Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-670/2024 (2-6287/2023;) ~ М-6152/2023 от 27.11.2023

66RS0006-01-2023-006143-87

№ 2-670/2024 (2-6287/2023)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург 29 февраля 2024 года

Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Лащеновой Е.А. при секретаре Коноваловой А.Д., помощнике Лоскутовой Е.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Масалимовой Т. А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, обязании зачесть период работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Масалимова Т.А. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о признании незаконным решения Отделения < № > от 08 сентября 2023 года в части отказа во включении периодов работы в стаж на соответствующих видах работ, обязании включить в трудовой стаж на соответствующих видах работ, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периоды работы с 05 октября 1987 года по 31 октября 1987 года в должности фельдшера здравпункта механического завода № 6 Городской клинической больницы №32 г. Свердловска, 31 декабря 2002 года, 30 апреля 2003 года, с 04 сентября 2003 года по 05 сентября 2003 года, 22 ноября 2003 года, 17 апреля 2004 года, 06 сентября 2004 года, 29 декабря 2004 года, с 07 февраля 2005 года по 09 февраля 2005 года в должности старшей медицинской сестры терапевтического отделения поликлиники № 2 (с 01 апреля 2003 года - медицинской сестры подросткового кабинета) МУ «Центральная городская больница №3» г. Екатеринбурга, 26 января 2007 года в должности медицинской сестры отделения функциональной диагностики МУ «Центральная городская больница №3» г. Екатеринбурга, с 18 сентября 1991 года по 31 декабря 1994 года, с 01 января 1996 года по 12 мая 1997 года в должности заведующей здравпунктом МУ «Центральная городская больница №3» г. Екатеринбурга, признании датой возникновения права на пенсию в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» 08 сентября 2023 года.

Определением Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 26 января 2024 года к производству суда принято заявление истца об уточнении (увеличении) исковых требований в части обязания ответчика включить в трудовой стаж на соответствующих видах работ, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периоды работы с 01 января 1995 года по 31 декабря 1995 года, с 14 мая 1997 года по 22 мая 1997 года в должности заведующей здравпунктом МУ «Центральная городская больница №3» г. Екатеринбурга, признании датой возникновения права на пенсию в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» 07 января 2022 года и назначении пенсии с 07 января 2024 года.

Определением Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 26 января 2024 года принят отказ истца от исковых требований в части возложения обязанности включить в стаж на соответствующих видах работ периодов 31 декабря 2002 года, 30 апреля 2003 года, с 04 сентября 2003 года по 05 сентября 2003 года, 22 ноября 2003 года, 17 апреля 2004 года, 06 сентября 2004 года, 29 декабря 2004 года, с 07 февраля 2005 года по 09 февраля 2005 года в должности старшей медицинской сестры терапевтического отделения поликлиники № 2 (с 01 апреля 2003 года - медицинской сестры подросткового кабинета) МУ «Центральная городская больница №3» г. Екатеринбурга, 26 января 2007 года в должности медицинской сестры отделения функциональной диагностики МУ «Центральная городская больница № 3» г. Екатеринбурга.

В судебном заседании представитель истца Куцина О. О. заявленные требования уточнила в части признания датой возникновения права на пенсию в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» 16 апреля 2020 года и назначении пенсии с 16 апреля 2022 года, в остальной части заявленные требования поддержала, в их обоснование суду пояснила, что в 2019 году впервые обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением < № > от 08 сентября 2023 года в назначении пенсии было отказано ввиду отсутствия необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, необходимого назначения досрочной страховой пенсии по старости. Данное решение Отделения считает незаконным.

В спорные периоды работы в должности заведующей здравпунктом Медсанчасти (Городской поликлиники №1) Свердловского машиностроительного завода им. М. И. Калинина выполняла обязанности фельдшера: вела прием больных, оказывала первую медицинскую помощь, выполняла текущие процедуры (инъекции, перевязки и прочее), - заведование здравпунктом являлось дополнительными обязанностями. Данное обстоятельство подтверждается и тем, что получала оклад фельдшера и доплату за заведование, в других приказах указана как фельдшер. В спорные периоды осуществляла лечебную деятельность, в связи с чем отказ Управления во включении в специальный стаж соответствующих периодов работы незаконен.

