УИД 38RS0027-01-2022-001067-45
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 февраля 2023 г. р.п. Чунский
Чунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Седых М.А., при ведении протокола помощником судьи Зиганьшиной Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-94/2023 по исковому заявлению МКУ «Администрация Лесогорского муниципального образования» к Рязанову С.В. об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов лесопиления,
установил:
Истец обратился в суд с иском к Рязанову С.В. об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов лесопиления, указав в обоснование требований, что ДД.ММ.ГГГГ между Казенным учреждением «Администрация муниципального района Чунского районного муниципального образования», в лице исполняющей обязанности председателя муниципального казенного учреждения «Комитет администрации Чунского района по управлению муниципальным имуществом» Поповой Е.Н. и Рязановым С.В., (далее по тексту - Арендатор, ответчик) с другой стороны, заключен договор аренды земельного участка №, расположенного по адресу <адрес>. Согласно указанному договору земельный участок площадью 12134 кв.м., кадастровый номер №, категория земель - земли населенных пунктов, предоставляется для размещения производственной базы на срок 49 (сорок девять) лет. В соответствии с Земельным кодексом РФ, с 1 марта 2015 г. управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляют органы местного самоуправления, в данном случае муниципальное казенное учреждение –Администрация Лесогорского муниципального образования». Ответчик на арендуемом земельном участке осуществлял деятельность по распиловке древесины, подготавливал дрова из отходов лесопиления. В настоящее время земельный участок по целевому назначению арендатором не используется, им организована свалка отходов лесопиления (опилки, срезка), которые хранятся насыпью в открытом виде. Данный факт подтверждается Актом №2 от 20 апреля 2020 г. В адрес арендатора неоднократно направлялись уведомления с требованиями очистки земельного участка от отходов, однако были возвращены по причине неполучения адресатом. Неоднократно проводились беседы, в ходе которых ответчик обещал заключить договор на вывозку отходов с предприятием, осуществляющим переработку таких отходов, также уведомления на имя арендатора передавались лично в руки его супруге. В результате очередного осмотра земельного участка специалистами администрации Лесогорского муниципального образования 15 сентября 2022 г. установлено, что ситуация не изменилась, территория арендатором не очищена, размещены отходы лесопиления, которые подвержены горению. При этом договор со специализированной организацией на вывоз и утилизацию отходов лесопиления, документы, подтверждающие передачу отходов лесопиления специализированной организации для хранения и утилизации арендатором не представлены. В результате пользования по договору аренды земельным участком, ответчик оказывает негативное воздействие на окружающую среду, в связи с нарушением правил хранения отходов лесопиления, что ведет к угрозе жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Несанкционированные свалки отходов являются объектами, подверженными разрастанию, а также возгоранию. Периметр несанкционированной свалки в случае ее не ликвидации увеличивается в связи с ее заполняемостью. Кроме этого, вследствие не осуществления мер направленных на ликвидацию несанкционированной свалки, почве как объекту окружающей среды, на которой расположена такая свалка, будет причинен соответствующий вред.
В связи с изложенным, просят возложить на Рязанова С.В. обязанность ликвидировать несанкционированную свалку отходов лесопиления на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый №.
В судебное заседание представитель МКУ «Администрация Лесогорского муниципального образования» Грушецкая Ю.А., действующая на основании доверенности, не явилась, направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, также выразила согласие на вынесение заочного решения.
Ответчик Рязанов С.В., надлежащим образом уведомленный о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайств не представил. Суд не располагает сведениями о том, что причины неявки являются уважительными.
С учетом согласия истца суд, руководствуясь статьей 235 ГПК РФ, рассмотрел настоящее гражданское дело в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на принципах соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ч.1, 3 ст. 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. №89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерален. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.Частями 1 и 2 статьи 13 ЗК РФ установлено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Статьей 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса РФ). По общему правилу, лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Как установлено в судебном заседании и сторонами не оспаривается, что 27 февраля 2015 г. между Казенным учреждением «Администрация муниципального района Чунского районного муниципального образования», в лице исполняющей обязанности председателя муниципального казенного учреждения «Комитет администрации Чунского района по управлению муниципальным имуществом» Поповой Е.Н. и Рязановым С.В., с другой стороны, заключен договор аренды земельного участка №, расположенного по адресу <адрес>. Согласно указанному договору земельный участок площадью 12134 кв.м., кадастровый №, категория земель - земли населенных пунктов, предоставляется для размещения производственной базы на срок 49 (сорок девять) лет.
Актом административного обследования объекта земельных отношений от 20 апреля 2020 г., составленным администрацией Лесогорского муниципального образования, установлено, что земельный участок захламлен отходами лесопиления: опилками, горбыль. Объем опилок и отходов лесопиления определить не представляется возможным. Производственная деятельность не ведется. 18 апреля 2020 г. на арендуемом земельном участке произошло возгорание ограждений (деревянных заборов) и отходов лесопиления. В результате очередного осмотра земельного участка специалистами администрации Лесогорского муниципального образования 15 сентября 2022 г. установлено, что ситуация не изменилась, территория арендатором не очищена, размещены отходы лесопиления, которые подвержены горению. Факты захламления арендуемого Рязановым С.В. земельного участка также подтверждены представленными в материалы дела фототаблицей.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (земельный участок), земельный участок с кадастровым номером 38:21:020104:202, категория земель - земли населенных пунктов, предоставлен в аренду Рязанову С.В. для размещения производственной базы на срок 49 лет.
Требования истца, по очистке арендуемого земельного участка, подтверждены исследованными в судебном заседании уведомлениями, направленными в адрес ответчика от 20 апреля 2020 г., 24 сентября 2021 г., 9 сентября 2022 г.
Каких-либо действий со стороны ответчика, направленных на устранение допущенного нарушения, не осуществлено и в материалах дела отсутствует.
Таким образом, в результате своей деятельности ответчик оказывает негативное воздействие на окружающую среду, в связи с нарушением правил хранения отходов лесопиления, что негативно ведет к угрозе жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Несанкционированные свалки отходов являются объектами, подверженными разрастанию, а также возгоранию. Периметр несанкционированной свалки в случае ее не ликвидации увеличивается в связи с ее заполняемостью. Кроме этого, вследствие не осуществления мер, направленных на ликвидацию несанкционированной свалки, почве как объекту охраны окружающей среды, на которой расположена такая свалка, будет причинен соответствующий вред.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца.
В силу требований ст. 103 ГПК РФ, с ответчика в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, определенная в соответствии с требованиями подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 233 - 235 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования МКУ «Администрация Лесогорского муниципального образования» удовлетворить.
Обязать Рязанова С.В. ликвидировать несанкционированную свалку отходов лесопиления на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Взыскать с Рязанова С.В. в местный бюджет государственную пошлину в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий М.А. Седых
В окончательной форме заочное решение изготовлено 14 февраля 2023 г.
Председательствующий М.А. Седых