№ 2-1766/2024
70RS0004-01-2024-001089-42
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июля 2024 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Шукшиной Л.А.,
при секретаре Жаворонковой В.О.,
с участием истца Дуброва А.И.,
представителя ответчика Департамента социальной защиты населения Томской области - Сухорусловой И.П., действующей на основании доверенности ДД.ММ.ГГГГ сроком на 1 год,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску Дуброва ФИО6 к Департаменту социальной защиты населения Томской области о признании незаконными решений об отказе в назначении пенсии за выслугу лет от ДД.ММ.ГГГГ №; от ДД.ММ.ГГГГ №уД-0119; от ДД.ММ.ГГГГ №Д-0088, возложении обязанности назначения государственной пенсии за выслугу лет и выплате единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию,
установил:
Дубров ФИО7 обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту социальной защиты населения Томской области о признании незаконным решений об отказе в назначении пенсии за выслугу лет от ДД.ММ.ГГГГ №; от ДД.ММ.ГГГГ № уД-0119; от ДД.ММ.ГГГГ №Д-0088, возложении обязанности назначения государственной пенсии за выслугу лет и выплате единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию.
Кроме того, просил признать незаконным решение об отказе в назначении пенсии за выслугу лет от ДД.ММ.ГГГГ № УД-1886, подписанное заместителем Губернатора Томской области по социальной политике, в связи с чем к участию в деле судом привлечена администрация <адрес>.
Мотивируя заявленные требования Дубров А.И. указал, что с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии в соответствии пунктом 2 часть 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с работой на Семипалатинском ядерном полигоне. С 1994 года занимал должности государственной гражданской службы, в том числе в Государственной налоговой инспекции по Зырянскому району Томской области в должности инженера администратора базы данных, в Администрации Зырянского района Томской области в должности главного специалиста по информационным технологиям, в Информационном центре Избирательной комиссии Томской области ведущим специалистом-системным администратором, с 03.02.2020 был назначен на должность ведущего специалиста-системного администратора Зырянского района Информационного центре Избирательной комиссии Томской области где проработал до 05.11.2022. Таким образом стаж государственной гражданской службы составил более 25 лет, в связи с чем, полагает, что имеет право на назначение пенсии по выслуге лет и единовременное поощрение. Между тем, при обращении с соответствующими заявлениями в Департамент социальной защиты населения Томской области о назначении государственной пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Томской области № 240-ОЗ в предоставлении указанной услуги было отказано со ссылкой на пункт 5 статьи 2 Закона № 240-ОЗ. Полагает, что решения Департамента социальной защиты населения Томской области об отказе в назначении государственной пенсии за выслугу лет и единовременном поощрении не основано на законе.
Определением суда от 23 июля 2024 года принят отказ Дуброва А.И. от иска в части заявленного требования к администрации Томской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии от 01.11.2023 №УД-1886, производство по гражданскому делу в данной части прекращено.
Истец Дубров А.И. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям изложенным в иске, с учетом отказа от заявленных требований к администрации Томской области.
Представитель ответчика Департамента социальной защиты населения Томской области Сухоруслова И.П. возражала относительно заявленных требований, указав, что в соответствии с законом Томской области № 240-ОЗ оснований для назначения досрочно пенсии в отношении истца не имеется.
Изучив материалы дела, доводы искового заявления и возражения на него, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Реализуя свои полномочия, законодатель принял Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
В силу пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Судом установлено и следует из материалов дела, что с 31.12.2019 истцу Дуброву А.И. в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлена страховая пенсия по старости о чем свидетельствует справка, выданная УПФР в Асиновском районе Томской области № 9394/20 от 16.01.2020.
Дубров А.И. 15.11.2022 обратился в Департамент социальной защиты населения Томской области с заявлением о назначении государственной пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Томской области от 10 октября 10 № 240-ОЗ «О государственной пенсии за выслугу лет и единовременном поощрении в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет» как лицу, замешавшему муниципальные должности муниципальной службы и (или) должности муниципальной службы в Томской области.
Распоряжением Департамента социальной защиты населения Томской области от 23.11.2022 № 497 отказано Дуброву А.И. в назначении государственной пенсии за выслугу лет в связи с несоответствием заявителя условиям назначения пенсии, установленным статьей 2 Закона Томской области от 10 октября 2011 № 240-ОЗ «О государственной пенсии за выслугу лет и единовременном поощрении в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет»: заявитель не является получателем пенсии, предусмотренной пунктом 5 статьи 2 Закона № 240-ОЗ.
