Дело №2-526/2022
УИД 21RS0017-01-2022-000707-43
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Шумерля 13 сентября 2022 года
Шумерлинский районный суд Чувашской Республики в составе:
Председательствующего судьи Сливницыной Н.В.,
при секретаре Нефедовой О.С.,
с участием помощника Шумерлинского межрайпрокурора Бойцовой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению Шумерлинского межрайпрокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности в течение 3 месяцев с момента вступление решения в законную силу, разработать проект организации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения в ........................ Алгаши и д. Чувашские Алгаши; получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект организации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения в ........................ Алгаши и д. Чувашские Алгаши Шумерлинского ........................,
УСТАНОВИЛ:
Шумерлинский межрайпрокурор обратился в суд с иском к администрации Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики с требованиями о возложении обязанности в течение 3 месяцев с момента вступление решения в законную силу, разработать проект организации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения в ........................ Алгаши и д. Чувашские Алгаши; получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект организации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения в ........................ Алгаши и д. Чувашские Алгаши Шумерлинского .........................
Требования мотивированы тем, что в соответствии с поручением прокуратуры ЧР № ___________ от "___" ___________ г. Шумерлинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при обеспечении населения качественной питьевой водой на территории Шумерлинского ........................, в ходе которой выявлены следующие нарушения.
Установлено, что в муниципальной собственности Шумерлинского муниципального округа находятся 3 башни, из них 2 расположены в ........................ Алгаши (по ........................ и ........................) и 1 в д. Чувашские Алгаши, обеспечивающих водоснабжение населения.
Конституция Российской Федерации в ст. 42 провозгласила, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу ч. 16 ст. 26 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» до 1 января 2022 года установление, изменение или прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных частями 16.1 и 16.2 настоящей статьи.
Согласно п.п. 3, 4, 5 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона Чувашской Республики от 18.10.2004 N19 "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике" (далее - Закон Чувашской Республики N 19) к вопросам местного значения муниципального округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 7 Устава Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики, принятого решением Собрания депутатов Шумерлинского муниципального округа ЧР от 23.11.2021 N 2/2, к вопросам местного значения Шумерлинского муниципального округа относится организация в границах Шумерлинского муниципального округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пп. 1.4, 1.5, 1.6 «СанПиН 2.1.4.1110-02. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы», ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Между тем, в нарушение требований п. 105 СанПин 2.1.3684-21, п.п. 3.6, 3.7 СП 3.1/3.23146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» администрацией Шумерлинского муниципального округа не получены санитарно-эпидемиологические заключения по проектам организации зон санитарной охраны функционирующих водозаборных скважин (артезианские скважины в ........................ Алгаши - 2 скважины (по ........................ и по ........................), д. Чувашские Алгаши - 1 скважина), а также на использование водных объектов (артезианских скважин) в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения, сами проекты организации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения отсутствуют.
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Отсутствие проекта организации зон санитарной охраны водозаборных скважин источников питьевого водоснабжения, санитарно-эпидемиологического заключения на проект организации зон санитарной охраны водозаборных скважин и о соответствии источников питьевого водоснабжения населения санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов, ограждения территории создает угрозу загрязнения источника питьевого водоснабжения и, как следствие, угрозу жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, проживающих на территории населенного пункта.
Просит:
Возложить на администрацию Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики обязанность в течение 3 месяцев с момента вступление решения в законную силу разработать проект организации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения в ........................ Алгаши и д. Чувашские Алгаши; получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект организации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения в ........................ Алгаши и д. Чувашские Алгаши Шумерлинского .........................
В судебном заседании помощник Шумерлинского межрайпрокурора Бойцова Л.В. исковые требования поддержала по доводам, указанным в исковом заявлении.
Ответчик - представитель администрации Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики - Пыринова И.Н. в судебном заседании иск прокурора признала. При этом пояснила, что исполнить исковые требования в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу не представляется возможным, ввиду недостаточности средств бюджета Шумерлинского муниципального округа. Просила установить срок исполнения решения суда в течение 6 месяцев.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст.43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Пунктом 3 данной статьи установлено, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В судебном заседании установлено, что Шумерлинской межрайонной прокуратурой в соответствии с поручением прокуратуры Чувашской Республики проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при обеспечении населения качественной питьевой водой на территории Шумерлинского ........................, в ходе которой установлено, что в муниципальной собственности Шумерлинского муниципального округа находятся 3 башни, обеспечивающих водоснабжение населения, из них 2 расположены в ........................ Алгаши (по ........................ и ........................) и 1 в д.Чувашские Алгаши.
Изложенные обстоятельства подтверждаются объяснениями участников судебного разбирательства, исследованными в судебном заседании материалами дела.
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В целях предотвращения загрязнения водных объектов Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года №10 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.
Данные правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п.1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно пункту 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В силу п.1.15 указанных санитарных правил СанПиН 2.1.4.1110-02 санитарные мероприятия в пределах первого пояса ЗСО должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов; в пределах второго и третьего поясов - владельцами объектов, оказывающих отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.
В соответствии с п.1.17 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых данными СанПиН.
Принимая во внимание установленные по делу фактические обстоятельства, действующее правовое регулирование, учитывая, что отсутствие разработанных проектов зон санитарной охраны вокруг объектов водоснабжения, а также санитарно-эпидемиологических заключений по ним создает реальную угрозу ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки, суд считает правомерным возложить на ответчика обязанность разработать в соответствии с санитарным законодательством проект зон санитарной охраны источника водоснабжения и водопровода питьевого назначения, а также получить санитарно-эпидемиологическое заключение на данный проект о соответствии его требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиеническим нормативам.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона Чувашской Республики от 18.10.2004 N19 "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике" (далее - Закон Чувашской Республики N 19) к вопросам местного значения муниципального округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 7 Устава Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики, принятого решением Собрания депутатов Шумерлинского муниципального округа ЧР от 23.11.2021 N 2/2, к вопросам местного значения Шумерлинского муниципального округа относится организация в границах Шумерлинского муниципального округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу п.1 ч.1, ч.1.1 ст.6 Федерального закона от 07 декабря 2011г. №416 "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч.1 данной статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.23 данного Федерального закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Поскольку администрация осуществляет права собственника – Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики в отношении муниципального имущества независимо от того, передано ли оно другому субъекту или водоснабжающей организации и на каком основании, суд полагает необходимым возложить на администрацию обязанность профинансировать за счет муниципальной казны (в силу ст. 126 ГК РФ) мероприятия по разработке в соответствии с санитарным законодательством проектов зон санитарной охраны источника водоснабжения и водопровода питьевого назначения Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики.
В соответствии со ст. 207 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм (если указанные действия могут быть совершены только ответчиком), суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Если у ответчика имеются обстоятельства, препятствующие исполнению решения в установленный срок, он не лишен возможности обратиться в суд в порядке ст. 203 ГПК РФ с заявлением об отсрочке его исполнения.
В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ суд полагает необходимым установить ответчику срок для исполнения решения суда в течение 04 (четырех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики в течение 04 (четырех) месяцев с момента вступления решения в законную силу, разработать проект организации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения в ........................ Алгаши и д. Чувашские Алгаши; получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект организации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения в ........................ Алгаши и д. Чувашские Алгаши Шумерлинского .........................
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в месячный срок со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено "___" ___________ г.