Дело № 2-6830/2022
35RS0010-01-2022-008857-58
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вологда 29 сентября 2022 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Ивановой И.В.,
при секретаре судебного заседания Смирновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костыгова Д. В. к Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Вологодской области, Федеральному казенному учреждению СИЗО- 2 УФСИН России по Вологодской области, Федеральному казенному учреждению СИЗО-3 УФСИН России по Вологодской области, Управлению по конвоированию УФСИН России по Вологодской области о компенсации морального вреда,
установил:
истец Костыгов Д.В. обратился в суд с иском о взыскании компенсации морального вреда, причиненного вследствие ненадлежащих условий содержания под стражей.
В обоснование требований указал, что 28.06.2019, 15.05.2021, 28.07.2021, 02.10.2021 в он, будучи подследственным, осужденным, был этапирован в ночное время, что явилось нарушением его права на восьмичасовой сон, отразились на его психическом здоровье, он ощущал чувство тревоги, бесправия.
Полагал, компенсацию морального вреда возможной в случае выплаты ему компенсации морального вреда в размере 1 000 000 руб.
Протокольным определением от 06.07.2022 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказаний России, Управление по конвоированию УФСИН России по Вологодской области, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Вологодской области, ФКУ СИЗО -3 УФСИН России по Вологодской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Вологодской области.
В судебное заседание истец Костыгов Д.В., участвующий по средствам ВКС, исковые требования поддержал, просил удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчиков: Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Вологодской области, ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Вологодской области, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, УФСИН России по Вологодской области, по доверенности Вальченко Н.М. возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель ответчика Управления по конвоированию УФСИН России по Вологодской области Панкова Ю.А. возражала против удовлетворения иска по доводам, изложенным в отзыве.
Суд, заслушав истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью первой статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Ответственность государства за действия государственных органов и должностных лиц, предусмотренная статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, наступает при совокупности таких условий как противоправность действий (бездействия), наличие морального вреда, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и причиненными физическими или нравственными страданиями. Недоказанность одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении требования о взыскании убытков.
В силу пункта 1 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Из приведенных правовых норм и акта их толкования следует, что сами по себе нарушения личных неимущественных прав потерпевшего или посягательство на нематериальные блага не являются безусловными основаниями для удовлетворения требований о компенсации морального вреда. Обязательным условием удовлетворения названных требований является факт причинения потерпевшему физических и нравственных страданий.
Содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения.
Юридически значимым и подлежащим доказыванию обстоятельством по делу о такой компенсации является факт причинения потерпевшему физических и нравственных страданий.
При установлении наличия или отсутствия физических и нравственных страданий, а также при оценке их характера и степени необходимо учитывать индивидуальные особенности потерпевшего и иные заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Костыгов Д.В. осужден 30.09.2020 приговором Череповецкого городского суда Вологодской области по ст.30 ч.3, 228 ч.4 п.г, 157 ч.1, 69 ч.2 УК РФ сроком на 8 лет лишения свободы и штрафом 100 000 руб. На основании чт.79 ч.7 п.В, 70 УК РФ частично присоединено не отбытое наказание по приговору Череповецкого городского суда Вологодской области от 11.04.2011 (ст.159 ч.3, 159 ч.4 (3 эп), 69 ч.3, 69 ч.5 УК РФ срок 9 лет 5 месяцев лишения свободы в ИК строгого режима) окончательный срок к отбытию 10 лет лишения свободы в ИК строгого режима.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Вологодского областного суда от 29.01.2021 приговор Череповецкого городского суда Вологодской области от 30.09.2020 изменен, Костыгов Д.В. освобожден от наказания по ст.157 ч.1 УК РФ за истечением срока давности. Исключено из приговора применение ст.69 ч.2 УК РФ, срок 9 лет 6 месяцев лишения свободы в ИК особого режима.
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 24.02.2022 приговор Череповецкого городского суда от 30.09.2020 изменен, исключено указание на особо опасный рецидив, режим изменен на строгий.
