Петрозаводский городской суд Дело № 5-48/2023
г.Петрозаводск, ул.Красная, д.33 УИД 10RS0011-01-2022-018007-49
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
13 марта 2023 года город Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Кайгородова Ольга Владимировна, при секретаре Соснович С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Кантелинен К.О., <данные изъяты>
у с т а н о в и л:
Кантелинен К.О. ДД.ММ.ГГГГ следовал из Финляндии в Россию через таможенный пост МАПП Вяртсиля Карельской таможни (<адрес>) в качестве водителя автомобиля «Mersedes-Benz C 200 CDI», г/н <данные изъяты>, при прохождении таможенного контроля письменного декларирования ввозимых товаров не производил. В ходе проведения таможенного контроля (акт таможенного досмотра № от 20 октября 2022 года) установлено, что Кантелинен К.О. в салоне указанного транспортного средства ввозит на таможенную территорию Евразийского экономического союза товары – 5 невскрытых заводских упаковок с сыром, на упаковке имеется информация, в том числе: «Kermajuusto Graddost 1 kg», контрольный вес товара составил 5,05 кг (брутто)/5 кг (нетто).
В судебное заседание Кантелинен К.О. не явился, о времени, дате и месте рассмотрения дела об административном правонарушении извещен надлежащим образом.
Представитель Карельской таможни в судебное заседание не явился, административный орган извещен о месте, дате и времени слушания дела надлежащим образом.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу о наличии оснований для привлечения Кантелинена К.О. к административной ответственности по ч.1 ст.16.2 КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст.16.2 КоАП РФ недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
На основании ч.2 ст.9 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно пп.46 п.1 ст.2 ТК ЕАЭС под товарами для личного пользования понимают товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом.
В силу ч.6 ст.260 ТК ЕАЭС таможенное декларирование товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже, производится физическими лицами при их следовании через таможенную границу Союза с одновременным представлением таможенному органу этих товаров.
В соответствии с ч.3 ст.260 ТК ЕАЭС таможенное декларирование товаров для личного пользования производится с использованием пассажирской таможенной декларации.
Частью 4 статьи 256 ТК ЕАЭС предусмотрено, что отнесение товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом исходя из: 1) заявления физического лица о перемещаемых через таможенную границу Союза товарах в устной форме или в письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации; 2) характера и количества товаров; 3) частоты пересечения физическим лицом таможенной границы Союза и (или) перемещения товаров через таможенную границу Союза этим физическим лицом или в его адрес.
На основании ч.7 ст.256 ТК ЕАЭС в отношении перемещаемых через таможенную границу Союза физическими лицами товаров, не отнесенных в соответствии с настоящей главой к товарам для личного пользования, положения настоящей главы не применяются. Такие товары подлежат перемещению через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены иными главами настоящего Кодекса.
Согласно ч.1 ст.104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса. По смыслу положений пунктов 3 и 4 статьи 104 ТК ЕАЭС такое декларирование осуществляется в электронной или письменной форме.
Частью 2 статьи 84 ТК ЕАЭС предписано, что декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с настоящим Кодексом; соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом.
Частью 3 статьи 84 ТК ЕАЭС предусмотрено, что декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
В силу п.1 ст.127 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, и иные товары в случаях, установленных настоящим Кодексом, для нахождения и использования на таможенной территории Союза, вывоза с таможенной территории Союза и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории Союза подлежат помещению под таможенные процедуры, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии со ст.128 ТК ЕАЭС лица, указанные в статье 83 настоящего Кодекса, вправе выбрать таможенную процедуру, предусмотренную настоящим Кодексом, путем ее заявления при таможенном декларировании товаров, либо при заявлении товаров к выпуску до подачи декларации на товары, либо путем ввоза товаров на территорию портовой СЭЗ или логистической СЭЗ (п.1). Обязанность по подтверждению соблюдения условий помещения товаров под заявленную таможенную процедуру возлагается на декларанта (п.4).
Как следует из письменных объяснений Кантелинена К.О., последний приобрел 5 кг сыра в магазине «Prizma» в Йоэнсуу, стоимостью за 1 кг – 6,45 евро, который перевозил в Кааламо в семью жены, чтобы оставить товары у сына жены - Эдуарда Флинка. Кантелинен К.О. вину в совершении правонарушения не признал.
Согласно сведениями из Журнала учета товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, от 20 октября 2022 года Кантелинен К.О. перемещал аналогичный товар - сыр 5 кг - через таможенную границу ЕАЭС 11, 14, 21 сентября 2022 года; 02, 04, 11, 16 и 18 октября 2022 года.
В соответствии с решением № от 20 октября 2022 года перевозимый привлекаемым лицом сыр не отнесен к товарам для личного пользования.
Таким образом, ввозимый на таможенную территорию таможенного союза Кантелиненым К.О. товар - сыр в количестве 5 упаковок, не является товаром для личного пользования и подлежал обязательному таможенному декларированию.
Событие инкриминируемого административного правонарушения и вина Кантелинена К.О. в его совершении подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 18 ноября 2022 года; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 20 октября 2022 года; копией паспорта на имя Кантелинена К.О., копией СОР; актом таможенного досмотра № от 20 октября 2022 года с фототаблицей; письменными объяснениями Кантелинена К.О. от 20 октября 2022 года; сведениями из Журнала учета товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, от 20 октября 2022 года; решением о неотнесении товара к товарам для личного пользования № от 20 октября 2022 года; актом (протоколом) о факте изъятия запрещенной к ввозу продукции № от 20 октября 2022 года; актом об уничтожении запрещенной к ввозу продукции № от 25 октября 2022 года и другими материалами дела.