Период работы с 05 октября 1987 года по 31 октября 1987 года в должности фельдшера здравпункта механического завода № 6 Городской клинической больницы № 32 г. Свердловска не включен в специальный стаж ввиду отсутствия в индивидуальном лицевом счета кода особых условий труда. Однако, документально подтверждено, что в данный период работала фельдшером в составе призывной комиссии Железнодорожного районного военкомата, а отсутствие кода особых условий труда в выписке из индивидуального лицевого счета не может являться основанием для исключения периода работы из специального стажа, поскольку Федеральный закон от 01 апреля 1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» применяется с 01 января 1997 года, при этом аналогичный стаж до и после спорного периода работы зачтен ответчиком в бесспорном порядке.

Спорные периоды работы с 18 сентября 1991 года по 31 декабря 1994 года, с 01 января 1995 года по 31 декабря 1995 года, с 01 января 1996 года по 12 мая 1997 года, с 14 мая 1997 года по 22 мая 1997 года в должности заведующей здравпунктом МУ «Центральная городская больница №3» г. Екатеринбурга не включены ответчиком в специальный стаж ввиду отсутствия документального подтверждения осуществления лечебной деятельности и отнесения должности «заведующая здравпунктом» к должности среднего медицинского персонала. При этом период работы с 01 января 1995 года по 31 декабря 1995 года в должности заведующей здравпунктом МУ «Центральная городская больница №3» г. Екатеринбурга как должности, относящейся к среднему медицинскому персоналу, включен ответчиком в специальный стаж в бесспорном порядке. Вместе с тем, в 1987 году окончила училище по специальности «фельдшер». Согласно трудовой книжке, 02 марта 1987 года была принята в Городскую больницу №32 на должность заведующего здравпунктом. При этом исполняла также обязанности фельдшера. В соответствии с должностной инструкцией, здравпункт возглавляется фельдшером и входит в состав поликлиники при больнице; в должностные обязанности заведующего здравпунктом входит оказание и организация первой медицинской помощи при травмах, профессиональных отравлениях и внезапных заболеваниях и направление в поликлинику нуждающихся во врачебной помощи, а в необходимых случаях - в стационар. В соответствии со штатным расписанием на 18 сентября 1991 года ЦГБ №3 Железнодорожного района г. Екатеринбурга, заведующий здравпунктом относился к среднему медицинскому персоналу. В этой связи указанный период выполняла следующие обязанности: организовывала лечебно-профилактическую и санитарно-профилактическую работу на предприятии; оказывала первую неотложную помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях (ранения, кровотечения, отравления и др.) с последующим вызовом врача к этому больному (пострадавшему) или направлением его в ближайшую медицинскую организацию, сопровождая больного в необходимых случаях лично; своевременно направляла больных, нуждающихся во врачебной медицинской помощи, в соответствующие медицинские организации, проводила лечение по назначению врача; проводила лечебно-оздоровительные и противоэпидемические мероприятия диспансерной группе, профилактические прививки, санитарно-просветительную работу; выполняла медицинские манипуляции и профилактическую работу; вела документы медицинского характера, составляла и представляла планы и отчеты о своей деятельности, вела учетно-отчетную документацию и т.д.

Истец Масалимова Т.А. заявленные требования и доводы представителя поддержала, суду пояснила, что весь период с 18 сентября 1991 года по 22 мая 1997 года работала в должности заведующей здравпунктом МУ «Центральная городская больница №3» г. Екатеринбурга на 1 ставку, а также на 0,5 ставки фельдшера, других фельдшеров в спорный период работы в здравпункте не было. Впервые с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости обратилась к ответчику 04 сентября 2023 года.

Представитель ответчика Стахеева Ю.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что 04 сентября 2023 года Масалимова Т.А. обратилась в Отделение с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон «О страховых пенсиях»). Решением об отказе в назначении пенсии от 08 сентября 2023 года < № > установлено, что Масалимова Т.А. имеет стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, по состоянию на 31 декабря 2022 года продолжительностью 26 лет 11 месяцев 14 дней, страховой стаж для определения права на пенсию – 34 года 05 месяцев 00 дней, ИПК – 80,028.

