57RS0023-01-2022-003158-52
№2-764/2023
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 февраля 2023 года город Орёл
Советский районный суд г.Орла в составе:
председательствующего судьи Самойловой Ю.С.,
при ведении протокола секретарем Гребеньковой А.Е.,
помощнике судьи Конкиной Н.Н..
с участием истца Карповой Е.Г.,
представителя третьего лица Администрации Мценского района Орловской области Стребковой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Советского районного суда г.Орла гражданское дело по иску Карповой Е.Г. к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Карпова Е.Г. обратилась в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области о предоставлении жилого помещения.
В обоснование требований указав, что между Бюджетным стационарным учреждением социального обслуживания Орловской области «Ивановский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» и истцом, заключен договор социального найма жилого помещения №14 от 21 ноября 2016 года. Согласно п. 1.1. вышеуказанного договора наймодатель передал истцу и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в собственности Орловской области, состоящее из одной комнаты в однокомнатной квартире общей площадью 35,9 кв. м, в том числе жилой 23,5 кв. м., по адресу: <...>.
Согласно заключению о техническом состоянии жилого дома <...>, выданного ОАО «Промводпроект», техническое состояние жилого дома следующее: отмостки нет, в цоколе сквозные трещины, разрушения; межлаговое пространство промерзает, из-за чего полы вдоль цоколя мокнут, гниют, промерзают: крыша обрушена; оконные блоки старинные с деревянными рамами, коробки в трещинах с гнилыми нижними брусьями; требуется восстановление кирпичной кладки, замена карнизов; полная замены перекрытий; полная замена крыши и кровли; полная замена окон и дверей.
Согласно Заключения о техническом состоянии жилого дома №***, сделан вывод, что данный жилой дом на момент обследования 31 января 2019 года находится в аварийном состоянии. 09 декабря 2020 года Правительством Орловской области вынесено Распоряжение №779-р, согласно которого Департаменту государственного имущества и земельных отношений Орловской области необходимо осуществить мероприятия по приобретению в собственность Орловской области жилых помещений для предоставления гражданам, переселённым из многоквартирного дома, в срок не позднее 01 ноября 2021 года. До настоящего времени указанные мероприятия не проведены.
Просит суд обязать ответчика предоставить истцу по договору социального найма жилое помещение по норме предоставления общей площадью не менее 35,9 кв. м, соответствующего строительным, санитарным и техническим требованиям.
В судебном заседании истец Карпова Е.Г. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Представитель третьего лица Администрации Мценского района Орловской области Стребкова Д.А. полагалась на усмотрение суда.
Представитель ответчика Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщено, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий самостоятельны.
В силу ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.
Статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно ч. 1 ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу (п. 1); жилое помещение признано непригодным для проживания (п. 3).
В соответствии со ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Статьей 87 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателям предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии со ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В судебном заседании установлено, что между Бюджетным стационарным учреждением социального обслуживания Орловской области «Ивановский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов» и истцом, заключен договор социального найма жилого помещения №14 от 21 ноября 2016 года.
Согласно п. 1.1. вышеуказанного договора наймодатель передал истцу и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в собственности Орловской области, состоящее из одной комнаты в однокомнатной квартире общей площадью 35,9 кв. м, в том числе жилой 23,5 кв. м., по адресу: <...>.
Согласно заключению о техническом состоянии жилого дома <...>, выданного ОАО «Промводпроект», техническое состояние жилого дома следующее: отмостки нет, в цоколе сквозные трещины, разрушения; межлаговое пространство промерзает, из-за чего полы вдоль цоколя мокнут, гниют, промерзают: крыша обрушена; оконные блоки старинные с деревянными рамами, коробки в трещинах с гнилыми нижними брусьями; требуется восстановление кирпичной кладки, замена карнизов; полная замены перекрытий; полная замена крыши и кровли; полная замена окон и дверей.