Товар, явившийся предметом административного правонарушения – 5 невскрытых заводских упаковок с сыром, на упаковке имеется информация, в том числе: «Kermajuusto Graddost 1 kg», контрольный вес товара составил 5,05 кг (брутто)/5 кг (нетто), уничтожен в соответствии с актом об уничтожении запрещенной к ввозу продукции № от 25 октября 2022 года.
Заключением таможенного эксперта № от 15 ноября 2022 года установлена рыночная стоимость указанного выше товара на территории России по состоянию на 20 октября 2022 года в размере 1893 руб. 00 коп.
Согласно расчету стоимости товаров, перемещенных через таможенную границу ЕАЭС Кантелиненым К.О., произведенного отделом контроля таможенной стоимости и таможенных платежей Карельский таможни, общая стоимость товаров для личного пользования в соответствии со ст.267 ТК ЕАЭС по состоянию на 20 октября 2022 года составляет 1800 руб. 25 коп.
Принимая во внимание позицию привлекаемого лица, изложенную в его письменных объяснениях от 20 октября 2022 года, оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, учитывая то обстоятельство, что никакие доказательства не имеют заранее установленную силу, судья приходит к выводу, что по делу имеется достаточно доказательств вины Кантелинена К.О. в совершении административного правонарушения и квалифицирует его действия по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса.
Обстоятельств, установленных статьями 2.7 и 2.8 КоАП РФ, исключающих административную ответственность, по делу не установлено.
Основания для освобождения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, от административной ответственности вследствие малозначительности административного правонарушения отсутствуют.
Согласно ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением возможна за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч.2 ст.3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 настоящей статьи.
В соответствии с ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Между тем, анализ взаимосвязанных положений ч.2 ст. 3.4 и ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены административного штрафа на предупреждение, так как несоблюдение предусмотренных таможенным законодательством правил свидетельствует о нарушении установленных положений о незаконно ввезенных товарах, не прошедших таможенное оформление, в отношении которых не уплачены таможенные пошлины и налоги.
В силу ч.1 ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Санкция ч.1 ст.16.2 КоАП РФ в качестве наказания предусматривает административный штраф в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения.
Согласно п.1 Примечания к ст.16.2 КоАП РФ для исчисления размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.1 настоящей статьи, налагаемого на граждан, используется стоимость товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза. При этом из указанной стоимости исключается стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с правом Евразийского экономического союза.
Учитывая, что лицом, привлекаемым к административной ответственности, является физическое лицо, а также характер перемещаемого товара, который в силу его количества не может быть признан товаром, ввезенным для коммерческих целей, следовательно, для целей исчисления размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.1 ст.16.2 КоАП РФ, необходимо исходить из стоимости товаров, перемещаемых Кантелиненым К.О. через таможенную границу Евразийского экономического союза по состоянию на 20 октября 2022 года, определенной в соответствии со ст.267 ТК ЕАЭС, которая составляет 1800 руб. 25 коп.
В соответствии с п.4 ст.267 ТК ЕАЭС в качестве информации о стоимости товаров для личного пользования таможенный орган может использовать, в том числе сведения, указанные в каталогах и на сайтах иностранных организаций, осуществляющих розничную продажу аналогичных товаров, с учетом сведений, представленных физическим лицом.
При определении вида и размера административного наказания судья учитывает характер совершенного правонарушения, данные о личности лица, привлекаемого к административной ответственности, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, и приходит к выводу о том, что в отношении Кантелинена К.О. возможно применить административное наказание в виде административного штрафа в размере ? таможенной стоимости предмета административного правонарушения без конфискации предмета административного правонарушения.
Издержки по делу об административном правонарушении отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
п о с т а н о в и л:
Признать Кантелинен К.О. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 900 руб. 12 коп. без конфискации предмета административного правонарушения.
В соответствии с ч.1.3-3 ст.32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа.
Разъяснить К.инену К. О., что в случае уплаты административного штрафа не позднее двадцати дней со дня вынесения настоящего постановления, размер административного штрафа будет составлять 450 руб. 06 коп.
Административный штраф уплачивается не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу. ПЛАТЕЛЬЩИК - Кантелинен Кари Олави, ПОЛУЧАТЕЛЬ: (поле 16) - Межрегиональное операционное УФК (ФТС России), ИНН получателя (поле 61) – 7730176610, КПП получателя (поле 103) - 773001001, ОКТМО (поле 105) – 45328000, БАНК ПОЛУЧАТЕЛЯ (поле 13) – Операционный департамент Банка России//МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ОПЕРАЦИОННОЕ УФК г.Москва, БИК банка получателя средств (поле 14) - 024501901, НОМЕР счета БАНКА ПОЛУЧАТЕЛЯ СРЕДСТВ (НОМЕР БАНКОВСКОГО СЧЕТА, ВХОДЯЩЕГО В СОСТАВ ЕДИНОГО КАЗНАЧЕЙСКОГО СЧЕТА (ПОЛЕ 15) – 40102810045370000002, Номер счета получателя средств (номер казначейского счета) (поле 17) – 03100643000000019502, КБК (поле 104) 15311601161010000140; ОЧЕРЕДНОСТЬ ПЛАТЕЖА (поле 21) – 5, КОД ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА – 10000010, УИН 15310102270001929226, НАЗНАЧЕНИЕ ПЛАТЕЖА (поле 24) - для Карельской таможни; штраф по делу об АП №10227000-001929/2022.
Копию квитанции об уплате штрафа предоставить в Петрозаводский городской суд Республики Карелия (г.Петрозаводск, ул.Красная, д.33, каб.100).
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение десяти суток со дня получения копии постановления.
Вступившее в законную силу постановление может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ № 1413, Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья О.В. Кайгородова