Дело № 2-553/2023
55RS0007-01-2022-007382-68
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
10 апреля 2023 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Казанцевой Н.А., при секретаре судебного заседания ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального административного округа <адрес> к Администрации <адрес>, департаменту городского хозяйства Администрации <адрес>, департаменту транспорта Администрации <адрес> о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Центрального административного округа <адрес> обратился в суд с названным иском к ответчику Администрации <адрес>, в обоснование требований указав, что прокуратурой ЦАО <адрес> по обращению ФИО2 по вопросу обеспечения безопасности учащихся БОУ <адрес> «Средняя общеобразовательная школа №», расположенной по адресу: <адрес>, в связи с отсутствием санкционированного подъезда к школе и проезда к школе через пешеходную зону со стороны <адрес>, что угрожает жизни и здоровью учащихся школы, проведена проверка, в ходе которой установлено, что БОУ <адрес> «СОШ №» имеет проектную мощность 1200 учебных мест, в школе обучается 1161 ребенок, в том числе в начальной школе (1-4 класс) – 523 ребенка, в средней (5-9 класс) – 529 детей, в старших классах (10-11 классы) – 109 детей, в школе работает 78 сотрудников. ДД.ММ.ГГГГ осуществлен выезд на место с привлечением специалистов ОГИБДД УМВД России по <адрес>, в ходе которого изложенные заявителем факты нашли свое подтверждение. Центральный вход в школу № осуществляется со стороны <адрес>, вдоль ограждения школы имеется пешеходный тротуар. Подъездной путь транспорта осуществляется по необустроенному участку дороги. Парковка автомобилей (на момент осмотра припарковано 12 автомобилей) не обустроена. Дорожные знаки 3.2, 6.4, а также разметка на участке дороги у БОУ <адрес> «СОШ №» отсутствуют. В ходе визуального осмотра установлено отсутствие разграничения пешеходных и транспортных потоков, в связи с чем, возвращающиеся со школы дети, могут попасть под движущийся или припарковывающиеся автомобили, что угрожает их жизни и здоровью. От <адрес> до <адрес> вдоль <адрес> фонари неисправны. В ходе вечернего выезда прокуратуры округа на место, установлено полное отсутствие электрического освещения вдоль пешеходной дорожки от центрального входа в школу № по обе стороны. Таким образом, на проверяемом объекте – территории у БОУ <адрес> «СОШ №» со стороны <адрес>, нарушены требования ФИО8 52289-2019, ФИО8 52766-2007, ГОСТ 33127-2014. Директору БОУ <адрес> «СОШ №» ДД.ММ.ГГГГ обращалась по вопросу благоустройства территории вблизи школы к главе Администрации ЦАО <адрес>, на обращение ДД.ММ.ГГГГ направлен ответ, согласно которому обращение перенаправлено для рассмотрения по компетенции в департамент городского хозяйства Администрации <адрес>, ответа на момент проведения проверки не поступило. На земельный участок местности между многоквартирными домами на <адрес> собственность не разграничена, вопросы по обустройству территории у школы № должны решаться Администрацией <адрес>. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ работы у территории БОУ <адрес> «СОШ №» не проведены, что создает угрозу жизни и здоровью учащихся образовательного учреждения, при движении детей по данной территории в школу и со школы. Просит обязать Администрацию <адрес> профинансировать и провести работы по благоустройству территории у БОУ <адрес> «Средняя общеобразовательная школа №», расположенной по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в том числе: установить бордюрный камень, ограждение между пешеходной дорожкой и земляным полотном, по которому движется транспорт; оборудовать парковку дляавтотранспорта – проложить асфальт, ограничить парковочную площадку; проложить тротуар вдоль проезда со стороны <адрес> до центрального входа в школу №, протяженностью 30 метров; установить дорожные знаки: знак 3.2 – «Движение запрещено» у <адрес>, два знака 6.4 – «Парковка» (с торца <адрес>), сделать разметку 1.1. (обозначить границы парковочных мест); обеспечить электроосвещение по пути движения детей со школы № со стороны <адрес> по обе стороны от центрального входа в школу №, в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5-12).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены БУ <адрес> «Транссигнал», УГИБДД России по <адрес>, УМВД России по <адрес>, Администрация ЦАО <адрес>, БОУ <адрес> «Средняя общеобразовательная школа №» (л.д. 2).
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено БУ Управление дорожного хозяйства и благоустройства <адрес> (л.д. 98-99).
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ привлечены соответчики департамент городского хозяйства Администрации <адрес>, департамент транспорта Администрации <адрес> (л.д. 174).
До начала судебного заседания представителем истца подано уточненное исковое заявление, в котором просит обязать департамент городского хозяйства Администрации <адрес>, департамент транспорта Администрации <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести работы по благоустройству территории у БОУ <адрес> «Средняя общеобразовательная школа №», расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с проектом №, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ департаментом транспорта Администрации <адрес> и согласованным ДД.ММ.ГГГГ департаментом городского хозяйства Администрации <адрес> а именно: - установить бордюрный камень по периметру площадки для стоянки автотранспорта и вдоль проезда, расположенного от угла <адрес>Е по <адрес> до центрального входа на территорию БОУ <адрес> «Средняя общеобразовательная школа №», расположенного по адресу: <адрес>Г; - установить дорожное покрытие на двух парковочных стоянках и проезде, расположенных от угла <адрес>Е по <адрес> центрального входа на территорию БОУ <адрес> «Средняя общеобразовательная школа №», расположенного по адресу: <адрес>Г; - проложить тротуар вдоль проезда со стороны <адрес>Е по <адрес> до центрального входа на территорию БОУ <адрес> «Средняя общеобразовательная школа №», расположенного по адресу: <адрес>Г, протяженностью 30 метров; - установить два дорожных знака 6.4 «Парковка» у двух парковочных площадок: № – для общего пользования на 4 машиноместа; № – для маломобильных групп населения на 2 машиноместа (после обустройства парковочных площадок); - установить на территории у БОУ <адрес> «Средняя общеобразовательная школа №» таблички 8.17, 8.2.6, 8.6.5 по 1 штуке, а также разметку 1.24, после обустройства двух парковочных площадок (№ – для общего пользования на 4 машиноместа; № – для маломобильных групп населения на 2 машиноместа) (л.д. 154-161).
В судебном заседании представитель истца ФИО3 уточненные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, не возражала о продлении сроков работ в пределах разумного.
Представитель ответчика Администрации <адрес> ФИО4, действующая на основании доверенности (л.д.) в судебном заседании требования не признала в полном объеме по доводам, изложенных в возражении на иск (л.д. 111-115), дополнительно пояснила, что в бюджет на 2023 год уже заложены средства на реализацию мероприятий, указанных в уточенном исковом заявлении. Выделение средств предусмотрено ответственному за такие работы департаменту городского хозяйства Администрации <адрес>. Для выполнения утвержденного проекта благоустройства уже выделена часть бюджетных средств, в связи с чем, проведены некоторые работы. Также выделены подведомственному департаменту городского хозяйства Администрации <адрес> БУ <адрес> «Управление дорожного хозяйства и благоустройства», которому срок выполнения работ планируется продлить до ДД.ММ.ГГГГ. Проверка прокуратурой проводилась ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ был согласован и утвержден проект проведения работ. С учетом необходимого времени, сезонности работ, просила установить минимальный срок выполнения работ до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица БУ Управление дорожного хозяйства и благоустройства <адрес> ФИО5, действующий на основании доверенности, поддержал позицию представителя Администрации <адрес>, просил предоставить срок для проведения работ до ДД.ММ.ГГГГ, предположительно к этому сроку должны успеть завершить все работы.
Представители ответчиков департамента городского хозяйства Администрации <адрес>, департамента транспорта Администрации <адрес>, надлежаще извещенные (л.д. 180,182), участия не принимали, ходатайство об отложении слушания дела в суд не поступило.
Представители третьих лиц БУ <адрес> "Транссигнал",УГИБДД России по <адрес>,Администрации ЦАО <адрес>,БОУ <адрес> "Средняя общеобразовательная школа №" участия в судебном заседании не принимали, надлежаще извещены (л.д. 177-179,183).
Представитель третьего лица УМВД России по <адрес>, надлежаще извещенный о месте и времени проведения судебного заседания (л.д. 181), участия не принимал, представил письменный отзыв на иск, в котором требования прокурора ЦАО <адрес> поддерживает в полном объеме, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д. 101).
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции их относимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующему.
