№ 21-782/2023
УИД 38RS0036-01-2023-004614-98
решение
г. Иркутск 14 ноября 2023 г.
Судья Иркутского областного суда Слепнёв П.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Г. на решение судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 8 сентября 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6, частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества «Иркутская электросетевая компания»,
установил:
Постановлением № Номер изъят государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории Панасенко Н.О. от июля 2023 г. открытое акционерное общество «Иркутская электросетевая компания» (далее - ОАО «Иркутская электросетевая компания») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6, частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
На постановлении должностного лица защитником ОАО «Иркутская электросетевая компания» Ш. подана жалоба в Свердловский районный суд г. Иркутска.
Определением судьи Свердловского районного суда г. Иркутска от 31 июля 2023 г. жалоба и материалы дела об административном правонарушении направлены по подсудности в Ангарский городской суд Иркутской области.
Решением судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 8 сентября 2023 г. постановление должностного лица от 12 июля 2023 г. отменено, дело об административном правонарушении возвращено в Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории на новое рассмотрение.
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, защитник ОАО «Иркутская электросетевая компания» Г. просит отменить решение судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 8 сентября 2023 г., производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указывает, что жалоба ОАО «Иркутская электросетевая компания» рассмотрена судьей Ангарского городского суда Иркутской области с нарушением правил территориальной подсудности.
Законный представитель ОАО «Иркутская электросетевая компания», защитник Г., защитник Р. надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения Иркутским областным судом жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, в связи с чем считаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, судебного дела по жалобе на постановление, проанализировав доводы жалобы, заслушав защитника Ш., действующую на основании доверенности, поддержавшую доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Часть 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Часть 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Основанием для привлечения ОАО «Иркутская электросетевая компания» к административной ответственности, предусмотренной названными нормами, послужили изложенные в постановлении выводы о том, что юридическим лицом допущены нарушения земельного законодательства, выразившиеся в загрязнении почвы железом, кобальтом, нефтепродуктами, хромом, на земельном участке с кадастровым номером Номер изъят расположенного по адресу: <адрес изъят>, что является нарушение требований абзаца 8 статьи 42 Земельного кодекса РФ.
Кроме того, при осуществлении хозяйственной деятельности ОАО «Иркутская электросетевая компания» не проводятся обязательные мероприятия по улучшению земель и охране почв, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду в результате поступления в почву земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, загрязняющих веществ, по ликвидации последствий такого загрязнения, что является нарушением подпункт 2 пункта 2 статьи 13, абзаца 4 статьи 42 Земельного кодекса РФ.
Тем самым ОАО «Иркутская электросетевая компания» не выполнены установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения 17 апреля 2023 г. в отношении ОАО «Иркутская электросетевая компания» должностным лицом Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории дел об административных правонарушений частью 2 статьи и частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с последующим привлечением ОАО «Иркутская электросетевая компания» постановлением от 12 июля 2023 г. к административной ответственности.
Не соглашаясь с выводами должностного лица, судья Ангарского городского суда отменил вынесенное должностным лицом Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории постановление, ссылаясь на имеющиеся противоречия в материалах дела в части указания кадастрового номера, на котором проведена административным органом проверка.
Между тем при рассмотрении данного дела судьей Ангарского городского суда Иркутской области не учтено следующее.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Статьей 47 Конституции Российской Федерации закреплено, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2007 года № 623-О-П и от 15 января 2009 г. № 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Порядок подачи жалоб, принесения протестов на постановления (решения) по делам об административных правонарушениях и пересмотра таких постановлений (решений) установлен главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Подача жалоб, принесение протестов на не вступившие в законную силу постановления (решения) по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с положениями статей 30.1 - 30.3, 30.9, 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 названного Кодекса в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
В подпункте «з» пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что при определении подсудности необходимо учитывать закрепленные в статье 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правила о территориальной подсудности дел об административных правонарушениях. В части первой этой статьи закреплено общее правило, в соответствии с которым дело рассматривается по месту совершения правонарушения. Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность. При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях представляет собой действия по привнесению в землю не характерных для нее физических, химических, биологических веществ, соединений, организмов, поэтому в предмет доказывания по рассматриваемом делу входит факт наступления последствий в виде порчи земель.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется бездействием лица, на которого возложена обязанность по выполнению требований и проведению мероприятий по защите земель и охране почв, подсудность таких дел определяется местом, где должна быть выполнена соответствующая обязанность.
Из диспозиции части 2 стать 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что административная ответственность по указанной части статьи наступает в случае негативного воздействия на окружающую среду, повлиявшего на качественное состояние земель. Из чего следует, что местом совершения административного правонарушения следует считать место такого негативного воздействия. По настоящему делу - это место нахождения земельного участка. Сопутствовавшее в данном случае негативному воздействию бездействие в виде непринятия лицом соответствующих превентивных природоохранных мер или восстановительных мероприятий нарушенных земель не изменяет место совершения административного правонарушения.
В рассматриваемом случае местом совершения ОАО «Иркутская электросетевая компания» административного правонарушения, выраженного в действии по использованию земельного участка с нарушением законодательства, является месторасположение данного земельного участка – <адрес изъят>, относящееся к территориальной подсудности Усольского городского суд Иркутской области.
Таким образом, жалоба защитника ОАО «Иркутская электросетевая компания» Ш. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории Панасенко Н.О. от 12 июля 2023 г., в отношении общества рассмотрена судьей Ангарского городского суда Иркутской области с нарушением правил подсудности.
При изложенных обстоятельствах решение судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 8 сентября 2023 г. подлежит отмене, дело - направлению на рассмотрение по подсудности в Усольский городской суд Иркутской области.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Жалобу защитника «Иркутская электросетевая компания» Г. удовлетворить частично.
Решение судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 8 сентября 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6, частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества «Иркутская электросетевая компания» отменить.
Дело об административном правонарушении в отношении ОАО «Иркутская электросетевая компания» направить на рассмотрение в Усольский городской суд Иркутской области.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья П.И. Слепнёв