Дело № 2 – 522/2022
56RS0019-01-2022-000558-91
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 мая 2022 года город Орск
Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе
председательствующего судьи Гук Н.А.,
при секретаре Белоусовой Ю.А.,
с участием
ответчиков Петрова Сергея Сергеевича, Петрова Дмитрия Сергеевича,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-522/2022 по иску ПАО «Сбербанк России» к Петрову Сергею Сергеевичу, Петрову Дмитрию Сергеевичу о взыскании задолженности по кредитному договору,
УСТАНОВИЛ:
ПАО Сбербанк обратилось в суд с иском, в котором просило взыскать солидарно с Петрова С.С., Петрова Д.С. задолженность по кредитному договору № от 15 июля 2019 года за период с 15 января 2020 года по 01 декабря 2021 года (включительно) в размере 67 031,44 рублей, расходы по оплате госпошлины – 2 210,94 рублей.
В обоснование иска указано, что 15 июля 2019 года Банком с П.С.В. был заключен кредитный договор, по условиям которого последнему выдан кредит на сумму 52 439 рублей на срок 60 месяцев под 17,9 % годовых.
В соответствии с п. 12 кредитного договора при несвоевременном внесении (перечислении) ежемесячного платежа в погашение кредита и (или) уплату процентов за пользование кредитом заемщик уплачивает кредитору неустойку в размере 20% годовых.
По состоянию на 01 декабря 2021 года образовалась просроченная задолженность за период с 15 января 2020 года по 01 декабря 2021 года включительно в размере 67 031,44 рублей.
П.С.В. умер ДД.ММ.ГГГГ.
Последнее погашение кредита произведено 15 декабря 2019 года.
Согласно извещению о получении сведений из реестра наследственных дел на сайте Федеральной нотариальной палаты после смерти П.С.В. нотариусом К.Л.В. заведено наследственное дело №.
Согласно информации, имеющейся у банка, ближайшим родственником умершего заемщика является его сыновья Петров Д.С., Петров С.С.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ООО Страховая компания «Сбербанк страхование жизни».
В судебное заседание представитель истца ПАО «Сбербанк» не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддержал.
Ответчик Петров Д.С. в судебном заседании исковые требования не признал в части. Пояснил, что между датой смерти отца и вступлением в наследство прошло 6 мес., по которому банком не должны были начисляться проценты. Просил уменьшить размер взыскиваемой суммы, исключив период с декабря 2019 года по июнь 2020 года включительно. Обращался в СК «Сбербанк страхование жизни», получил отказ с мотивировкой, что указанное обстоятельство не является страховым случаем.
Ответчик Петров С.С. в судебном заседании исковые требования не признал в части. Поддержал позицию Петрова Д.С.
Представитель третьего лица ООО СК «Сбербанк страхование жизни» в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Представил ответ на запрос суда, из которого следует, что П.С.В. являлся застрахованным лицом в рамках программы страхования жизни ДСЖ-5/1907 ( кредитный договор №),срок действия страхования с 15 июля 2019 года по 31 марта 2020 года. По результатам рассмотрения поступивших документов ООО СК «Сбербанк страхование жизни»было принято решение об отказе в страховой выплате по основаниям, предусмотренным Условиями страхования. Отказ направлен выгодоприобретателям по договору страхования.
Выслушав ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 819 ГК РФ, по кредитному договору банк (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
Согласно ст.ст. 309,310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства недопустим.
Судом установлено, что 15 июля 2019 года Банком с П.С.В. был заключен кредитный договор, по условиям которого последнему выдан кредит на сумму 52 439 рублей на срок 60 месяцев под 17,9 % годовых.
В соответствии с п. 12 кредитного договора при несвоевременном внесении (перечислении) ежемесячного платежа в погашение кредита и (или)уплату процентов за пользование кредитом заемщик уплачивает кредитору неустойку в размере 20% годовых.
По состоянию на 01 декабря 2021 года образовалась просроченная задолженность в размере 67 031,44 рублей.
П.С.В. умер ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ответу нотариуса после смерти П.С.В. открыто наследственное дело.
С заявлением о принятии наследства обратились:
- сын Петров Дмитрий Сергеевич, <данные изъяты>.
-сын - Петров Сергей Сергеевич, <данные изъяты>.