Согласно Заключения о техническом состоянии жилого дома №***, сделан вывод, что данный жилой дом на момент обследования 31 января 2019 года находится в аварийном состоянии.
09 декабря 2020 года Правительством Орловской области вынесено Распоряжение №779-р, согласно которого Департаменту государственного имущества и земельных отношений Орловской области необходимо осуществить мероприятия по приобретению в собственность Орловской области жилых помещений для предоставления гражданам, переселённым из многоквартирного дома, в срок не позднее 01 ноября 2021 года.
До настоящего времени указанные мероприятия не проведены.
Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Однако в силу Жилищного кодекса РФ переселение граждан из аварийного дома должно быть произведено в разумный срок с соблюдением права граждан на сохранность их жизни и здоровья. Такой же разумный срок должен быть указан в требовании о сносе дома, предъявляемым собственникам в соответствии с пунктом 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ.
Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд приходит к убеждению о том, что расселение граждан из квартиры №*** указанного жилого дома должно проводиться незамедлительно, поскольку дальнейшее проживание в нем представляет реальную угрозу их жизни и здоровья, в связи с чем осуществление мероприятий по расселению из квартиры №*** многоквартирного дома №*** по адресу: <...> не может быть поставлено в зависимость от установленного ответчиком срока, отсутствия финансовых средств на проведение данных мероприятий в настоящее время.
Из изложенного следует, что действия ответчика по непринятию мер к расселению граждан являются незаконными, так как данная квартира представляет опасность для жизни и здоровья граждан по причине ее аварийного состояния.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса РФ», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Суду следует проверить, отвечает ли предоставляемое выселяемым гражданам жилое помещение уровню благоустроенности жилых помещений применительно к условиям данного населенного пункта, принимая во внимание прежде всего уровень благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в этом населенном пункте, не будут ли ухудшены жилищные условия выселяемых в него граждан. При этом неблагоустроенность жилого помещения, из которого выселяется гражданин, и (или) отсутствие в нем коммунальных удобств не являются основанием для предоставления ему жилого помещения, не отвечающего требованиям статьи 89 ЖК РФ.
Необходимо учитывать, что общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47. Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
Судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).
Верховный суд Российской Федерации в "Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014) разъяснил, что если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Если объектом найма является комната в коммунальной квартире, расположенной в доме, признанном непригодным для проживания и подлежащим сносу, то при определении общей площади предоставляемого в связи с выселением другого жилого помещения необходимо учитывать общую площадь комнаты как части коммунальной квартиры, включая жилую площадь самой комнаты и площадь вспомогательных помещений, которые могут находиться при такой комнате и использоваться исключительно для обслуживания данной комнаты (например, кладовая), а также долю плошали вспомогательных помещений всей коммунальной квартиры в целом (кухни, туалета, ванной и т.д.), используемых для обслуживания более одной комнаты.
Кроме того, из указанных выше правовых норм следует, что предоставление жилых помещений в связи с расселением из аварийного жилья регулируется специальными нормами, в связи с чем признание граждан малоимущими и принятие их на учет нуждающихся в жилых помещениях при разрешении спора о предоставлении жилого помещения в порядке, предусмотренном статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, не требуется.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Как следует из ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.
В силу ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
На основании изложенного, принимая во внимания разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 1 от 21 января 2016 г. «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», суд считает необходимым взыскать с Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области в пользу Карповой Е.Г. расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Карповой Е.Г. к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области о предоставлении жилого помещения – удовлетворить.
Обязать Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области (ИНН 5753040026, ОГРН 1065753011500) предоставить Карповой Е.Г. (паспорт №*** №***) на состав семьи один человек вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в Мценском районе Орловской области, общей площадью не менее 35,9 кв.м.
Взыскать с Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области (ИНН 5753040026, ОГРН 1065753011500) в пользу Карповой Е.Г. (паспорт №*** №***) расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Полный текст заочного решения изготовлен 07.03.2023 года.
Председательствующий: