Дело № 2-377/2024
УИД 19RS0011-01-2024-000229-34
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Усть-Абакан Республики Хакасия 2 апреля 2024 года
Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Чеменева Е.А.,
при секретаре Парсаевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Хакасия к Ланг Татьяне Владимировне о прекращении права собственности на огнестрельное оружие с последующей передачей на уничтожение,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Хакасия обратилось в суд с иском к Ланг Т.В. о прекращении права собственности на оружие и передаче его для уничтожения, мотивируя исковые требования тем, что 08.01.2022 на основании абз. 5 п. 1 ст. 27 Федерального закона «Об оружии» (в связи со смертью собственника гражданского оружия) участковым уполномоченным полиции ОМВД России по Усть-Абаканскому району А. было изъято охотничье гладкоствольное оружие модели «***», калибр 12 мм, № *** года выпуска, охотничье гладкоствольное оружие модели «***», калибр 12 мм, № *** года выпуска, принадлежащие на праве собственности Наследодатель №1, *** года рождения, умершему ***. Право на хранение и ношения оружия у Наследодатель №1 возникло на основании выданных разрешений на хранение и ношения оружия серии РОХа ***, РОХа ***, выданных 05.07.2012. Изъятое оружие находится на складе ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по РХ» до решения вопроса о наследовании с 08.01.2022. Срок временного хранения, установленный ст. Федерального закона от 13.12.1996 № 150 «Об оружии», который составляет не более одного года, истек. Наследники Наследодатель №1 своих прав на указанное оружие не заявляли, в отделение лицензионно-разрешительной работы для переоформления разрешения на хранение оружия либо об отчуждении оружия в отделения лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по РХ не обращались. Поведение наследников свидетельствует о том, что они отказались от права на охотничье гладкоствольное оружие модели «***», калибр 12 мм, № *** года выпуска, охотничье гладкоствольное оружие модели ***», калибр 12 мм, № *** года выпуска. Вышеуказанное оружие не является культурной ценностью и может быть уничтожено. Просят прекратить право собственности Ланг Т.В. на охотничье гладкоствольное оружие модели «***», калибр 12 мм, № *** выпуска, охотничье гладкоствольное оружие модели «***», калибр 12 мм, № *** года выпуска. Передать Управлению Росгвардии по РХ на уничтожение охотничье гладкоствольное оружие модели «***», калибр 12 мм, № *** года выпуска, охотничье гладкоствольное оружие модели «***», калибр 12 мм, № *** года выпуска.
В судебном заседании представитель истца Управления Росгвардии по РХ Матвиенко Е.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Заявления собственника на уничтожения оружия у них не имеется. Ими неоднократно направлялись письма ответчику, на которые ответа не последовало. Ими проведена экспертиза культурно-исторической ценности, данное оружие такой ценности не представляет.
Ответчик Ланг Т.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, не просила о рассмотрении дела в её отсутствие.
Суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, проанализировав представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказа собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом (пункт 1).
Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (подпункт 2 пункта 2 статьи 238 ГК РФ)
В силу статьи 238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок (пункт 1).
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества (пункт 2).
Если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику (пункт 3).
На основании статьи 3 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (далее – ФЗ «Об оружии») гражданину Российской Федерации органом внутренних дел по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия, при регистрации спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом - разрешение на его хранение и использование на стрелковом объекте сроком на пять лет без права ношения. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
Исходя из положений части 2 статьи 20 и части 5 статьи 27 ФЗ «Об оружии» дарение и наследование гражданского оружия, зарегистрированного в органах внутренних дел, производятся в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, при наличии у наследника или лица, в пользу которого осуществляется дарение, лицензии на приобретение гражданского оружия. В случае смерти собственника гражданского оружия до решения вопроса о наследовании имущества и получения лицензии на приобретение гражданского оружия указанное оружие незамедлительно изымается для ответственного хранения органами внутренних дел, его зарегистрировавшими, но не более одного года. По истечении одного года органом внутренних дел принимаются установленные гражданским законодательством меры по принудительному отчуждению оружия.
Статьей 28 Закона об оружии установлено, что контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
В соответствии со ст. 1180 ГК РФ наследование оружия производится на общих основаниях и специального разрешения для вступления в права наследования оружием не требуется. Меры по охране входящих в состав наследства ограничено оборотоспособных вещей до получения наследником специального разрешения на эти вещи осуществляется с соблюдением порядка, установленного законом для соответствующего имущества. При отказе наследнику в выдаче указанного разрешения его право собственности на такое имущество подлежит прекращению в соответствии со ст. 238 ГК РФ, а суммы, вырученные от реализации имущества, передаются наследнику за вычетом расходов на его реализацию.
В соответствии со ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
Как закреплено в п. 1 ст. 1110 ГК РФ имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства (наследственную массу) входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу п. 1 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось (ч. 2 ст. 1152 ГК РФ).
Согласно п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В силу п. 1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В соответствии с п. 2 ст. 1153 ГК РФ признаётся, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Ланг А.И. являлся владельцем охотничье гладкоствольное оружие модели «*** калибр 12 мм, № *** года выпуска, охотничье гладкоствольное оружие модели «***», калибр 12 мм, № *** года выпуска.