Масалимова Т.А. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 03 февраля 1998 года.

Период работы истца с 01 января 1995 года по 31 декабря 1995 года включен в специальный стаж истца, в связи с чем спорным не является.

Спорный период работы истца с 05 октября 1987 года по 31 октября 1987 года в должности фельдшера Городской клинической больницы №32 не подлежит включению в специальный страховой стаж, поскольку в данный период истец находилась на работе в медицинской комиссии Железнодорожного райвоенкомата. Служебные командировки, являющиеся поездками работников по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы, с сохранением места работы, должности и среднего заработка (ст. 166 и 167 Трудового кодекса Российской Федерации), по общим нормам пенсионного законодательства, могут включаться в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в том случае, если работники, пользующиеся правом на досрочное пенсионное обеспечение, в период нахождения в командировках выполняли соответствующие работы. Следовательно, правовых оснований для включения в стаж на соответствующих видах работ периода работы в командировке в медицинской комиссии военкомата при определении права на досрочную пенсию не имеется, поскольку документально не подтверждено выполнение работы в должности, предусмотренной Постановлением Совета Министров Российской Федерации №464 от 06 сентября 1991 года «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет».

Не подлежат включению в специальный стаж спорные периоды работы истца с 18 сентября 1991 года по 31 декабря 1994 года, с 01 января 1996 года по 12 мая 1997 года, с 14 мая 1997 года по 22 мая 1997 года в должности заведующей здравпунктом МУ «Центральная городская больница №3» г. Екатеринбурга, поскольку наименование должности «заведующая здравпунктом» не предусмотрено ни Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, ни Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781. Согласно Номенклатуре, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 года № 377, наименование должности «заведующая» поименовано в разделе «руководители структурных подразделений учреждений», документально не подтверждено ни осуществление врачебной деятельности, ни отнесение должности к должностям среднего медицинского персонала.

Кроме того, периоды работы после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, не подтвержденные сведениями индивидуального (персонифицированного) учета (реквизитом «выслуга лет»), не могут быть включены в стаж на соответствующих видах работ.

Заслушав объяснения истца и ее представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд, оценив все представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что при рассмотрении права Масалимовой Т.А. на досрочную страховую пенсию по старости ответчик определил, что стаж истца на соответствующих видах работ на 31 декабря 2022 года составил 26 лет 11 месяцев 14 дней.

Ответчик принял решение < № > от 08 сентября 2023 года об отказе Масалимовой Т.А. в назначении пенсии по причине отсутствия стажа на соответствующих видах работ 30 лет, необходимого для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

При этом период работы истца с 01 января 1995 года по 31 декабря 1995 года включен Отделением в вышеуказанный специальный стаж Масалимовой Т.А., в связи с чем оснований для его включения в специальный стаж повторно не имеется, поскольку это приведет к двойному учету одного и того же периода работы (л. д. 14-16).

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, инвалидности..., и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Пунктом 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону (ч. 1.1 ст. 30 Закона).

В Приложении 7 к Федеральному закону «О страховых пенсиях» предусмотрен год возникновения права на страховую пенсию по старости – 2021, соответствующий ему срок назначения страховой пенсии по старости – не ранее чем через 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

В силу ч.ч. 2-4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Подпунктом «н» п. 1, подп. «в» п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.

При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпункте «н» пункта 1 настоящего постановления, применяются:

Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года;

постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.

Согласно названному решению ответчика, не включен в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, период работы истца с 05 октября 1987 года по 31 октября 1987 года в должности фельдшера Городской клинической больницы № 32, поскольку Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, не предусмотрена работа в медицинской комиссии.

