Дело № 2-2345/2023
64RS0043-01-2023-002239-91
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июля 2023 года город Саратов
Волжский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Садомцевой Т.В.,
при секретаре Заяц Е.Д.,
с участием представителя администрации Волжского района муниципального образования «Город Саратов» Тупикова В.С.,
администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» Котовой Н.В.,
прокурора Матвеевой М.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Волжского района муниципального образования «Город Саратов», администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» к Шевцову С.Н., Шевцовой Д.С., Шевцову Н.С. об обязании заключить договор социального найма жилого помещения, выселении,
установил:
администрация Волжского района муниципального образования «Город Саратов», администрация Заводского района муниципального образования «Город Саратов» обратились в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование указав, что жилой <адрес> по Нескучному переулку <адрес> решением исполнительного комитета Волжского районного Совета народных депутатов
г. Саратова от 20 апреля 1988 года № 143/3 признан аварийным.
Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 23.01.2018 года № 160 семье Шевцовой М.В. на состав семьи из четырех человек предоставлено благоустроенное жилое помещение, расположенное по адресу:
<адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Шевцова М.В. умерла.
Жилое помещение по адресу: <адрес>, включено в Ведомственную целевую программу «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда», утвержденную Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 08.07.2013 года № 1347.
Во исполнение вышеуказанной Программы постановлением администрации МО «Город Саратов» от 23.01.2018 года № 160 в целях расселения жилого дома по адресу:
<адрес>, ответчикам из муниципального жилищного фонда предоставлена благоустроенная квартира общей площадью 47,7 кв. м по адресу: <адрес>
Однако ответчики отказываются переселяться в указанную квартиру и заключать договор социального найма квартиры по адресу: г. <адрес> Энергетиков, <адрес>, в связи с чем, исполнить ведомственную целевую программу не представляется возможным.
Предоставляемое жилое помещение по адресу: <адрес>, отвечает уровню благоустроенности жилых помещений применительно к условиям данного населенного пункта, состоит из двух жилых комнат, общей площадью 47,7 кв.м.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, истцы просят выселить Шевцова С.Н., Шевцову Д.С., Шевцова Н.С. из муниципального жилищного фонда, расположенного по адресу: <адрес>, в жилое помещение муниципального жилищного фонда, расположенное по адресу: <адрес>; обязать Шевцова С.Н., Шевцову Д.С., Шевцова Н.С. заключить с администрацией Заводского района МО «Город Саратов» договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» Котова Н.В. и представитель администрации Волжского района муниципального образования «Город Саратов» Тупиков В.С. исковые требования поддержали в полном объеме, дав объяснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки в суд не сообщили.
Суд на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, заключение судебной экспертизы, заслушав заключение прокурора Матвеевой М.С., полагавшей исковые требования подлежащими удовлетворению с учетом аварийности занимаемого ответчиками жилого помещения, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В соответствии со ст. 40 Конституцией РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Цели социальной политики Российской Федерации, провозглашенные в Конституции РФ, устанавливают обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. Если человек, в силу объективных причин, не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, то он вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в статье 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. При этом как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище. Закрепляя право граждан на жилище, Конституция РФ одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства. Применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
При этом федеральное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а поэтому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
В соответствии со ст. 87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В силу п. 1, 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Статьями 87 и 89 ЖК РФ предусмотрено, что другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а взамен ранее занимаемого, в связи с чем иные обстоятельства, указанные в статьях 57 и 58 ЖК РФ, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане не лишаются права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них после предоставления равнозначного жилья не отпали основания состоять на таком учете
(ст. 55 ЖК РФ).В соответствии с разъяснениями, данными в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным ст. 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ст. 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (ст. 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
В соответствии с п. 49 названного Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абз. 7 п. 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Признание жилого помещения непригодным для проживания в силу п. п. 38, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.
Как установлено судом, следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, жилой <адрес> по Нескучному переулку <адрес> решением исполнительного комитета Волжского районного Совета народных депутатов г. Саратова от 20 апреля 1988 года № 143/3 признан аварийным.