В состав наследственного имущества входит:
- квартира по адресу: <адрес> (кадастровая стоимость квартиры 1 028 520, 27 рублей).
-квартира по адресу: <адрес> ( кадастровая стоимость квартиры 335 020, 88 рублей)
Свидетельства о праве на наследство по закону выданы 07 декабря 2020 года Петрову Дмитрию Сергеевичу и Петрову Сергею Сергеевичу на <данные изъяты> доли наследственного имущества каждому.
П.М.С.,<данные изъяты> обратилась с заявлением об отказе от причитающейся доли в праве на наследство по всем основаниям.
Таким образом, после смерти П.С.В. наследство приняли сыновья- Петров С.С. и Петров Д.С.
Согласно ст.1113, п.1 ст.1112 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина. В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Обязательство, возникающее из кредитного договора, не связано неразрывно с личностью должника, и кредитор может принять исполнение от любого лица. Поэтому такое обязательство смертью должника не прекращается. Наследник, принявший наследство, отвечает по долгам наследодателя и становится должником перед кредитором в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 29 мая 2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" разъяснил, что поскольку смерть должника не влечет прекращения обязательств по заключенному им договору, наследник, принявший наследство, становится должником и несет обязанности по их исполнению со дня открытия наследства (абз. 2 п. 61).
Согласно расчету истца, по состоянию на 01 декабря 2021 года образовалась просроченная задолженность в размере 67 031,44 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Расчет задолженности, представленный истцом, суд находит обоснованным и соглашается с ним.
В соответствии со ст. 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества.
В данном случае, стоимость наследственного имущества – квартир, составляет 1 363 541,15 рублей. Каждый из наследников принял имущество на сумму 681 770,57 рублей
Иного наследственного имущества у П.С.В. в ходе рассмотрения дела не установлено.
Согласно ответу ООО СК «Сбербанк страхование жизни» наследникам отказано в страховой выплате, поскольку указанное обстоятельство не является страховым случаем.
При таких обстоятельствах исковые требования Банка о взыскании задолженности по кредитному договору в размере 67 031,44 рублей – в пределах стоимости наследственного имущества подлежат удовлетворению.
Доводы ответчиков об исключении из расчета банка процентов за период с декабря 2019 года по июнь 2020года включительно суд находит необоснованными по следующим причинам.
По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее (ст. 819 ГК РФ).
Смерть заемщика в силу ст. 418 ГК РФ не является основанием для прекращения обязательств, вытекающих из кредитного договора.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
В соответствии с п. 1 ст. 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно. Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Из разъяснений, содержащихся в п. 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании” следует, что наследник должника по кредитному договору обязан возвратить кредитору полученную наследодателем денежную сумму и уплатить проценты на нее в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа.
В п. 61 данного Постановления разъяснено, что, поскольку смерть должника не влечет прекращения обязательств по заключенному им договору, наследник, принявший наследство, становится должником и несет обязанности по их исполнению со дня открытия наследства (например, в случае, если наследодателем был заключен кредитный договор, обязанности по возврату денежной суммы, полученной наследодателем, и уплате процентов на нее).
С учетом изложенных положений закона и разъяснений его применения, в связи с переходом к наследникам Петрову Д.С., Петрову С.С. имевшегося у наследодателя П.С.В. обязательства по возврату кредита, у них (наследников) возникла обязанность и по уплате процентов за пользование кредитом за весь период, а не только со дня принятия наследства, на что указывают ответчики.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ расходы истца по оплате госпошлины подлежат возмещению ответчиком в сумме 2 210,94 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ПАО Сбербанк к Петрову Сергею Сергеевичу, Петрову Дмитрию Сергеевичу о взыскании задолженности по кредитному договору,- удовлетворить.
Взыскать в пользу публичного акционерного общества «Сбербанк» солидарно с Петрова Сергея Сергеевича, Петрова Дмитрия Сергеевича задолженность по кредитному договору № от 15 июля 2019 года за период с 15 января 2020 года по 01 декабря 2021 года в размере 67 031,44 рублей, из которой:
49 648,69 рублей - просроченный основной долг,
17 382,75 рублей- просроченные проценты,
а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 210,94 рублей.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме –30 мая 2022 года.
Судья Гук Н.А.