15 декабря 2023 года Департамент социальной защиты населения Томской области вновь рассмотрев обращение Дуброва А.И. по вопросу назначения государственной пенсии за выслугу лет в своем ответе № уД-0119 разъяснил истцу о том, что назначение государственной пенсии за выслугу лет лицам, получающим страховую пенсию указанного вида, не предусмотрено Законом Томской области. Кроме того указано, что государственная пенсия за выслугу лет назначается в любое время после оставления государственной гражданской службы при соблюдении одновременно всех условий, предусмотренных статьей 2 Закона Томской области № 240-ОЗ. При этом, до обращения за назначением государственной пенсии за выслугу лет заявитель вправе осуществлять свою трудовую деятельность, согласно нормам трудового законодательства Российской Федерации или возобновить прохождение государственной гражданской службы, муниципальной службы.
Аналогичные разъяснения Департаментом социальной защиты населения Томской области от 17.01.2024 даны Дуброву А.И. в письме № Д-0088.
Истец Дубров А.И. полагая, что вышеуказанные ответы незаконны, поскольку наличие у него права на назначение государственной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ напрямую указывает на право назначение ему государственной пенсии по выслуги лет, обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Между тем, суд полагает, доводы истца основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, в то время как отказ Департамента социальной защиты населения Томской области в назначении Дуброву А.И. государственной пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Томской области от 10 октября 2011 № 240-ОЗ «О государственной пенсии за выслугу лет и единовременном поощрении в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет» как лицу замещавшему муниципальные должности службы и (или) должности муниципальной службы Томской области является обоснованным и советующим нормам действующего законодательства.
В силу ч. 1, 5 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Федеральные государственные гражданские служащие имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной настоящим Федеральным законом, и доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону (в 2023 году - 18 лет 6 месяцев).
На основании ст. 13 Закона Томской области от 11.09.2007 N 198-ОЗ "О муниципальной службе в Томской области" пенсионное обеспечение лиц, проходивших муниципальную службу в Томской области, осуществляется в соответствии с Законом Томской области от 10.10.2011 N 240-ОЗ "О государственной пенсии за выслугу лет и единовременном поощрении в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет".
В ст. 2 Закона Томской области от 10.10.2011 N 240-ОЗ "О государственной пенсии за выслугу лет и единовременном поощрении в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет" определены условия назначения пенсии за выслугу лет. Согласно пункту 5 статьи 2 указанного закона право на назначение пенсии за выслугу лет имеет получатель пенсии, соответствующий одновременно следующим условиям: получателю пенсии назначена одна из следующих пенсий:
- трудовая пенсия по старости, назначенная на общих условиях в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- трудовая пенсия по старости, назначенная в связи с работой на Крайнем Севере или в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", без снижения пенсионного возраста в соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", частью 1 статьи 51 Федерального закона от 12 декабря 2023 года N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации";
- трудовая пенсия по старости, назначенная на общих условиях в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", со снижением общеустановленного пенсионного возраста по предложению службы занятости населения в соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", частью 1 статьи 51 Федерального закона от 12 декабря 2023 года N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" не более чем на 2 года;
- трудовая пенсия по инвалидности I и II групп, назначенная в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- страховая пенсия по старости, назначенная на общих условиях в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях";
- страховая пенсия по старости, назначенная в связи с работой на Крайнем Севере или в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", без снижения пенсионного возраста в соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", частью 1 статьи 51 Федерального закона от 12 декабря 2023 года N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации";
- страховая пенсия по старости, назначенная на общих условиях в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", со снижением общеустановленного пенсионного возраста по предложению службы занятости населения в соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", частью 1 статьи 51 Федерального закона от 12 декабря 2023 года N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" не более чем на 2 года;
- страховая пенсия по инвалидности I и II групп, назначенная в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Между тем, как ранее установлено судом, следует из материалов дела и не опровергается истцом, Дуброву А.И. от 31.12.2019 назначена страховая пенсия в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» как мужчинам по достижению возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.
Таким образом, из указанного следует, что в настоящее время истец является получателем пенсии по иному основанию, не предусмотренному статьей 2 Закона Томской области от 10 октября 2011 года № 240-ОЗ «О государственной пенсии за выслугу лет и единовременном поощрении в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет», в связи с чем, в силу прямого указания закона у него не может возникнуть право на получение пенсии в соответствии со статье 2 Закона Томской области № 240-ОЗ.
При это не согласие истца с нормативно-правовым актом, предусматривающим назначение государственной пенсии за выслугу лет и единовременном поощрении в Томской области не может являться основанием для признания оспариваемых ответов Департамента социальной защиты населения Томской области незаконными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Дуброва ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (паспорт № № выдан ТП УФМС России по <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ) к Департаменту социальной защиты населения <адрес> о признании незаконными решений об отказе в назначении пенсии за выслугу лет от ДД.ММ.ГГГГ №; от ДД.ММ.ГГГГ №уД-0119; от ДД.ММ.ГГГГ №Д-0088, возложении обязанности назначения государственной пенсии за выслугу лет и выплате единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд Советского района г. Томска.
Судья
Мотивированный текст решения изготовлен 30.07.2024