Дело № 2-4442/2022
УИД 18RS0001-01-2022-004439-52
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 декабря 2022 года город Ижевск
Ленинский районный суд города Ижевска УР в составе: председательствующего судьи Антюгановой А.А., при секретаре Боталовой А.В., с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г. Ижевска Нуркаева З.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ленинского района г. Ижевска о признании движимого имущества бесхозяйнымРФ,
у с т а н о в и л:
Прокурор Ленинского района г. Ижевска обратился в суд с заявлением о признании движимого имущества, а именно денежных средств, изъятых в рамках материалов проверок КУСП № 12043 от 30.04.2016 – 2 199 руб., КУСП № 16188 от 11.06.2016 – 1 400 руб., КУСП № 30181 от 09.10.2017 – 5000 руб., КУСП № 26883 от 15.09.2017 – 2830 руб., КУСП № 21698 от 25.07.2017 – 8500 руб. УМВД России по г. Ижевску УМВД России по г. Ижевску, а всего на общую сумму 19 929 руб., хранящиеся на депозитном счете Управления МВД по г. Ижевску, бесхозяйными и обращении их в собственность РФ.
Требования мотивированы тем, что в прокуратуру Ленинского района г. Ижевска поступило обращение УМВД России по г. Ижевску о признании движимого имущества – денежных средств, бесхозяйными. В ходе проведения проверки установлено, что сотрудниками отделов полиции г. Ижевска в 2013-2017 гг. проводились процессуальные проверки исполнения действующего законодательства, регулирующего запрет проведения азартных игр на территории г. Ижевска.
Так, 01.11.2022 в дежурную часть Управления МВД России по г. Ижевску поступил рапорт о том, что на депозитном счете УМВД находятся денежные средства, которые были изъяты и сданы в бухгалтерию УМВД России по городу Ижевску сотрудниками ОЭБ и ПК УМВД России в рамках материалов проверок, зарегистрированных по факту незаконной организации и проведения азартных игр на территории г. Ижевска в период времени с 2013 по 2017 годы: КУСП № 12043 от 30.04.2016 – 2 199 руб., КУСП № 16188 от 11.06.2016 – 1 400 руб., КУСП № 30181 от 09.10.2017 – 5000 руб., КУСП № 26883 от 15.09.2017 – 2830 руб., КУСП № 21698 от 25.07.2017 – 8500 руб. В рамках указанных сообщений сотрудникам УМВД России по г. Ижевску изъяты денежные средства, которые помещены на депозит МВД по УР, на общую сумму 19929 руб.
Собственник денежных средств до настоящего времени не установлен, за выдачей указанного имущества в УМВД России по г. Ижевску более года никто не обращался. Таким образом, учитывая, что изъятое в ходе проведения процессуальной проверки, согласно протоколу осмотра места происшествия, оборудование собственника в настоящее время не имеет, фактически является бесхозяйным, изъято сотрудниками ОЭБ и ПК УМВД России по г. Ижевску, являющегося подразделением федерального органа исполнительной власти, то указанное оборудование подлежит обращению в собственность Российской Федерации. Материалами дела подтверждено отсутствие правопритязаний иных лиц, изъятое имущество имеет признаки бесхозяйного имущества.
Определением суда от 02.12.2022 выделены отдельные производства для дальнейшего рассмотрения требования прокурора Ленинского района г. Ижевска о признании движимого имущества, а именно денежных средств, изъятых в рамках материалов проверок КУСП № 16188 от 11.06.2016 – 1 400 руб., КУСП № 30181 от 09.10.2017 – 5000 руб., КУСП № 26883 от 15.09.2017 – 2830 руб., КУСП № 21698 от 25.07.2017 – 8500 руб. УМВД России по г. Ижевску бесхозяйным и обращении их в собственность РФ.
В судебном заседании прокурор Нуркаев З.М. заявленные требования в порядке ст.39 ГПК РФ уточнил, просил признать денежные средства бесхозяйными и обратить их в собственность Российской Федерации, перечислив в Управление Федерального казначейства по Удмуртской Республике по следующим реквизитам: ИНН 1835062680, КПП 184101001 УФК по Удмуртской Республике (Управление Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республики, лицевой счет 04131785120) Банк получателя: Отделение - НБ Удмуртская Республика Банка России // УФК по Удмуртской Республике г. Ижевск, БИК 019401100, расчетный счет 03100643000000011300, счет банка получателя 40102810545370000081, ОКТМО 94701000 (г. Ижевск), КБК 32211705010016000180, доводы, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица – ГУ «Управление МВД РФ по г. Ижевску» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав представителя заявителя, изучив и исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
По смыслу приведенной нормы, право прокурора на обращение в суд с заявлением в интересах Российской Федерации не ставится в зависимость от реализации соответствующих прав и полномочий, специально созданных государством органов, которые могли бы обратиться в суд с аналогичными заявлениями.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» настоящим Федеральным законом определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Частями 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон) предусмотрено, что деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных этим законом и другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведения, соответствующих требованиям, предусмотренным перечисленными федеральными законами.
Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Игорные зоны не могут быть созданы на землях поселений (части 4 и 5 ст. 5 Закона).
В силу ч. 1 ст. 6 Закона организаторами азартных игр могут выступать исключительно юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации.
В статье 9 Закона предусмотрено, что на территории Российской Федерации создаются пять игорных зон: Республика Крым, Алтайский край, Краснодарский край, Приморский край, Калининградская область.
Пунктом 6 ст. 4 и п. 3 ст. 5 Закона определено, что деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.
Из указанных правовых норм следует, что сделки заключенные в ходе проведения азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны являются ничтожными, поскольку заключены в нарушение закона.
Из материала проверки КУСП № 12043 от 30.04.2016 следует, что сотрудниками отделов полиции г. Ижевска в период с 2013 по 2017 гг. проводились процессуальные проверки исполнения действующего законодательства, регулирующего запрет проведения азартных игр на территории г. Ижевска. В ходе проверки сотрудниками ОЭБ и ПК УМВД России по г. Ижевску было установлено, что по адресу: г. Ижевск, ул. Азина, 150 выявлен факт осуществления незаконной игровой деятельности. В рамках производства по делу об административном правонарушении и проведении административного расследования сотрудниками ОЭБ и ПК УМВД России по г. Ижевску 30.04.2016 года по адресу: г. Ижевск, ул. Азина, 150 изъяты денежные средства в сумме 2199 руб.
01.11.2022 в дежурную часть Управления МВД России по г. Ижевску поступил рапорт о том, что на депозитном счете УМВД находятся денежные средства, которые были изъяты и сданы в бухгалтерию УМВД России по городу Ижевску сотрудниками ОЭБ и ПК УМВД России в рамках материалов проверок, зарегистрированных по факту незаконной организации и проведения азартных игр на территории г. Ижевска в период времени с 2013 по 2017 годы: КУСП № 12043 от 30.04.2016 – 2 199 руб., КУСП № 16188 от 11.06.2016 – 1 400 руб., КУСП № 30181 от 09.10.2017 – 5000 руб., КУСП № 26883 от 15.09.2017 – 2830 руб., КУСП № 21698 от 25.07.2017 – 8500 руб. В рамках указанных сообщений сотрудникам УМВД России по г. Ижевску изъяты денежные средства, которые помещены на депозит МВД по УР, на общую сумму 19929 руб.
С момента изъятия и по день рассмотрения дела обращений от возможных собственников денежных средств более года не поступало.
В силу пункта 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии со статьей 226 ГК РФ, движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в установленном законом порядке либо поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.
Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
Согласно статье 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Право собственности на бесхозяйную вещь может быть приобретено в силу приобретательной давности, если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233).
В силу ч. 1 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение.
Статьей 236 ГК РФ установлено, что гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом, либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Для признания вещи бесхозяйной по основаниям ст. ст. 225, 226 ГК РФ, ст. 291 ГПК РФ необходимо также, чтобы вещь, признаваемая судом бесхозяйной, была в необходимой степени определена как вещь и объект гражданских прав (заявителем должны быть указаны существенные признаки данной вещи, позволяющие ее определить: идентифицировать для дальнейшего законного владения и пользования, выделить из однородных вещей), поскольку решение суда является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, в связи с чем его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств и не вызывать затруднений при исполнении.
Таким образом, судом установлено, что лицо, владеющее изъятыми денежными средствами, мер к возвращению собственности не предпринимало, то есть фактически отказалось от своего права собственности на них, поэтому указанное движимое имущество – денежные средства следует признать бесхозяйными и обратить в собственность Российской Федерации.
В соответствии с п. 10 Указа Президента РФ от 12.05.2008 N 1574 «Вопросы системы и структура федеральных органов исполнительной власти», функции специализированного государственного учреждения при Правительстве РФ «Российский фонд федерального имущества» по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого или иного имущества, обращенного в собственность государства возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Положению «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», утвержденному постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432, компетентным органом, который организует в установленном порядке реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, осуществляющее деятельность самостоятельно и через территориальные органы.
Согласно п. 5.5 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области, Территориальное управление принимает в пределах своей компетенции меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в сфере приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, а также нарушений, возникающих при осуществлении полномочий по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе путем направления материалов в правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к ответственности.