Из материалов дела следует, что в период с 06 часов 16 минут 28.06.2019 до 08 часов 53 минуты 28.06.2019 истец конвоировался от железнодорожной станции Череповец до железнодорожной станции Вологда плановым караулом по железнодорожному маршруту № «Вологда - Киров - Санкт-Петербург - Вологда», назначенным от ФКУ УК, в специальном вагоне модели «ЦМВ 61-4495» №, где истец весь период следования размещался в малой камере №. Весь путь истец размещался совместно с 3 следственными (всего в камере находилось 4 человека). Общее время нахождения истца в пути составило 2 часа 43 минуты.
28.06.2019 от железнодорожной станции Вологда до ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Вологодской области (далее ФКУ СИЗО-2) истец конвоировался временным караулом, назначенным для оказания помощи в разгрузке планового караула, в специальном автомобиле типа «АЗ» марки «ГАЗ-33106». Истец размещался в большой камере №, совместно с 3 следственными (всего в камере находилось 4 человека). Общее время нахождения истца в пути составило 35 минут.
В период с 06 часов 13 минут 15.05.2021 до 08 часов 55 минут 15.05.2021 истец конвоировался от железнодорожной станции Череповец до железнодорожной станции Вологда плановым караулом по железнодорожному маршруту № «Вологда - Киров - Санкт-Петербург - Вологда», назначенным от ФКУ УК, в специальном вагоне модели «ЦМВ 61-4495» №, где истец весь период следования размещался в большой камере №, совместно с 4 осужденными строгого режима и 1 осужденным особого режима содержания (всего в камере находилось 6 человек). Общее время нахождения истца в пути составило 2 часа 42 минуты.
15.05.2021 от железнодорожной станции Вологда до ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Вологодской области истец конвоировался временным караулом, назначенным для оказания помощи в разгрузке планового караула, в специальном автомобиле типа «АЗ» марки КАМАЗ - 4308. Истец размещался в большой камере № совместно с 5 осужденными строгого режима и 1 осужденным особого режима. Всего в камере находилось 7 человек. Время нахождения истца в пути составило 40 минут.
27.07.2021 (вместо указанной истцом даты - 28.07.2021) истец конвоировался встречным караулом, назначенным от ФКУ УК, от ФКУ СИЗО-2 до железнодорожной станции Вологда. Конвоирование истца осуществлялось на специальном автомобиле типа «АЗ» марки КАМАЗ - 4308, в большой камере № (совместно с 11 осужденными особого и строгого режима содержания, всего в камере находилось 12 человек), и сдан плановому караулу по железнодорожному маршруту № «Вологда - Киров - Санкт-Петербург - Вологда», назначенному от ФКУ УК. Время в пути составляло 45 минут.
В период с 22 часов 13 минут 27.07.2021 по 00 часов 36 минут 28.07.2021 истец конвоировался от железнодорожной станции Вологда до железнодорожной станции Череповец плановым караулом по железнодорожному маршруту № «Вологда - Киров - Санкт-Петербург - Вологда», назначенным от ФКУ УК, в специальном вагоне модели «ЦМВ 61-4495» №, где истец размещался от станции Вологда до станции Шексна в большой камере № совместно с 8 осужденными строго режима (всего в камере находилось 9 человек). От станции Шексна до станции Череповец истец размещался в большой камере № (всего в камере находился 1 человек). Общее время нахождения истца в пути составило 2 часа 23 минуты.
В период с 00 часов 50 минут 02.10.2021 по 10 часов 00 минут 03.10.2021 истец конвоировался от железнодорожной станции Череповец до железнодорожной станции Санкт-Петербург плановым караулом по железнодорожному маршруту № «Вологда - Киров - Санкт-Петербург - Вологда», назначенным от ФКУ УК, в специальном вагоне модели «ЦМВ 61-4495» №, где истец размещался от станции Череповец до станции Тихвин в большой камере № совместно с 1 осужденным строго режима (всего в камере находилось 2 человека). От станции Тихвин до станции Санкт-Петербург истец размещался в большой камере № совместно с 3 осужденными строгого режима (всего в камере находилось 4 человека). Общее время нахождения истца в пути составило 9 часов 50 минут.
Плановые маршруты по железным дорогам Российской Федерации устанавливаются для конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, из следственных изоляторов в исправительные учреждения, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и обратно, а также между исправительными учреждениями на направлениях, где осуществляется движение пассажирских поездов.