Право на хранение и ношения оружия у *** возникло на основании выданных разрешений на хранение и ношения оружия серии РОХа ***, РОХа ***, выданных 05.07.2012.
*** Наследодатель №1 умер.
После смерти Наследодатель №1 спорное оружие было изъято участковым уполномоченным полиции ОМВД России по Усть-Абаканскому району А., передано для ответственного хранения на склад ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по РХ» с 08.01.2022.
Наследником умершего 08.01.2022 Наследодатель №1 являются его супруга Ланг Т.В., что подтверждается материалами наследственного дела ***, заведенного нотариусом Усть-Абаканского нотариального округа РХ Брошковой Т.Г.
На принадлежащее наследодателю оружие свидетельство о праве на наследство по закону нотариусом не выдавалось.
Вместе с тем, с учётом положений п. 2 ст. 1152 ГК РФ Ланг Т.В. приняла всё причитающееся ей наследство Наследодатель №1, в состав которого входит, в том числе, принадлежавшее умершему оружие.
Ланг Т.В. для переоформления разрешения на хранение оружия либо его отчуждения в отделение лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Республике Хакасия не обращалась.
Федеральным законом от 28.06.2021 № 231-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ст. 25 ФЗ «Об оружии» введена часть 6, в соответствии с которым обращенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в государственную собственность, в том числе конфискованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, оружие и (или) патроны к нему, а также оружие и (или) патроны к нему, не востребованные в течение одного года со дня устранения (прекращения) обстоятельств, препятствующих владению оружием, уничтожаются войсками национальной гвардии Российской Федерации.
Суд приходит к выводу, что поведение ответчика, который в течение одного года может быть расценено как отказ от права на охотничье гладкоствольное оружие модели «ИЖ-27Е», калибр 12 мм, № У 00957, 1979 года выпуска, охотничье гладкоствольное оружие модели «МЦ 21-12», калибр 12 мм, № АА 4509, 1981 года выпуска.
В соответствии с п.п. 78, 79 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 ***, изъятие оружия и патронов производится в случаях, установленных федеральным законодательством.
Оружие и патроны изымаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальными органами, органами внутренних дел и другими уполномоченными на то федеральным законодательством органами.
Пунктом 80 Правил установлено, что изъятое или конфискованное оружие и патроны к нему, а также копии (реплики) оружия подлежат историко-культурной и искусствоведческой экспертизе, организуемой Министерством культуры Российской Федерации, к осуществлению которой могут привлекаться специалисты других федеральных органов исполнительной власти, а также юридических лиц, имеющих лицензии на производство, коллекционирование или экспонирование оружия.
По результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение. Оружие, признанное по результатам экспертизы имеющим культурную ценность либо в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, подлежит передаче на хранение в специально уполномоченные органы и организации, определенные Министерством культуры Российской Федерации.
Истцом в материалы дела представлено заключение Государственного автономного учреждения культуры ***» от 17.10.2023 ***, согласно которому принадлежавшее Наследодатель №1 оружие признано не имеющим культурной ценности.
Сведений о том, что ответчик в установленном порядке оформил разрешения на право хранения и ношения оружия, при наличии которых действующее законодательство допускает переход права собственности на оружие к наследникам, в материалах дела не имеется.
Возражений против иска от ответчика Ланг Т.В. не поступило.
В силу статьи 129 ГК РФ, статей 6, 13, 18 Закона об оружии гражданское оружие относится к объектам гражданских прав, которые ограничены в гражданском обороте и могут находиться во владении, пользовании, распоряжении лица только с соблюдением требований специального законодательства, в частности Закона об оружии и Правил оборота служебного и гражданского оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814, что исключает возможность его передачи для распоряжения ответчику.
В соответствии с пунктами 12 и 16 части 1 статьи 9 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» войска национальной гвардии наделены следующими полномочиями: осуществлять прием от органов внутренних дел (полиции), хранение и уничтожение изъятых, добровольно сданных и найденных огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, основных частей огнестрельного оружия; контролировать оборот гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранность и техническое состояние боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также соблюдение гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия.
С учетом изложенного выше, принимая во внимание не оспоренные ответчиком объяснения представителя истца о невозможности реализации принадлежащего наследодателю оружия, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований Управления Росгвардии по Республике Хакасия к наследнику Наследодатель №1, умершего ***, о прекращении права собственности охотничье гладкоствольное оружие модели ***», калибр 12 мм, № *** года выпуска, охотничье гладкоствольное оружие модели «***», калибр 12 мм, № *** года выпуска с возложением на Управление Росгвардии по Республике Хакасия обязанности по передаче указанного выше оружия на уничтожение.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Хакасия удовлетворить.
Прекратить право собственности Ланг Татьяны Владимировны на охотничье гладкоствольное оружие ***, калибр 12мм., № *** года выпуска и охотничье гладкоствольное оружие модели *** калибр 12 мм., № *** года выпуска.
Поручить Управлению Росгвардии по Республике Хакасия передать на уничтожение охотничье гладкоствольное оружие ***, калибр 12мм., № *** года выпуска и охотничье гладкоствольное оружие модели *** калибр 12 мм., № *** года выпуска.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия с подачей апелляционной жалобы через Усть-Абаканский районный суд в месячный срок с момента его вынесения.
Мотивированное решение изготовлено 5 апреля 2024 года.
Председательствующий Чеменев Е.А.