В силу приказа Минфина России от 13.04.2020 № 64н «Об утверждении Порядка перечисления обращенных в собственность Российской Федерации денежных средств на счета, открытые соответствующим территориальным органам Федерального казначейства» денежные знаки в виде банкнот находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки, поступают в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с настоящим Порядком (п.4). Денежные средства в валюте Российской Федерации в безналичной форме, наличные денежные средства в валюте Российской Федерации подлежат перечислению федеральным органом государственной власти (государственным органом) (территориальным органом федерального органа государственной власти (государственного органа) в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в течение трех рабочих дней со дня получения им сведений о признании указанных денежных средств собственностью Российской Федерации (пункт 7). Наличные денежные средства в валюте Российской Федерации вносятся федеральным органом государственной власти (государственным органом) (территориальным органом федерального органа государственной власти (государственного органа) на банковские счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях Центрального банка Российской Федерации, кредитных организациях (с учетом положений законодательства Российской Федерации) и предназначенные для выдачи и внесения наличных денежных средств и осуществления расчетов по отдельным операциям, с их последующим перечислением на единый казначейский счет для их зачисления на соответствующий казначейский счет с указанием в распоряжении о переводе денежных средств реквизитов документа - основания для признания указанных денежных средств собственностью Российской Федерации. Учет указанных поступлений осуществляется в соответствии с порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утверждаемым Министерством финансов Российской Федерации (пункт 8). Денежные средства в валюте Российской Федерации в безналичной форме перечисляются федеральным органом государственной власти (государственным органом) (территориальным органом федерального органа государственной власти (государственного органа) на единый казначейский счет для их зачисления на казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений, открытый соответствующему территориальному органу Федерального казначейства, в соответствии с Порядком учета и распределения. При этом в распоряжении о переводе денежных средств указываются реквизиты документа - основания для признания указанных денежных средств собственностью Российской Федерации (пункт 9).
Порядок распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства, установлен Положением об учете, оценке и распоряжению имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2019 года № 1238 «О распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства» и установлен особый порядок учета, оценки и распоряжения.
В силу п. 2 настоящее Положение не распространяется на имущество, обращенное в собственность государства, в отношении которого федеральными законами или в соответствии с ними установлен особый порядок распоряжения.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для целей распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет его учет, организует прием, проведение оценки, экспертизы, транспортировку (перевозку), хранение и последующее распоряжение способами, предусмотренными пунктом 11 настоящего Положения.
Согласно п/п «д» п. 3 Положения для распоряжения в порядке, установленном настоящим Положением, подлежит передаче Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, его территориальным органам (далее - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом) имущество, обращенное в собственность государства, за исключением денежных средств на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах Российской Федерации, иностранных государств и международных денежных единицах, денежных знаков в виде банкнот и монет Центрального банка Российской Федерации, находящихся в обращении и являющихся законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации, денежных знаков в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющихся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемых либо изъятых из обращения, но подлежащих обмену денежных знаков, которые в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, перечисляются на счета, открытые соответствующим территориальным органам Федерального казначейства.
В соответствии со ст. 40 Бюджетного кодекса РФ доходы от федеральных налогов и сборов, региональных налогов, местных налогов и сборов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на казначейские счета для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом, для их распределения органами Федерального казначейства в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им распоряжению.
Таким образом, денежные средства подлежат обращению в доход Российской Федерации путем передачи их в Управление Федерального казначейства по Удмуртской Республике для дальнейшей реализации.
С учетом изложенного, оценив представленные в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления прокурора Ленинского района г. Ижевска Удмуртской Республики.
Руководствуясь ст. ст. 293, 194 - 199 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
Заявление прокурора Ленинского района г. Ижевска Удмуртской Республики о признании движимого имущества бесхозяйным удовлетворить.
Признать бесхозяйным движимое имущество – денежные средства, изъятые сотрудниками ОЭБ и ПК УМВД России в рамках материала проверки КУСП № 12043 от 30.04.2016 в размере 2 199 руб., находящиеся на депозитном счете Управления МВД России по г. Ижевску, и обратить их в собственность Российской Федерации, перечислив в Управление Федерального казначейства по Удмуртской Республике по следующим реквизитам: ИНН 1835062680, КПП 184101001 УФК по Удмуртской Республике (Управление Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республики, лицевой счет 04131785120) Банк получателя: Отделение - НБ Удмуртская Республика Банка России // УФК по Удмуртской Республике г. Ижевск, БИК 019401100, расчетный счет 03100643000000011300, счет банка получателя 40102810545370000081, ОКТМО 94701000 (г. Ижевск), КБК 32211705010016000180.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в порядке апелляционного производства в течение месяца.
Судья А.А. Антюганова