Плановые маршруты по железным дорогам открываются по решению директора ФСИН России на основании заключения начальника территориального органа ФСИН России, согласованного с МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации, отделом специальных и воинских перевозок МВД России и управлением железной дороги.
Расписания движения специальных вагонов по плановым железнодорожным маршрутам объединяются в «Свод расписаний движения специальных вагонов с пассажирскими поездами на железных дорогах Российской Федерации», который ежегодно уточняется.
Движение специальных вагонов, в которых конвоируется спецконтингент, осуществляется в соответствии с расписанием движения специальных вагонов, включенных в состав пассажирских и почтово-багажных поездов на железных дорогах Российской Федерации.
Для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по железнодорожным маршрутам используются вагоны, которые представляют собой модификацию стандартного пассажирского вагона. Согласно п. 167 Инструкции, нормы размещения конвоируемых лиц в больших камерах специальных вагонов определены по 12 человек в большие камеры и до 6 человек в малые. Решением Верховного Суда Российской Федерации по делу № ГКПИ11- 1774 от 24.01.2012 данные нормы признаны соответствующими нормам международного права и федеральным законам Российской Федерации. С учетом изменений внесенных в Инструкцию приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 09.02.2018 №, нормы размещения конвоируемых лиц в специальных вагонах определены по 10 человек в большие камеры и по 4 человека в малые.
Конструкция спецвагона, в котором конвоировался истец, внутреннее оборудование и оснащение помещений, а также системы жизнеобеспечения вагона соответствуют требованиям, установленным Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.03.2003 № 12.
В силу статьи 15 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Согласно статье 28 Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» - администрация мест содержания под стражей по указанию следователя, лица, производящего дознание, или суда (судьи) обеспечивает прием подозреваемых и обвиняемых в места содержания под стражей и передачу их конвою для отправки к месту назначения.
В соответствии с пунктом 10 статьи 17 указанного Федерального закона подозреваемые и обвиняемые имеют право, в том числе, на восьмичасовой сон в ночное время, в течение которого запрещается их привлечение к участию в процессуальных и иных действиях, за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 3, 4 статьи 13 «Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», утвержденных Приказом Минюста РФ от 14.10.2005 года N 189, в СИЗО устанавливается распорядок дня, разработанный на основе примерного распорядка дня (приложение N 4), с учетом наполняемости СИЗО, времени года, местных условий и других конкретных обстоятельств.
В соответствии с приложением 4 к указанным Правилам, отбой осуществляется в 22 часов 00 минут, подъем в 06 часов 00 минут. Непрерывный сон подозреваемых и обвиняемых менее 8 часов не допускается.
Вместе с тем в соответствии с частями 1 и 6 статьи 76 Уголовно – исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к лишению свободы направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем, порядок перемещения осужденных определяется нормативно правовыми актами, принимаемыми в соответствии с Уголовно – исполнительными кодексом Российской Федерации.
Совместным приказом Министерства юстиции Российской Федерации и МВД Российской Федерации от 24.05.2006 № утверждена Инструкция по служебной деятельности специальных подразделений уголовно – исполнительной системы по конвоированию.
Указанный документ, устанавливая запрет на плановое и сквозное этапирование автомобильным транспортом (пункт 198), не содержит таких ограничений для перемещения осужденных железнодорожным транспортом.
У истца имелась возможность разместиться для отдыха на одной из полок камер.
Жалоб и заявлений в адрес администрации учреждения по прибытию от Костыгова Д.В. по поводу нарушения его непрерывного восьмичасового сна, а также ухудшения состояния здоровья не поступало.
Таким образом, суду не представлено каких-либо доказательств причинения нравственных и физических страданий истцу действиями ответчиков, в связи с чем, суд полагает возможным в удовлетворении требований Костыгову Д.В. о взыскании компенсации морального вреда отказать.
На основании изложенного, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Костыгова Д. В. к Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Вологодской области, Федеральному казенному учреждению СИЗО- 2 УФСИН России по Вологодской области, Федеральному казенному учреждению СИЗО-3 УФСИН России по Вологодской области, Управлению по конвоированию УФСИН России по Вологодской области о компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в апелляционном порядке течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья И.В. Иванова
Мотивированное решение изготовлено 06.10.2022