При этом постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 23.01.2018 года № семье Шевцовой М.В. на состав семьи из четырех человек предоставлено благоустроенное жилое помещение, расположенное по адресу:
г<адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Шевцова М.В. умерла.
Жилое помещение по адресу: <адрес>, включено в Ведомственную целевую программу «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда», утвержденную Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 08.07.2013 года № 1347.
Во исполнение вышеуказанной Программы постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 23.01.2018 года № 160 в целях расселения жилого дома по адресу: <адрес>, ответчикам из муниципального жилищного фонда предоставлена благоустроенная квартира общей площадью 47,7 кв.м. по адресу: <адрес>.
Однако до настоящего времени договор социального найма с ответчиками не заключен, доказательств обратного суду не представлено.
В целях установления юридически значимых обстоятельств о соответствии строительно-техническим, пожарным, санитарным, экологическим, градостроительным нормам и правилам землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» предлагаемой ответчикам квартиры, судом назначена строительно-техническая экспертиза.
Согласно выводам, содержащимся в заключении эксперта иные данные № от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, является благоустроенным (имеются инженерные системы водоснабжения, водоотведения, отопления, электроснабжение) и отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
Оценивая данное заключение судебной экспертизы, суд приходит к выводу о том, что экспертиза проведена и данное заключение получено с соблюдением требований гражданского процессуального законодательства и Федерального закона № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», составившие заключение эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ, имеют высшее образование по соответствующей специальности и соответствующую квалификацию, имеющие квалификационные аттестаты и сертификаты соответствия, соответствующий стаж экспертной работы для разрешения поставленных перед ними судом вопросов; заключение содержит подробное описание проведенного исследования, результаты исследования с указанием примененных методов; на поставленные перед экспертами вопросы в заключение с достаточной полнотой и ясностью даны ответы, которые не допускают неоднозначного толкования, не вводят в заблуждение.
С учетом изложенного, заключение судебной экспертизы является допустимым и достоверным доказательством. Относимых, допустимых, достоверных и достаточных доказательств, опровергающих выводы заключения судебной экспертизы, сторонами не представлено.
Суд, с учетом установленных по делу обстоятельств, полагает, что, предоставляемое истцом жилое помещение – <адрес> по
<адрес> <адрес>, площадью 47,7 кв.м., полностью соответствует требованиям ст. 89 ЖК РФ, и не ухудшает имеющиеся ранее жилищные условия ответчиков.
Разрешая спор по существу заявленных требований, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации, ч. 5 ст. 15, разъяснениями Пленума Верховного суда Российской Федерации, содержащимися в п. 37 постановления от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ», суд исходит из того, что вновь предоставляемое ответчикам жилое помещение отвечает по равнозначности занимаемому им в настоящее время жилому помещению, уровню благоустроенности жилых помещений применительно к условиям данного населенного пункта, в связи с чем, исковые требования истца подлежат удовлетворению.
Определением суда от 21.06.2023 года по делу была назначена судебная экспертиза, стоимость проведенной экспертизы составила 76 000 руб.
Согласно ч. 2 ст. 96 ГПК РФ в случае, если вызов свидетелей, назначение экспертов, привлечение специалистов и другие действия, подлежащие оплате, осуществляются по инициативе суда, соответствующие расходы возмещаются за счет средств федерального бюджета.
С учетом приведенных положений закона, учитывая, что судом экспертиза назначена по собственной инициативе, возмещение затрат экспертного учреждения на производство экспертизы должно быть произведено за счет средств федерального бюджета Управлением Судебного департамента в Саратовской области.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования администрации Волжского района муниципального образования «Город Саратов», администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» удовлетворить.
Обязать Шевцова С.Н., Шевцову Д.С., Шевцова Н.С. заключить с администрацией Заводского района муниципального образования «Город Саратов» договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Выселить Шевцова С.Н., Шевцову Д.С., Шевцова Н.С. из жилого помещения по адресу: <адрес>.
Взыскать с Управления Судебного департамента в Саратовской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «РусЭксперт» расходы на проведение судебной экспертизы в размере 76 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 03 августа 2023 года.
Судья Т.В. Садомцева