Также не включены в специальный стаж Масалимовой Т.А. периоды работы с 18 сентября 1991 года по 31 декабря 1994 года, с 01 января 1996 года по 12 мая 1997 года, с 14 мая 1997 года по 22 мая 1997 года в должности заведующей здравпунктом СГПТУ-77, фельдшера без занятия штатной должности на 0,5 ставки МУ «Центральная городская больница № 3 г. Екатеринбурга», поскольку в соответствии со Списком от 06 сентября 1991 года № 464 право на досрочную страховую пенсию предоставляется среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности. Документально не подтверждено ни осуществление врачебной деятельности, ни отнесение должности «заведующая здравпунктом» к должностям среднего медицинского персонала. На основании ответа ГКУ СО «Ведомственный архив» от 23 июня 2023 года отнести должность «заведующая здравпунктом» к среднему медперсоналу не представляется возможным ввиду отсутствия документов. Работу в должности «фельдшера» без занятия штатной должности на 0,5 ставки засчитать в стаж на соответствующих видах работ не представляется возможным, так как не выполнено условие п. 1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066, в котором структурное подразделение «здравпункт» не предусмотрено.

Кроме того, данные периоды не подтверждены сведениями индивидуального (персонифицированного) учета с кодом особых условий труда (л.д. 99-101).

Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица от 28 февраля 2024 года (Масалимова Т.А. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 03 февраля 1998 года), сведения о спорном периоде работы истца с 05 октября 1987 года по 31 октября 1987 года представлены работодателем без кода особых условий труда (л.д. 176-183).

В соответствии с дипломом от 26 февраля 1987 года, Масалимова (Крылосова) Т.А. окончила Красноуфимское медицинское училище по специальности фельдшер с присвоением квалификации фельдшера (л.д. 90, 112).

Как следует из трудовой книжки, Масалимова (Крылосова) Т.А. со 02 марта 1987 года была принята на работу в Городскую больницу № 32 на должность заведующей здравпунктом ГСО,

18 сентября 1991 года переведена заведующей здравпунктом СГПТУ-77,

23 мая 1997 года переведена медсестрой подросткового кабинета поликлиники №2,

13 февраля 1998 года уволена (л.д. 87-89).

Вместе с тем, как следует из архивных справок ГКУ СО «Ведомственный архив учреждений здравоохранения города Екатеринбурга» от 18 апреля 2019 года, 23 июня 2023 года и 30 июня 2023 года, архивных выписок их приказов, штатных расписаний на 1992, 1993, 1996 годы, тарификационного списка на 01 ноября 1995 года, Масалимова (Крылосова) Т.А. работала в Городской клинической больнице № 32 г. Свердловска в должности фельдшера здравпункта механического завода № 6 с 02 марта 1987 года по 18 сентября 1991 года,

с приказа от 01 октября 1987 года значится в должности заведующей здравпункта завода ГСО. В лицевых счетах за 1987 – 1991 гг. помимо сведений об оплате по основной должности имеются сведения о доплате за работу в должности заведующей здравпунктом.

За время работы в ГКБ № 32 находилась на работе в медицинской комиссии Железнодорожного райвоенкомата с 05 октября 1987 года по 31 октября 1987 года;

заведующей здравпунктом СГПТУ-77 с 18 сентября 1991 года по 23 мая 1997 года.

Согласно архивным выпискам из приказов от 04 января 1994 года, от 04 января 1995 года, от 03 января 1996 года, в связи с неукомплектованностью кадрами всех звеньев разрешена работа с оплатой за фактически отработанное время на 1994, 1995, 1996 годы заведующей здравпунктом ГПТУ-77 до 0,5 ставки фельдшера здравпункта.

В период с 18 сентября 1991 года по июнь (включительно) 1996 года проводилась доплата за совмещение профессии фельдшера здравпункта 0,5 ставки.

В записках о предоставлении отпусков от 09 июня 1994 года, от 27 июня 1995 года, от 20 июня 1996 года Масалимова (Крылосова) Т.А. значится в должности фельдшера.

В штатных расписаниях Центральной городской больницы № 3 на 1992-1993, 1996 годы значатся фельдшерские пункты пром. предприятий, в том числе ГПТУ-77, за которым закреплены 1,5 ставки.

В тарификационном списке на 01 ноября 1995 года Масалимова Т.А. значится заведующей ГПТУ-77 на 1,00 ставки, категория – 2, что соответствует среднему медицинскому персоналу, то есть тарифицируется как средний медицинский персонал.

