в совокупности с другими материалами дела в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Оснований подвергать сомнению имеющиеся в деле доказательства, а также процессуальных нарушений, влекущих признание их недопустимыми, судьей не установлено.
Хошимов М.М. угли, являясь гражданином <адрес>, не относится к иностранным гражданам, имеющим право осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации без надлежащим образом оформленного разрешения на работу, указанным в п. п. 1 - 12 ч. 4 ст. 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Факт допуска иностранного гражданина к трудовой деятельности индивидуальным предпринимателем Орнек Б. подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела, и не вызывает сомнений.
Наличие оформленного трудового либо иного договора не является необходимым элементом объективной стороны вменяемого индивидуальному предпринимателю Орнек Б. правонарушения, поскольку доказыванию подлежит фактический допуск данного лица к выполнению каких-либо работ в интересах первой. Объективную сторону вменяемого правонарушения образует привлечение к трудовой деятельности гражданина иностранного государства, не имеющего полученного в установленном порядке разрешения на работу или патента.
Таким образом, действия индивидуального предпринимателя Орнек Б. следует квалифицировать по ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ – привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина при отсутствии у этого иностранного гражданина разрешения на работу либо патента, когда такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом.
При назначении административного наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства совершения. Обстоятельств, смягчающих, отягчающих административную ответственность, по делу не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что Орнек Баки приняты все зависящие от неё меры по соблюдению положений действующего законодательства, а именно положений Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
С учетом представленных доказательств, принимая во внимание характер деятельности индивидуального предпринимателя, установленные по делу обстоятельства, судья считает необходимым назначить наказание в виде штрафа.
Оснований для признания правонарушения, совершенного индивидуальным предпринимателем Орнек Баки, малозначительным не имеется, учитывая характер правонарушения и конкретные обстоятельства дела.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно санкции части 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях минимальный штраф составляет 250 000 рублей.
Учитывая, что субъектом административного правонарушения является индивидуальный предприниматель, который ранее к административной ответственности не привлекался, данное нарушение является единичным случаем, судья считает возможным применить положения части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить штраф в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 4.1, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать индивидуального предпринимателя Орнек Б. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить ему наказание в виде штрафа в размере 125000 руб.
Штраф подлежит уплате в 60-дневный срок со дня вступления настоящего постановления в законную силу получателю:
УФК по РТ (МВД по РТ), Банк отделение НБ РТ г.Казань, р/счет - 40102810445370000079, БИК - 019205400, ИНН – 1654002946, КПП – 165501001, КБК –18811601181019000140, УИН №).
Наименование платежа - штраф по постановлению суда.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления, через Кировский районный суд города Казани.
Судья Д.И. Сибгатуллина