В силу требований статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно (часть 3 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В силу п.п. 1, 3, 5, 7, 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесено: - составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа; - владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; - создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа; - организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В силу ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ, основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях правы ребенка в Российской Федерации» дано такое понятие, как социальная инфраструктура для детей - система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги гражданам, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.
В статье 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ указано, что целями государственной политики в интересах детей являются, в том числе защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
В целях решение вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Статьей 3 Федеральногозакона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ) определено, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Также данной статьей закреплено понятие элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортнымисредствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Пункт 6 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" также относит к числу полномочий органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. В соответствии с частью 3 статьи 15 этого Закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Аналогичные нормы содержатся также в статье 9 Устава <адрес>, утвержденного решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится в том числе разработка и утверждение федеральных программ повышения безопасности дорожного движения и их финансовое обеспечение;организация и осуществление контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 11 Федерального закона № 196-ФЗ проектирование, строительство и реконструкция дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Статьей 13 Федерального закона № 196-ФЗ предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших учреждений здравоохранения и связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.
Судом установлено, что по результатам обращения ФИО2 по факту отсутствия санкционированного подъезда к школе №, расположенной по адресу: <адрес> со стороны <адрес>, прокуратурой Центрального АО <адрес> совместно с ОГИБДД УМВД России по <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения вблизи БОУ <адрес> «Средняя общеобразовательная школа №» (л.д. 13-15).
По результатам проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ составлен акт, из которого следует, что центральный вход в школу осуществляется со стороны <адрес>, вдоль ограждения школы имеется пешеходный тротуар, подъездной путь транспорта осуществляется по необустроенному участку дороги.На момент осмотра было припарковано 12 автомобилей. От <адрес> до <адрес>, вдоль ограждения школы отсутствует освещение. Отсутствует разграничение пешеходных и транспортных потоков (бордюрный камень, ограждение), что создает угрозу жизни и здоровью детей. Выявлено нарушение требований ФИО8 52289-2019, ФИО8 52766-2007 (л.д. 16-18), представленные фотоматериалы подтверждают нарушения законодательства о безопасности дорожного движения (л.д. 19-52).
Таким образом, проверкой прокурора округа было установлено отсутствие дорожных знаков 3.2., 6.4, разметки на участке дороги БОУ <адрес> «СОШ №», разграничения пешеходных и транспортных потоков, электрического освещения, в том числе вдоль пешеходной дорожки от центрального входа в школу № по обе стороны, существующие вдоль <адрес> фонари неисправны, в связи сч ем, истец обратился в суд с иском к Администрации <адрес>.
В соответствии с п. 5.1.9 Национального стандарта РФ ФИО8 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» знаки устанавливают непосредственно перед перекрестком, пересечением проезжих частей, местом разворота, объектом сервиса и т.д., а при необходимости - на расстоянии не более 25 м в населенных пунктах и 50 м - вне населенных пунктов перед ними, кроме случаев, оговоренных настоящим стандартом.
Согласно п. 6.2.3. ФИО8 52289-2019 для разделения потоков транспортных средств применяют разметку 1.1.
В соответствии с п. 5.7.5 ФИО8 52289-2019 знак 6.4 «Парковка (парковочное место)» применяют для обозначения площадок и участков дороги, предназначенных для стоянки легковых автомобилей и мотоциклов, с одной из табличек 8.6.2-8.6.9 – для указания способа постановки транспортного средства у края проезжей части около тротуара или на нем.
Согласно п. 5.4.3 ФИО8 52289-2019 для запрещения движения всех транспортных средств на отдельных участках дорог применяют знак 3.2 «Движение запрещено».
Аналогичные требования установлены национальным стандартом РФ «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» ФИО8 52766-2007, утвержденным Приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ №-ст.
Согласно п. 3.1 Межгосударственного стандарта ГОСТ 33127-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Классификация», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, дорожное ограждение: устройство, предназначенное для обеспечения движения транспорта с наименьшими рисками столкновений и съездов с дорог, предотвращения переезда через разделительную полосу, столкновения со встречным транспортным средством, наезда на массивные препятствия и сооружения, расположенные на обочине в полосе отвода дороги, на разделительной полосе, снижения риска возможности падения пешеходов с дороги или мостового сооружения, а также для упорядочения движения пешеходов и предотвращения выхода животных на проезжую часть.