Штатные расписания за 1987 – 1991 гг., 1994 – 1995 гг., тарификационные списки за 1987 – 1992 гг. на хранение в ГКУ СО «Ведомственный архив учреждений здравоохранения города Екатеринбурга» не поступали. Тарификационные списки за 1996 год сохранились не в полном объеме.

В штатном расписании за 1997 год отсутствуют сведения о здравпункте СГПТУ-77.

В тарификационных списках за 1993 – 1994 гг. отсутствуют сведения об отнесении должности «заведующий здравпунктом» к среднему медицинскому персоналу.

Городская клиническая больница № 32 реорганизована в Центральную городскую больницу № 3 Железнодорожного района г. Свердловска с 15 июля 1988 года; 17 декабря 1993 года зарегистрировано Муниципальное учреждение «Центральная городская больница №3» г. Екатеринбурга (л.д. 91-92, 93-95, 102-111, 119, 129-130).

В личной карточке формы Т-2 имеется отметка, что Масалимова Т.А. с 18 сентября 1991 года до 23 мая 1997 года работала в «з/п СГПТУ-77» «фельд. завед.» (л.д. 170-171).

В материалы дела на запрос суда ГАУЗ СО «Центральная городская клиническая больница № 3 город Екатеринбург» 11 января 2024 года представлены копии должностных инструкций заведующего здравпунктом СГПТУ-77 за период с 1989 года по 1998 год:

должностная инструкция заведующей здравпунктом ЦГБ № 3 1989 год, согласно которой здравпункт является первичным лечебно-профилактическим учреждением, обслуживающим трудящихся данного предприятия.

Здравпункт возглавляется фельдшером или медицинской сестрой и входит в состав поликлиники (амбулатории) при медико-санитарной части.

Заведующий здравпунктом оказывает и организует, в частности, первую медицинскую помощь при травмах, профессиональных отравлениях и внезапных заболеваниях и направляет в поликлинику (амбулаторию) нуждающихся во врачебной помощи, а в необходимых случаях – в больницу; участвует в проведении мероприятий по борьбе с травматизмом, профосмотров; под руководством врачей поликлиники (амбулатории) проводит профилактическую работу; проводит работу по оздоровлению отдельных групп рабочих; проводит работу под руководством врача-эпидемиолога и санитарного врача по проведению противоэпидемиологических мероприятий (проводит массовые прививки и следит за проведением санитарной обработки, дезинфекции и др.), по наблюдению за санитарным содержанием цехов, столовых, буфетов и санитарно-бытовых установок на производстве.

Должностная инструкция заведующего здравпунктом ЦРБ № 3 от 05 января 1998 года аналогична по содержанию вышеприведенной должностной инструкции 1989 года (л.д. 115-117).

Правительство Российской Федерации Постановлением № 781 от 29 октября 2002 года утвердило Список и Правила, которые определили наименования должностей и учреждений здравоохранения, работа в которых дает право на досрочной назначение трудовой пенсии по старости.

При этом на основании п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 года, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.

Согласно действующему Списку от 29 октября 2002 года № 781, в специальный стаж засчитывается работа среднего медицинского персонала в должности фельдшера.

В разделе «Наименование учреждений» данного Списка указаны больницы всех наименований.

Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», предусмотрены медицинские работники: фельдшеры - все независимо от наименования должности; в качестве лечебно-профилактических учреждений, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, - больничные учреждения всех типов и наименований.

В силу ст. 116 Кодекса законов о труде Российской Федерации, за командированными работниками сохраняются в течение всего времени командировки место работы (должность) и средний заработок.

Аналогичная норма содержится в настоящее время в ст. 167 Трудового кодекса Российской Федерации.

Так как на работу в медицинскую комиссию истец направлялась работодателем, это было связано с осуществлением медицинской деятельности, в связи с чем время работы в медицинской комиссии должно расцениваться как продолжение медицинской деятельности, более того, в указанный период по месту работы истцу выплачивалась заработная плата, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для включения периода работы истца в медицинской комиссии Железнодорожного райвоенкомата с 05 октября 1987 года по 31 октября 1987 года в стаж работы, дающий истцу право на досрочное назначение страховой пенсии. При этом суд учитывает, что в указанный период истец работала в должности и учреждении, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и включена ответчиком в специальный стаж истца.

