Дело № 2-451/2023 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 октября 2023 года п. Октябрьский Пермского края
Октябрьский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Лямзиной Т.М.,
при секретаре Немытых С.К.,
с участием помощника прокурора Октябрьского района Пермского края Башковой П.С.,
представителя ответчика Муниципального образования «Октябрьский городской округ» в лице администрации Октябрьского городского округа Пермского края Туголуковой ФИО6.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района Пермского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Октябрьский городской округ» в лице администрации Октябрьского городского округа Пермского края о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Октябрьского района Пермского края в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд к Муниципальному образованию «Октябрьский городской округ» в лице администрации Октябрьского городского округа Пермского края о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Октябрьского района Пермского края в мае 2023 года в рамках осуществления надзора в сфере охраны окружающей среды при обследовании территории Октябрьского городского округа установлены несанкционированные свалки твёрдых бытовых отходов, строительного мусора (отходов 4-5 класса опасности) в кадастровом квартале № (2 свалки), на земельных участках, расположенных на расстоянии около 300 м и 100 м. от южной стороны <адрес>, и свалка бытовых отходов, на земельном участке с кадастровым номером № на земельном участке, расположенном на расстоянии около 2 км. от южной части <адрес>. Земельные участки, на которых расположены указанные свалки, относятся к категории земель населенных пунктов, находятся в государственной неразграниченной собственности, не обременены правами третьих лиц, не предоставлены иным лицам в пользование, аренду, на ином правовом основании. Лица, виновные в несанкционированном размещении твердых коммунальных отходов, строительного мусора, не установлены. Согласно информации администрации муниципального образования бюджетные денежные средства на организацию и проведение мероприятий по утилизации указанных несанкционированных свалок не предусмотрены. Непринятие мер по ликвидации указанных несанкционированных свалок наносит вред окружающей среде. С учетом уточненных требований просит обязать Муниципальное образование «Октябрьский городской округ» в лице администрации Октябрьского городского округа Пермского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов (отходов 4-5 класса опасности), в кадастровом квартале № (2 свалки), на земельных участках, расположенных на расстоянии около 300 м. и 100 м. от южной стороны <адрес>, и свалку бытовых отходов, на земельном участке № (согласно сведениям Публичной кадастровой карты) на земельном участке, расположенном на расстоянии около 2 км. от южной части <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора Башкова ФИО7. поддержала исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Муниципального образования «Октябрьский городской округ» в лице администрации Октябрьского городского округа Пермского края Туголукова ФИО8 в судебном заседании исковые требования прокурора признала, просила установить исполнение решения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Частями 1 и 2 статьи 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
На основании статьи 3 Федерального закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц.
Согласно статье 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участок обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.
К вопросам местного значения муниципального образования относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (пункт 14 части 1 статьи 15 указанного закона).
Полномочие по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов реализуется посредством функций по принятию соответствующих правовых актов и реализации фактической деятельности органами местного самоуправления, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 26-П "По делу о проверке конституционности п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокурором района проведена проверка по факту несанкционированной свалки твёрдых бытовых отходов, строительного мусора (отходов 4-5 класса опасности) в кадастровом квартале № (2 свалки), на земельных участках, расположенных на расстоянии около 300 м и 100 м. от южной стороны <адрес>, и свалка бытовых отходов, на земельном участке с кадастровым номером № на земельном участке, расположенном на расстоянии около 2 км. от южной части <адрес>.
Указанный земельный участок объектом размещения отходов, внесенным в государственный реестр объектов размещения отходов, в соответствии со ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" не является.
Ответчиком полномочия в части организации работ по ликвидации несанкционированных свалок на территории района в полном объеме не реализованы, свалка не ликвидирована. Данный факт подтверждается рапортом помощника прокурора и фото таблицей (л.д. 15-27)
В соответствии с письмом комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от ДД.ММ.ГГГГ N 3-15/582 деградация почв представляет собой совокупность процессов, приводящих к изменению функций почвы как элемента природной среды, количественному и качественному ухудшению ее свойств и режимов, снижению природно-хозяйственной значимости земель; под природно-хозяйственной значимостью понимается качество земель, лимитирующее характер и эффективность их хозяйственного использования, участия почвенного покрова в обеспечении функционирования экосистем (в том числе и агроэкосистем) и существования природных ландшафтов; нарушение земель представляет собой механическое разрушение почвенного покрова.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что непринятие мер ответчиком по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также наносит вред окружающей среде, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора.
Представитель ответчика суду пояснил, что мероприятия по ликвидации указанной свалки не выполнены и денежные средства в бюджет на 2023 и плановый период 2024-2025 г. на указанное мероприятие не заложены, в связи с чем, просит установить исполнение решения в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Разрешая вопрос об установлении срока для исполнения указанных обязанностей, учитывая, что ответчику необходимо выполнить большой объем работ, для чего необходимо вложение значительных денежных средств, при этом срок исполнения решения суда не должен быть слишком длительным, суд считает возможным установить ответчику срок исполнения обязанностей до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст.194-198,199, 233 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Октябрьского района Пермского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Октябрьский городской округ» в лице администрации Октябрьского городского округа Пермского края о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку – удовлетворить.
Возложить обязанность на Муниципальное образование «Октябрьский городской округ» в лице администрации Октябрьского городского округа Пермского края ликвидировать несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов (отходов 4-5 класса опасности), в кадастровом квартале № (2 свалки), на земельных участках, расположенных на расстоянии около 300 м. и 100 м. от южной стороны <адрес>, и свалку бытовых отходов, на земельном участке № (согласно сведениям Публичной кадастровой карты) на земельном участке, расположенном на расстоянии около 2 км. от южной части <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий: Т.М. Лямзина
Судья:
Секретарь судебного заседания:
Подлинный документ находится в производстве Октябрьского районного суда Пермского края и подшит в деле 2-451/2023