Дело № 12-5/2024
УИД 76RS0013-01-2023-002322-65
РЕШЕНИЕ
15 января 2024 года город Рыбинск
Судья Рыбинского городского суда Ярославской области Альштадт С.Н., рассмотрев протест заместителя прокурора Ярославской межрайонной природоохранной прокуратуры на постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Ярославской и Вологодской (Череповецкий район) областям от 02.10.2023 № 76-755 и решение начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Ярославской и Вологодской (Череповецкий район) областям Московско-Окского территориального управления Росрыболовства от 27.10.2023 года, принятых в отношении
Тихомирова Сергея Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ, проживающего по адресу: <адрес>, привлеченного к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ к административному штрафу в размере 2000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № 76/755 от 02.10.2023 старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Ярославской и Вологодской (Череповецкий район) областям Коштаковой Е.Г. Тихомиров С.Н. привлечен к административной ответственности по ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ к административному наказанию в виде штрафа в размере 2000 рублей за нарушение пункта 166 Правил рыболовства Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства № 695 от 13.10.2022, а именно: за незаконный вылов (добычу) 20.09.2023 в 14.20 на акватории р. Шексна Горьковского водохранилища в 455 метрах от здания ГЭС Шекснинского створа Рыбинского гидроузла, водных биоресурсов на поплавочную удочку в запретном для добычи (вылова) водных биологических ресурсов месте.
Решением начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Ярославской и Вологодской (Череповецкий район) областям Московско-Огского территориального управления Росрыболовства Прибылова А.Е. от 27.10.2023 года постановление № 76/755 от 02.10.2023 в отношении Тихомирова С.Н. оставлено без изменения.
Заместителем прокурора Ярославской межрайонной природоохранной прокуратуры принесен протест, в котором ставится вопрос об отмене постановления о привлечении Тихомирова С.Н. к административной ответственности и решения начальника отдела об оставлении протеста прокурора без удовлетворения. Прокурор просит прекратить производство по делу об административном правонарушении, указывая, что в нарушение ч.3 ст. 87, ч.2 ст. 88 Федерального закона № 248 акт по результатам контрольного (надзорного) мероприятия не составлен, контролируемому лицу не направлен. В нарушении ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ решение от 27.10.2023 вынесено без участия лица, привлекаемого к административной ответственности и сведений о его надлежащем извещении о дате, времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании заместитель прокурора Ярославской межрайонной природоохранной прокуратуры Шинкарев А.И. требование и доводы протеста поддержал.
Тихомиров С.Н. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещался надлежащим образом.
Выслушав заместителя прокурора, проверив материалы дела, доводы протеста, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.
На основании п. 4 ст. 43.2 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов (за исключением морских биоресурсов) регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 №248-ФЗ О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Согласно ч. 3 ст. 56 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Закон № 248-ФЗ) без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия): 1) наблюдение за соблюдением обязательных требований; 2) выездное обследование.
В соответствии с п. 10 (1) постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов допускается проведение выездного обследования путем нахождения (перемещения) инспекторов по определенной территории (акватории) в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований физическими лицами. В этом случае допускается взаимодействие с физическими лицами с составлением акта контрольного (надзорного) мероприятия и принятием решений, предусмотренных пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Согласно ч. 2 ст. 87 Закона № 248-ФЗ по окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия. В случае, если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту. Заполненные при проведении контрольного (надзорного) мероприятия проверочные листы должны быть приобщены к акту.Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия, если иной порядок оформления акта не установлен Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 87 Федерального закона N 248-ФЗ).
Контролируемое лицо или его представитель знакомится с содержанием акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия, за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи (часть 1 статьи 88 Федерального закона N 248-ФЗ).
Частью 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ установлено, что дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2-3.5 настоящей статьи и статьей 28.6 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Отсутствие акта контрольного мероприятия является существенным нарушением и служит основанием для признания протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством.
Учитывая изложенное, суд соглашается с доводом протеста о наличии нарушений перечисленных выше положений законодательства, в связи с не составлением старшим государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Ярославской и Вологодской (Череповецкий район) областям при проведении вышеуказанного контрольного (надзорного) мероприятия акта по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, и не направлением его контролируемому лицу.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Сведений о направлении извещения с указанием времени и места рассмотрения протеста прокурора лицу, привлекаемому к административной ответственности, а также иного рода уведомление о времени и месте рассмотрения жалобы должностным лицом административного органа (начальников отдела), материалы дела об административном правонарушении не содержат.
Указанные выше обстоятельства свидетельствует о том, что при рассмотрении протеста прокурора по делу об административном правонарушении, должностным лицом административного органа не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренных ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, что повлекло нарушение права на защиту, личное участие при рассмотрении дела.
Допущенное должностным лицом нарушение процессуальных требований КоАП РФ является существенным и влечет безусловную отмену вынесенного им решения.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, вынесенные в отношении Тихомирова С.Н. постановление от 02.10.2023 и решение от 27.10.2023 подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ – прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Ярославской и Вологодской (Череповецкий район) областям от 02.10.2023 № 76-755 и решение начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Ярославской и Вологодской (Череповецкий район) областям Московско-Окского территориального управления Росрыболовства от 27.10.2023 года, в отношении Тихомирова Сергея Николаевича, привлеченного к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с недоказанностью.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение 10 дней.
Судья С.Н. Альштадт