Согласно действующему в настоящее время Списку от 29 октября 2002 года № 781, в специальный стаж засчитывается работа в должности заведующего: фельдшерско-акушерским пунктом - акушерки (фельдшера, медицинской сестры), фельдшерским здравпунктом – фельдшера (медицинской сестры), медицинским пунктом – медицинской сестры (фельдшера); фельдшера.

В разделе «Наименование учреждений» данного Списка указаны больницы всех наименований.

Согласно Списку от 06 сентября 1991 года № 464, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях: врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 15 октября 1999 года № 377, должность заведующего отнесена к руководителям структурных подразделений учреждений; к среднему медицинскому персоналу отнесены: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшер, заведующий здравпунктом – фельдшер, фельдшер.

Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава Российской Федерации от 03 ноября 1999 года № 395, к лечебно-профилактическим учреждениям отнесены больницы городские.

Здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений, и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.

Вышеприведенные Приказы применяются при обращении за назначением пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения с учетом периодов работы до 1 ноября 1999 года (письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 сентября 2000 года № 3948/1-17, Пенсионного фонда Российской Федерации от 29 сентября 2000 года № 06-25/8625).

Вместе с тем, Приказом Минздрава Российской Федерации от 23 ноября 1992 года № 301 «Об оплате труда работников здравоохранения» (утратил силу 19 февраля 1995 года в связи с изданием Приказа Минздравмедпрома России от 20 февраля 1995 года № 35) и Приказом Минздравмедпрома России от 20 февраля 1995 года № 35 «Об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации», действующим в спорный период работы истца, были утверждены Номенклатуры должностей врачебного, фармацевтического и среднего медицинского персонала, которые должность заведующего относили к руководителям структурных подразделений учреждений; к среднему медицинскому персоналу относили должность «фельдшера». При этом наименование должности «заведующий» (структурным подразделением) дополняется наименованием специальности, предусмотренной номенклатурой врачебных специальностей, по которой работник имеет соответствующую подготовку и работа по которой вменяется в круг его обязанностей. Например: «заведующий отделением - врач-хирург».

В п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» дано разъяснение, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Как следует из объяснений стороны истца и подтверждается материалами дела, в спорные периоды работы в должности заведующей здравпунктом СГПТУ-77 МУ «Центральная городская больница № 3» г. Екатеринбурга Масалимова Т.А. выполняла как обязанности заведующей фельдшерским здравпунктом, так и фельдшера на 0,5 ставки, осуществляя не только организационную работу, но и лечебную деятельность. При этом характер и специфика, условия осуществляемой истцом работы, выполняемые ею функциональные обязанности по занимаемой должности заведующей здравпунктом ответчиком не оспариваются.

Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, суд считает, что работа истца в должности заведующей здравпунктом СГПТУ-77 МУ «Центральная городская больница № 3» г. Екатеринбурга не отличается по своему характеру и специфике, условиям осуществляемой истцом работы, выполняемым ею функциональным обязанностям от работы заведующей здравпунктом - фельдшера. Изложенное позволяет установить тождественность занимаемой истцом должности «заведующей здравунктом» должности «заведующей здравпунктом - фельдшера» и зачесть спорные периоды работы с 18 сентября 1991 года по 31 декабря 1994 года, с 01 января 1996 года по 12 мая 1997 года, с 14 мая 1997 года по 22 мая 1997 года в специальный стаж истца.

При этом суд также учитывает, что ответчиком в бесспорном порядке в специальный стаж истца включен период ее работы в той же должности и в том же структурном подразделении больницы с 01 января 1995 года по 31 декабря 1995 года.

Суд отклоняет доводы стороны ответчика о необходимости занятия штатной должности для включения работы в специальный стаж, поскольку из буквального толкования Списка от 06 сентября 1991 года № 464 следует, что для назначения пенсии за выслугу лет учитывается работа в должностях, предусмотренных Списком, безотносительно от факта занятия штатной должности.