Согласно техническому заданию №, подписанному и утвержденному ДД.ММ.ГГГГ департаментом городского хозяйства Администрации <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ необходимо установить знак 3.2. «Движение запрещено» на межквартальном проезде от <адрес> до <адрес>Е по <адрес> (л.д. 85-86), и работы по установке дорожного знака 3.2 выполнены БУ <адрес> «УДХБ» в полном объеме, составлен акт выполнения работ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 87).
По запросу суда БУ <адрес> «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» предоставлена схема организации дорожного движения вблизи территории БОУ <адрес> «СОШ №» с указанием дорожных знаков, находящихся на балансе БУ <адрес> «УДХБ», согласно схеме расположены два дорожных знака: 4.5.1 - "Пешеходная дорожка" - обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная и 3.2 – «Движение запрещено» (л.д. 81-82).
Представитель ответчика Администрации <адрес>, возражая относительно заявленных требований, пояснила, что в период рассмотрения настоящего спора, требования истца об установлении бордюрного камня, ограждения между пешеходной дорожкой и земляным полотном, по которому движется транспорт, организации тротуара вдоль проезда со стороны <адрес> до центрального входа в БОУ <адрес> «СОШ №», обеспечении электроосвещения со стороны <адрес> по обе стороны от центрального входа в БОУ <адрес> «СОШ №» исполнены в полном объеме, в подтверждении представила суду фотоматериалы (л.д. 116-124).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ старшим помощником прокурора ЦАО <адрес> совместно с директором БОУ <адрес> «СОШ №», заместителем начальникаотдела контроля линейных объектов департамента строительства Администрации <адрес>, ОГИБДД по <адрес>, начальника отдела ОГИБДД департамента транспорта Администрации <адрес>, представителя Администрации <адрес>, представителя БУ <адрес> «УДХБ» проведено комиссионное обследование территории у БОУ <адрес> «СОШ №», расположенного по адресу: <адрес> на предмет устранения нарушения заявленных исковых требований, по итогам которого составлен акт комиссионного обследования (л.д. 162-170).
По результатам обследования в соответствии с проектом № от ДД.ММ.ГГГГ устранены следующие нарушения законодательства о безопасности дорожного движения: - проложен тротуар вдоль проезда со стороны <адрес>Е по <адрес> центрального входа на территорию школы №, протяженностью 30 метров; - у <адрес>Е на <адрес> установлен дорожный знак 3.2. «Движение запрещено»; - обеспечено электроосвещение по пути движения детей со школы № со стороны <адрес> по обе стороны от центрального входа в школу №. Также указано, что ответчики просят установить срок для исполнения требований до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель истца ФИО6 пояснила, что частично требования ответчиком исполнены, однако в уточненном иске просила выполнить работы в срок до ДД.ММ.ГГГГ, вместе с тем в судебном заседании пояснила, что возможно увеличить срок выполнения работ в пределах разумного.
Представитель ответчика Администрации <адрес> пояснила, что работы выполняются в соответствии с рассчитанным бюджетом и утвержденным проектом, полагала разумным сроком проведения работ до ДД.ММ.ГГГГ, с чем согласился и представитель третьего лица БУ <адрес> «УДХБ».
В соответствии с Положением о департаменте городского хозяйства Администрации <адрес>, утвержденным решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № «О Департаменте городского хозяйства Администрации <адрес>, департамент городского хозяйства Администрации <адрес> (далее - департамент) является структурным подразделением Администрации <адрес>.
Департамент наделяется правами юридического лица в соответствии с настоящим Положением, имеет самостоятельную смету расходов и самостоятельный баланс, счета, открываемые в порядке, установленном законодательством, гербовую печать, простые печати и штампы, факсимиле первого заместителя Мэра <адрес>, директора департамента, бланки и другие реквизиты, может от своего имени выступать истцом, ответчиком, третьим лицом в суде.
Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности департамента осуществляется за счет средств бюджета <адрес> в установленном порядке.
Основными целями деятельности департамента являются проведение муниципальной политики, направленной на развитие топливно-энергетического комплекса, обеспечение надежного, устойчивого и безопасного функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства, дорожного хозяйства и благоустройства, создание условий для повышения качества жилищно-коммунальных и бытовых услуг, предоставляемых населению <адрес>.
Основными задачами департамента являются в том числе контроль за ремонтом и содержанием автомобильных дорог местного значения в пределах компетенции департамента; организация наружного освещения на территории <адрес>.
