Дело № 2-5491/2022
УИД 03RS0003-01-2022-005239-55
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 12 июля 2022 года
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Искандаровой Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Хамидуллиной Д.Р.,
с участием процессуального истца помощника прокурора Чишминского района РБ Баширова Б.С.,
представителя ответчика Абезгильдина К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чишминского района Республики Башкортостан, действующего в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах Гайтрофимовой Алины Рамилевны к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан о взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата,
установил:
Прокурор Чишминского района Республики Башкортостан, действующий в интересах Гайтрофимовой А.Р., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан о взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата.
В обоснование иска указано, что Гайтрофимова А.Р. 18.11.1968 года рождения является инвалидом второй группы и состоит с 12.12.2018 года на диспансерном учете у участкового врача терапевта с диагнозом <данные изъяты>
Согласно протоколу решения Врачебной подкомиссии ГБУЗ РБ Чишминская центральная районная больница от 25.12.2020 года № 5410 Гайтрофимовой А.Р. определена нуждаемость в лекарственных препаратах: «Дюфалак» 10-15 мл. ежедневно, «Верошпировн» 100 мг. в день, лекарственные препараты «Гептрал», «Фосоглиф», «Уросан» чередовать прием по 2 месяца.
Врачом-терапевтом ГБУЗ РБ Чишминская центральная районная больница Гайтрофимовой А.Р. выписан рецепт серии 80-22РЛ № 10300873 на лекарственный препарат МНН «Адеметионин» в количестве 6 упаковок. При этом Гайтрофимова А.Р. лекарственным препаратом не обеспечена. Согласно ответу ГУП «Башфармация» РБ льготные препараты по МНН «Адеметионин» на склады в 2022 году не поступали.
В связи с необеспечением Гайтрофимовой А.Р. лекарственными препаратами в полном объеме, ею 15.02.2022 года приобретен самостоятельно лекарственный препарат с торговым наименованием «Гептор» (МНН «Адеметионин») на сумму 2 255,64 руб.
С учетом изложенного, истец просит взыскать с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в пользу Гайтрофимовой А.Р., расходы на приобретение лекарственного препарата «Гептор» в размере 2 255, 64 руб.
Истец Гайтрофимова А.Р. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, обратилась с заявленем о рассмотрении дела без ее участия.
С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора Баширов Б.С. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства здравоохранения РБ по доверенности Абезгильдин К.А., иск не признал, в удовлетворении исковых требований просил отказать, ссылаясь на доводы, изложенные в письменном возражении на исковое заявление.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение.
Как следует из положений пунктов 2, 3 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ) охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи; медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
В силу статьи 10 указанного Федерального закона доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Исходя из статьи 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
На основании пункта 8 части 1 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ), право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.
В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного Закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
В статье 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, социальной поддержки ветеранов труда и др., в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам и т.д.
Согласно статье 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ полномочия в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение N 1). Согласно названному перечню право на обеспечение всеми лекарственными средствами, средствами медицинской реабилитации имеют инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы. В категориях заболеваний указаны, в том числе, онкологические.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с частью 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ установлен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 29 декабря 2004 г. N 328 "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг категориям граждан", действовавшим до 01 сентября 2021 г. (далее - Порядок).
Обеспечение инвалидов лекарственными препаратами производится в соответствии со стандартами медицинской помощи и по смыслу пункта 2.7 Порядка должно осуществляться бесперебойно.
С 01 сентября 2021 г. предоставление социальных услуг осуществляется в соответствии с Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным Приказами Минтруда России N 929н, Минздрава России N 1345н от 21 декабря 2020 г.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья положениями пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и пункта 21.2 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесена среди прочего организация обеспечения лекарственными препаратами.
Министерство здравоохранения Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в сфере здравоохранения на территории Республики Башкортостан (пункт 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 09.07.2014 №310).
Одной из основных задач Министерства здравоохранения Республики Башкортостан является разработка и реализация мер по развитию здравоохранения, организации оказания медицинской помощи населению и его лекарственного обеспечения (пункт 2.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 09.07.2014 № 310).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. N 2299 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, которая в разделе V предусматривает, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также предусмотрена обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывать и утверждать территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Постановление Правительства РБ от 30 декабря 2020 года N 805 "Об утверждении Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов", предусматривающая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета.
Таким образом, действующим законодательством определено, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К их числу относятся обеспечение инвалидов за счет соответствующих бюджетных ассигнований лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно.
Из приведенных нормативных актов также следует, что на территории Республики Башкортостан обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения вышеуказанной категории граждан является обязанностью Министерства здравоохранения Республики Башкортостан.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которое это лицо получило бы при обычных условиях оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическом) лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Судом установлено, что Гайтрофимова А.Р. 18.11.1968 года рождения является инвалидом второй группы и состоит с 12.12.2018 года на диспансерном учете у участкового врача терапевта с диагнозом <данные изъяты> ГБУЗ РБ Чишминская центральная районная больница.
Согласно протоколу решения Врачебной подкомиссии ГБУЗ РБ Чишминская центральная районная больница от 25.12.2020 года № 5410 Гайтрофимовой А.Р. определена нуждаемость в лекарственных препаратах: «Дюфалак» 10-15 мл. ежедневно, «Верошпировн» 100 мг. в день, лекарственные препараты «Гептрал», «Фосоглиф», «Уросан» чередовать прием по 2 месяца.
Лечащим врачом назначено применение по льготным рецептам лекарственного препарата «Адеметионин» (торговое наименование "Гептрал", "Гептор", "Самеликс").
Так, врачом-терапевтом ГБУЗ РБ Чишминская центральная районная больница Гайтрофимовой А.Р. 02.02.2022 года выписан рецепт серии 80-22РЛ № 10300873 на лекарственный препарат МНН «Адеметионин» в количестве 6 упаковок.
Выдача данного лекарственного препарата по вышеуказанному рецепту в аптечном пункте не произведена на момент обращения прокурора в суд с исковым заявлением, что подтверждается сведениями, представленными ГБУЗ РБ Чишминская центральная районная больница в своем письме от 14.04.2022 года исх. № 1007.
Министерством здравоохранения Республики Башкортостан истец Гайтрофимова А.Р. лекарственным препаратом «Адеметионин» (торговое наименование "Гептрал", "Гептор", "Самеликс") до подачи искового заявления в суд - не обеспечивалась, в связи с изложенным Гайтрофимова А.Р. вынуждена была приобретать жизненно-важный для себя лекарственный препарат на собственные средства.
В этой связи, истцом 15.02.2022 года понесены расходы на самостоятельное приобретение лекарственного препарата «Гептор» в количестве 1 упаковка на сумму 2 255 рублей 64 копейки.
Указанные расходы подлежат взысканию в пользу истца с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств. При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств.
Руководствуясь ст.ст.194 – 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Чишминского района Республики Башкортостан, действующего в интересах Гайтрофимовой Алины Рамилевны - удовлетворить.
Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в пользу Гайтрофимовой Алины Рамилевны 18.11.1968 года рождения, расходы на приобретение лекарственного препарата «Гептор» в размере 2 255 рублей 64 копейки.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Уфа Республики Башкортостан в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья Т.Н. Искандарова
Мотивированное решение суда составлено 19 июля 2022 года