ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
№12-277/2023
РЕШЕНИЕ
19 июля 2023 года г. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Шкляр Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО3 на постановление судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 19 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО3, с участием ФИО5,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 19 июня 2023 года ФИО3 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами на срок 1 (один) год.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ФИО3 обратилась в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, в которой просит постановление судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 19 июня 2023 года изменить, заменить назначенное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами на административный штраф.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 19 июля 2023 г. защитник ФИО5, действующий в интересах ФИО3, поддержал требования, изложенные в жалобе, просил их удовлетворить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 19 июля 2023 г. ФИО3, ФИО1, ФИО2, должностное лицо, составившее протокол, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, в связи с чем суд приходит к выводу о возможности рассмотрения жалобы в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, заслушав пояснения ФИО5, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.
Согласно пункту 1.3 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения), участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
В силу пункта 1.5 Правил дорожного движения участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
Как усматривается из материалов дела, 13 февраля 2023 года в 09 часов 45 минут по адресу: <адрес>, водитель ФИО3, управляя транспортным средством «Форд Фокус», государственный регистрационный знак №, двигаясь по ул. Санитарная со стороны ул. 60 лет Октября в направлении ул. Севастопольская, при выезде на регулируемый перекресток в нарушение требований дорожного знака «Движение направо» осуществила движение прямо, в результате чего допустила столкновение с движущимся по зеленому сигналу светофора слева транспортным средством «Фольксваген Поло», государственный регистрационный знак №, под управлением ФИО1, после чего транспортное средство «Форд Фокус», г.р.з. №, отбросило на движущееся справа транспортное средство «Форд Транзит», государственный регистрационный знак №, под управлением ФИО2. В результате дорожно-транспортного происшествия водитель транспортного средства «Фольксваген Поло», государственный регистрационный знак №, ФИО1 получил телесные повреждения, повлекшие легкий вред здоровью.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу и проверенными в судебном заседании доказательствами: протоколом об административном правонарушении №№ от 18 апреля 2023 года (л. д. 1-3); определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № от 13 февраля 2023 года (л. д. 9); схемой места совершения административного правонарушения от 13 февраля 2023 г. (л.д. 10); приложением к определению о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 11); протоколом осмотра места совершения административного правонарушения от 13 февраля 2023 г. (л.д. 12-15); объяснением ФИО3 (л.д. 21); объяснением ФИО1 (л.д. 22); объяснением ФИО2 (л.д. 23); заключением эксперта ГБУЗ РК «Крымское республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы» № от 31.03.2023 г., согласно выводам которого ФИО1 причинены повреждения, которые повлекли за собой кратковременное расстройство здоровья продолжительностью до трех недель и согласно пункту 8.1 Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации №194н от 24 апреля 2008 года расцениваются как повреждения, причинившие легкий вред здоровью человека (л.д.38-40) и другими материалами дела, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании совокупности установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств и собранных по делу доказательств суд пришел к выводу о наличии в деянии ФИО3 признаков административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Собранные по делу доказательства объективно свидетельствуют о том, что причиненный потерпевшему вред здоровью находится в прямой причинно-следственной связи с нарушением ФИО3 Правил дорожного движения, а потому она обоснованно привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы ФИО3 о замене наказания в виде лишения права управления транспортными средствами на административный штраф в связи с тем, что назначенное ей наказание несоразмерно характеру правонарушения, не могут быть признаны состоятельными.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.
В соответствии со статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
На основании части 1 статьи 3.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лишение физического лица, совершившего административное правонарушении, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов.
При назначении ФИО3 наказания судья районного суда учел требования статей 3.1, 3.8 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характер общественной опасности совершенного административного правонарушения, объектом которого является безопасность дорожного движении, обстоятельства, при которых совершено правонарушение, тяжесть телесных повреждений, полученных другим участником дорожного движения в результате виновных действий водителя, нарушившего Правила дорожного движения, поведение лица после совершения административного правонарушения, назначив ФИО3 административное наказание в пределах санкции части 1 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, связанное с лишением права управления транспортными средствами на минимальный срок.
Кроме того, судом учтены объяснения потерпевшего, данные им в судебном заседании суда первой инстанции 19 июня 2023 г., о том, что после ДТП ФИО3 его здоровьем не интересовалась, никакой помощи не предлагала и не оказывала, материальный ущерб до настоящего времени не возмещен.
Перечисленные в жалобе обстоятельства не могут повлечь изменение обжалуемого судебного акта, так как указанные сведения о личности привлекаемого лица не умаляют характер и общественную опасность грубого нарушения Правил дорожного движения, объектом которого является безопасность участников дорожного движения, а также жизнь и здоровье людей.
Таким образом, необходимость назначения ФИО3 административного наказания в виде лишения специального права обоснована характером совершенного деяния, фактическими обстоятельствами его совершения, тяжестью наступивших последствий. Назначенное наказание является справедливым, довод о его чрезмерной строгости не основан на законе.
Доводов жалобы о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении и назначении административного наказания судья районного суда не учел, что грубое правонарушение совершено впервые, основанием для изменения назначенного ФИО3 административного наказания не является, поскольку не относится к обстоятельствам, смягчающим административную ответственность.
Признание лицом, привлекаемым к административной ответственности своей вины в совершении административного правонарушения, может быть признано смягчающим вину обстоятельством, в силу положений ч. 2 ст. 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, однако, признание и учет данного обстоятельства таковым, является правом, а не обязанностью судьи, причем, названные обстоятельства, так же как и иные, подлежат объективному установлению, и в своей основе, признание вины должно выражаться в конкретных действиях, направленных на устранение наступивших последствий и иных действиях, направленных на заглаживание вины перед потерпевшим и законом в качестве раскаяния за содеянное, что не всегда тождественно простому публичному признанию вины. Таких обстоятельств по делу не установлено.
Доводы жалобы о том, что ФИО3 на иждивении имеет двух несовершеннолетних детей, которых воспитывает одна, а также отца, который является инвалидом по зрению, автомобиль является необходимостью для их семьи, не могут являться безусловным основанием для удовлетворения жалобы, поскольку не являются обстоятельствами, смягчающими административную ответственность и освобождающими от такого вида наказания, как лишение права управления транспортными средствами.
Наличие стажа вождения 22 года напротив возлагает большую ответственность на водителя как на участника дорожного движения, и признание этого обстоятельства в качестве смягчающего вину лица, представляется необоснованным.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судьей районного суда допущены нарушения норм закона, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учетом требований статьи 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу ФИО3 по делу не усматривается.
Порядок и срок давности привлечения ФИО3 к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного выше, руководствуясь статьями 30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 19 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО3, оставить без изменения, жалобу ФИО3 – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>