Департамент в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функциив сфере дорожного хозяйства, благоустройства, озеленения, организации и безопасности дорожного движения:- разрабатывает текущие планы по ремонту автомобильных дорог местного значения и искусственных дорожных сооружений автомобильных дорог местного значения в границах <адрес>, по благоустройству и озеленению территории <адрес> в соответствии с компетенцией департамента;- организует проведение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения и искусственных дорожных сооружений автомобильных дорог местного значения в границах <адрес>;- обеспечивает функционирование парковок (парковочных мест) на автомобильных дорогах общего пользования местного значения в границах <адрес>;- осуществляет ведение реестра парковок общего пользования на автомобильных дорогах общего пользования местного значения в границах <адрес>;- осуществляет в пределах своей компетенции контроль за содержанием и ремонтом автомобильных дорог местного значения и искусственных дорожных сооружений автомобильных дорог местного значения в границах <адрес>, объектов озеленения и благоустройства;- осуществляет от имени Администрации <адрес> предусмотренные статьей 20 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" функции владельца автомобильных дорог местного значения в границах <адрес>.
Согласно приказу департамента городского хозяйства Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено муниципальное задание на выполнение муниципальных работ <адрес> на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов БУ <адрес> «УДХБ» (л.д. 186-209).
Для чего, бюджетом <адрес> департаменту городского хозяйства Администрации <адрес> на ремонт проездов в 2023 году предусмотрено 50 000 000 рублей (л.д. 184-185).
На основании вышеизложенного, с учетом представленных в материалы дела сторонами доказательств, поскольку нарушения законодательства о безопасности дорожного движения исполнены не в полном объеме, требования истца являются законными и обоснованными.
Учитывая положение о департаменте городского хозяйства Администрации <адрес>, утвержденное муниципальное задание на выполнение муниципальных работ <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ год и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ годов, в том числе работ на территории возле БОУ <адрес> «СОШ №», выделенный департаменту городского хозяйства Администрации <адрес> бюджет на ремонт проездов в ДД.ММ.ГГГГ году, суд полагает департамент городского хозяйства Администрации <адрес> является надлежащим ответчиком по делу.
На основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, с учетом отсутствия возражений исковой стороны в части предложенного ответчиком срока на устранение нарушение, на надлежащего ответчика департамент городского хозяйства Администрации <адрес> подлежит возложению обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить работы по благоустройству территории БОУ <адрес> «Средняя общеобразовательная школа №», в связи с чем, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
При этом, в удовлетворении требований к Администрации <адрес>, департаменту транспорта Администрации <адрес> следует отказать.
Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Центрального административного округа <адрес> удовлетворить частично.
Обязать департамент городского хозяйства Администрации <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести работы по благоустройству территории у БОУ <адрес> «Средняя общеобразовательная школа №», расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с проектом №, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ департаментом транспорта Администрации <адрес> и согласованным ДД.ММ.ГГГГ департаментом городского хозяйства Администрации <адрес>, а именно:
- установить бордюрный камень по периметру площадки для стоянки автотранспорта и вдоль проезда, расположенного от угла <адрес> до центрального входа на территорию БОУ <адрес> «Средняя общеобразовательная школа №», расположенного по адресу: <адрес>;
- установить дорожное покрытие на двух парковочных стоянках и проезде, расположенных от угла <адрес> центрального входа на территорию БОУ <адрес> «Средняя общеобразовательная школа №», расположенного по адресу: <адрес>;
- проложить тротуар вдоль проезда со стороны <адрес> до центрального входа на территорию БОУ <адрес> «Средняя общеобразовательная школа №», расположенного по адресу: <адрес>Г, протяженностью 30 метров;
- установить два дорожных знака 6.4 «Парковка» у двух парковочных площадок: № – для общего пользования на 4 машиноместа; № – для маломобильных групп населения на 2 машиноместа (после обустройства парковочных площадок);
- установить на территории у БОУ <адрес> «Средняя общеобразовательная школа №» таблички 8.17, 8.2.6, 8.6.5 по 1 штуке, а также разметку 1.24, после обустройства двух парковочных площадок (№ – для общего пользования на 4 машиноместа; № – для маломобильных групп населения на 2 машиноместа).
В удовлетворении остальной части иска, в том числе к Администрации <адрес>, департаменту транспорта Администрации <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.А. Казанцева
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.