При этом неисполнение работодателем обязанности по предоставлению индивидуальных сведений персонифицированного учета с кодом льготы застрахованного лица в органы Пенсионного фонда в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», не может быть основанием для отказа во включении периодов в специальный стаж.

В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что с заявлением о назначении пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Масалимова Т.А. обратилась 04 сентября 2023 года.

Согласно ч. 1 ст. 22 Закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 данного Закона, днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем. В силу ч. 3 указанной статьи Закона в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии.

Подтверждение медицинского стажа потребовало установления фактов в судебном порядке, истец реализовала свое право на защиту интересов.

Право на получение пенсии при наличии необходимого стажа возникает с момента приобретения права с учетом тех периодов, которые подтверждены вступившим в законную силу решением суда.

Без учета спорных периодов специальный страховой стаж Масалимовой Т.А. на 31 декабря 2022 года составил 26 лет 11 месяцев 14 дней, с учетом спорных периодов – 31 год 00 месяцев 14 дней. Расчет специального стажа:

в должности фельдшера здравпункта механического завода № 6 Городской клинической больницы № 32 г. Свердловска с 05 октября 1987 года по 31 октября 1987 года – 00 лет 00 месяцев 27 дней,

в должности заведующей здравпунктом, фельдшера СГПТУ-77 МУ «Центральная городская больница № 3 г. Екатеринбурга» с 18 сентября 1991 года по 31 декабря 1994 года – 03 года 03 месяца 14 дней, с 01 января 1996 года по 12 мая 1997 года – 01 год 04 месяца 12 дней, с 14 мая 1997 года по 22 мая 1997 года – 00 лет 00 месяцев 09 дней,

итого 04 года 09 месяцев 02 дня.

26 лет 11 месяцев 14 дней + 04 года 09 месяцев 02 дня = 31 год 08 месяцев 16 дней.

Таким образом, стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, 30 лет 00 месяцев 00 дней приобретен истцом 14 апреля 2021 года, следовательно, истцом приобретено право на досрочную страховую пенсию 15 апреля 2021 года. Между тем, в силу вышеприведенных норм истцу, приобретшей такой стаж в 2021 году, страховая пенсия по старости может быть назначена ранее чем через 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в связи с чем требование о назначении пенсии удовлетворению не подлежит как заявленное преждевременно, поскольку право на назначение пенсии в настоящее время не наступило, и ответчиком не нарушено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Масалимовой Т. А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, обязании зачесть период работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости удовлетворить частично.

Решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области < № > от 08 сентября 2023 года об отказе в назначении пенсии Масалимовой Т. А. признать незаконным в части невключения спорных периодов в специальный страховой стаж.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (ИНН 6661009187) зачесть в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, Масалимовой Т. А. (СНИЛС < № >) периоды работы с 05 октября 1987 года по 31 октября 1987 года в должности фельдшера здравпункта механического завода № 6 Городской клинической больницы № 32 г. Свердловска, с 18 сентября 1991 года по 31 декабря 1994 года, с 01 января 1996 года по 12 мая 1997 года, с 14 мая 1997 года по 22 мая 1997 года в должности заведующей здравпунктом СГПТУ-77 Центральной городской больницы № 3 Железнодорожного района г. Свердловска (с 17 декабря 1993 года Муниципального учреждения «Центральная городская больница № 3 г. Екатеринбурга»).

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга.

Мотивированное решение будет изготовлено в течение пяти дней.

Судья Е.А. Лащенова

Мотивированное решение изготовлено 07 марта 2024 года.

Судья Е.А. Лащенова

2-670/2024 (2-6287/2023;) ~ М-6152/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Масалимова Татьяна Анатольевна
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области
Суд
Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Лащенова Евгения Андреевна
Дело на странице суда
ordzhonikidzevsky--svd.sudrf.ru
27.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.11.2023Передача материалов судье
30.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.12.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.01.2024Судебное заседание
26.01.2024Судебное заседание
29.02.2024Судебное заседание
07.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее