дело №2-1201/2024
УИД № 74RS0007-01-2023-009578-05
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 апреля 2024 года город Челябинск
Курчатовский районный суд г. Челябинска Челябинской области в составе :
председательствующего судьи Ореховой Т.Ю.
при секретаре Рогозиной У.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района города Челябинска в интересах неопределенного круга лиц к МБУ «ЭВИС» об обязании обеспечить для маломобильных групп населения бесперебойную работу транспортной социальной инфраструктуры,
установил:
прокурор Советского района города Челябинска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском (с учетом изменений) к МБУ «ЭВИС» об обязании в течении 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить бесперебойную работу платформы подземной с наклонным перемещением по сложной траектории движения (подземный переход, кадастровый №) (перекресток <адрес>), в течении 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить доступность подземного перехода для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата со стороны домов №, № по <адрес> (кадастровый № (<адрес>), обеспечить изменение фактуры поверхностного слоя покрытия тротуаров путем устройства тактильно-контрастных указателей о приближении маломобильных групп населения к зонам повышенной опасности, установку тактильных наклеек на поручни, тактильных полос окончания перил, тактильных табличек со значимой информацией с плосковыпуклым шрифтом и текстом, с использованием шрифта Брайля, привести поверхности пандусов в соответствии с требованиями законодательства путем установления шероховатой поверхности на пандусах в подземных переходах (кадастровый № (перекресток <адрес>). В обоснование иска указано на то, что за ответчиком на праве оперативного управления закреплены объекты: сооружение (подземный переход), кадастровый №, перекресток <адрес>, сооружение (подземный переход, кадастровый №, <адрес>. В рамках проведенной прокуратурой района проверки установлены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов. Так, в нарушение Свода правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (СП 59.13330.2020. СНиП 35-01-2001" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 904/пр), п. 3.13, п. 6.28 СП 59.13330.2020, в частности: подъемный механизм платформы с наклонным перемещением установленной в подземном переходе - перекресток <адрес>, по сложной траектории движения не произвел в полном объеме перемещение лица, использующего платформу, платформа остановилась на середине пути перемещения. В подземных переходах (кадастровый №, <адрес>) в нарушение п. 5.12 СП 35-105-2002, для инвалидов с нарушениями зрения не обеспечено изменение фактуры поверхностного слоя покрытия пешеходных дорожек и тротуаров или путем устройства тактильно-контрастных указателей о приближении их к зонам повышенной опасности (препятствиям, лестницам, пешеходным переходам). При приближении к подземным переходам отсутствуют плоско-выпуклые наклейки на дорожном полотне, предупреждающие маломобильные группы населения о приближении их к зонам повышенной опасности. Поверхности пандусов не соответствуют требованиям п. ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2020, согласно которым поверхность пандуса должна быть не скользкой. В нарушение п. ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2020, на ступенях отсутствуют противоскользящие полосы, ступени и пандусы для детских колясок не имеют шероховатой поверхности. При входе в подземные переходы в нарушение требований п. 5.3.1.1 ГОСТ Р 59602-2021, п. ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2020, отсутствуют тактильные наклейки на поручни, тактильные полосы окончания перил, тактильные табличек со значимой информацией с плосковыпуклым шрифтом и текстом, с использованием шрифта Брайля (л.д. 3-6 т.1, л.д. 49-52 т.2).
Помощник прокурора Давыдова А.Ю., в судебном заседании поддержала исковые требования с учетом изменений, просила удовлетворить.
Представитель ответчика МБУ «ЭВИС» - Гольнина Е.П., действующая на основании доверенности от 09 января 292 года №Д (л.д. 48 т.2), в судебном заседании пояснила, что стороны ответчика отсутствуют бездействие, после представления прокурора, ответчиком предпринимались меры для устранения выявленных нарушений, часть замечаний устранены, кроме тех, которые заявлены прокурором в измененном иске.
Представители третьих лиц администрации города Челябинска, Комитета дорожного хозяйства г. Челябинска, Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска в судебное заседание не явились, извещены, в том числе путем размещения информации по делу на сайте суда (л.д. 14-16, 119 т.2), что не противоречит требованиям ст. 113 ГПК РФ.
Выслушав старшего помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению.
Статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ) предусмотрено, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно статье 3 Закона № 181-ФЗ законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, указанного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статьей 11.1 Закона № 181-ФЗ к техническим средствам реабилитации инвалидов отнесены устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (вспомогательные технические средства реабилитации инвалидов).
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» утверждены нормативные акты по проектированию, строительству и реконструкции зданий и сооружений в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры.
В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Установленная в приведенной норме федерального закона публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, и на владельцев зданий и сооружений, за которыми такое имущество закреплено на праве оперативного управления (ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Сами здания и сооружения с учетом положений Градостроительного кодекса Российской Федерации (ст. 2), Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (ст. 3, 8, 12, 30), должны отвечать определенным требованиям, перечень которых установлен в Своде правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (СП 59.13330.2020. СНиП 35-01-2001", утвержденном Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 904/пр).
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций (ч. 2 ст. 15 Федерального закона N 181-ФЗ).
В силу пункта 3.13 СП 59.13330.2020 маломобильные группы населения: люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения для целей настоящего свода правил здесь отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, люди с нарушением интеллекта, люди старших возрастов, беременные женщины, люди с детскими колясками, с малолетними детьми, тележками, багажом и т.д.
Пунктами 6.3.1, 6.3.3 СП 59.13330.2020 предусмотрено, что во всех зданиях, где должны быть санитарно-бытовые помещения для посетителей, следует предусматривать специально оборудованные для инвалидов универсальные и доступные кабины в уборных, места в раздевальных ванных и душевых. При этом должна быть обеспечена доступность уборных общего пользования для людей с нарушениями зрения и нарушениями опорно-двигательного аппарата. В универсальной кабине и других санитарно-бытовых помещениях, предназначенных для пользования всеми категориями граждан, в том числе инвалидами, следует предусматривать установку стационарных и откидных опорных поручней, а также переносных или закрепленных на стене складных сидений по 6.3.5.
Судом установлено, что за МБУ «ЭВИС» на праве оперативного управления закреплены объекты: сооружение (подземный переход), кадастровый №, перекресток <адрес>, сооружение (подземный переход, кадастровый №, <адрес> (л.д. 113-128 т.1, л.д. 34-41 т.2).
Судом установлено, что во исполнение поручения прокуратур Челябинской области, прокуратурой Советского района г. Челябинска проведена проверка по опубликованному в средствах массовой информации сообщению о нарушении требований закона об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к подъемной платформе с наклонным перемещением по сложной траектории движения в подземном переходе (ориентир памятник В.И. Ленину, <адрес>). Установлено, что данная платформа находится на временном ремонте. МБУ «Эвис» достаточных мер к ремонту платформы для эксплуатации людьми с ограниченными возможностями здоровья, не предпринято. В подземном переходе (ориентир памятник В.И. Ленину, <адрес>) технические приспособления для беспрепятственного доступа, кнопка вызова персонала, снабженная пиктограммой «Иналид» отсутствует. В подземных переходах, кадастровый № (<адрес>), (кадастровый № (перекресток <адрес>) не имеется контрастных маркировок ступеней, тактильных накладок на ступени, тактильных наклеек на поручни, тактильных полос окончания перил. По результатам прокурорской проверки, в адрес МБУ «Эвис» заместителем прокурора Советского района г. Челябинска Калинана Е.В. вынесено представление от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении нарушений федерального законодательства (л.д. 11- 35 т.1).
ДД.ММ.ГГГГ МБУ «Эвис» в адрес прокуратуры Советского района г. Челябинска составлено письмо о том, что во исполнение представления прокурора, МБУ «Эвис» осуществлено нанесение на лестничные марши контрастной ленты, были закуплены и размещены тактильные пиктограммы «Доступность для инвалидов колясочников», «Доступность для инвалидов всех категорий», «Кнопка вызова помощника», «Вход в помещение», «Направление движения», «пути эвакуации», «Подъемник». Так же проводятся мероприятия для заключения контракта на поставку товара: знаков дополнительной информации. Установка данных элементов будет осуществлена до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36-37 т.1).
Согласно акту акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 121-122 т.2), фотографиям (л.д. 123-127 т.1), актам №, №, № выявленных дефектов, неисправностей, несоответствий от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 131-137 т.2), видео от ДД.ММ.ГГГГ на диске DVD (л.д. 114 т.1), представленным представителем ответчика и обозретом в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 115-116 т.1) на компьютере суда суда монитор «ЛОС», инвентарный номер системного блока 1101047922, видео и фотоматериалам на флеш-карте, представленным помощником прокурора и обозретым в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ на ноутбуке марки «Асус», серийный номер № (л.д. 128 т.2), судом установлено, что подъемный механизм платформы с наклонным перемещением установленной в подземном переходе - перекресток <адрес>, по сложной траектории движения не произвел в полном объеме перемещение лица, использующего платформу, платформа остановилась на середине пути перемещения. В подземных переходах (кадастровый №, <адрес>) в нарушение п. 5.12 СП 35-105-2002, для инвалидов с нарушениями зрения не обеспечено изменение фактуры поверхностного слоя покрытия пешеходных дорожек и тротуаров или путем устройства тактильно-контрастных указателей о приближении их к зонам повышенной опасности (препятствиям, лестницам, пешеходным переходам). При приближении к подземным переходам отсутствуют плоско-выпуклые наклейки на дорожном полотне, предупреждающие маломобильные группы населения о приближении их к зонам повышенной опасности. Поверхности пандусов не соответствуют требованиям п. ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2020, согласно которым поверхность пандуса должна быть не скользкой. В нарушение п. ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2020, на ступенях отсутствуют противоскользящие полосы, ступени и пандусы для детских колясок не имеют шероховатой поверхности. При входе в подземные переходы в нарушение требований п. 5.3.1.1 ГОСТ Р 59602-2021, п. ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2020, отсутствуют тактильные наклейки на поручни, тактильные полосы окончания перил, тактильные табличек со значимой информацией с плосковыпуклым шрифтом и текстом, с использованием шрифта Брайля.
Поскольку в судебном заседании нашли свое подтверждение факт того, что в подземном переходе (сооружении): кадастровый №) (перекресток <адрес>), не обеспечена доступность подземного перехода для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата со стороны домов №, № по <адрес> (кадастровый № (<адрес>), в подземных переходах (кадастровый № (перекресток <адрес>) отсутствуют тактильно-контрастные указатели о приближении маломобильных групп населения к зонам повышенной опасности, не установлены тактильные наклейки на поручни, тактильные полосы окончания перил, тактильные таблички со значимой информацией с плосковыпуклым шрифтом и текстом, с использованием шрифта Брайля, поверхности пандусов не имеют противоскользящее покрытие, В обоснование иска указано на то, что за ответчиком на праве оперативного управления закреплены объекты: сооружение (подземный переход), кадастровый №, перекресток <адрес>, сооружение (подземный переход, кадастровый №, <адрес>, суд приходит к выводу о возложении на МБУ «Эвис», на праве оперативного управления которого находятся указанные подземные переходы обязанности устранить допущенные нарушения.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования истца об обязании МБУ "ЭВИС" (№) в течении 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить бесперебойную работу платформы подземной с наклонным перемещением по сложной траектории движения (подземный переход, кадастровый №) (перекресток <адрес>), в течении 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить доступность подземного перехода для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата со стороны домов №, № по <адрес> (кадастровый № (<адрес>), обеспечить изменение фактуры поверхностного слоя покрытия тротуаров путем устройства тактильно-контрастных указателей о приближении маломобильных групп населения к зонам повышенной опасности, установку тактильных наклеек на поручни, тактильных полос окончания перил, тактильных табличек со значимой информацией с плосковыпуклым шрифтом и текстом, с использованием шрифта Брайля, привести поверхности пандусов в соответствии с требованиями законодательства путем установления шероховатой поверхности на пандусах в подземных переходах (кадастровый № (перекресток <адрес>), основаны на законе, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ "░░░░" (№) ░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ №) (░░░░░░░░░░░ <░░░░░>), ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ №, № ░░ <░░░░░> (░░░░░░░░░░░ № (<░░░░░>), ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░ № (░░░░░░░░░░░ <░░░░░>).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░