Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1 (РОССИИ)
Светлоярский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего Потаповой О.В.,
при секретаре ФИО3
с участием представителя истца по доверенности ФИО4, представителя ответчика по доверенности ФИО6,
«14 » июня 2023 года рассмотрев в открытом судебном заседании в р.<адрес> гражданское дело по исковому заявлению комитета транспорта и дорожного хозяйства <адрес> к ФИО2 о возложении обязанности демонтировать несанкционированное примыкание с автомобильной дороги общего пользования и информационные щиты,
У С Т А Н О В И Л :
Комитет транспорта и дорожного хозяйства <адрес> обратилось в суд с иском к ФИО2 о возложении обязанности демонтировать несанкционированное примыкание с автомобильной дороги общего пользования и информационные щиты.
Указав в обоснование иска, что автомобильная дорога общего пользования регионального или межмуниципального значения <адрес> 18 ОП РЗ 18К-1 «Волгоград - Октябрьский - Котельниково - Зимовники - Сальск» состоит в Перечне автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения <адрес>, утвержденном постановлением <адрес> от 24.05.2010 №-п и находится в оперативном управлении Комитета.
На основании пп. 2.2.3 п. 2.2 Положения о Комитете, Комитет организует обеспечение соответствия состояния автомобильных дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам; выдает согласие, содержащее технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению, на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог (пп. 2.2.7 п. 2 Положения о Комитете).
По результатам обследования автомобильной дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения <адрес> 18 ОП РЗ 18К-1 «Волгоград - Октябрьский - Котельниково - Зимовники - Сальск» установлено, что примыкание объекта к автомобильной дороге общего пользования регионального и межмуниципального значения <адрес> 18 ОП РЗ 18К-1 «Волгоград - Октябрьский - Котельниково - Зимовники - Сальск» на 6+350 слева не обустроено в соответствии с ГОСТ 50597-2017 и не обустроено техническими средствами организации дорожного движения согласно ГОСТ 52289-2019, отсутствуют переходно-скоростные полосы, просадка обочины, неровность обочины.
В соответствии с выпиской из единого государственного реестра недвижимости земельный участок (кадастровый №) является собственностью ФИО2
ФИО2 в Комитет за выдачей технических условий на обустройство примыкания к автомобильной дороге общего пользования регионального и межмуниципального значения <адрес> 18 ОП РЗ 18К-1 «Волгоград - Октябрьский - Котельниково Зимовники - Сальск» не обращалась.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО2 направлена претензия об устранении выявленных нарушений. Выявленное нарушения по настоящее время не устранены.
Автомобильная дорога общего пользования регионального и межмуниципального значения <адрес> 18 ОП РЗ 18К-1 «Волгоград - Октябрьский - Котельниково - Зимовники - Сальск» на 6+350 слева относится к III категории.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.
В связи с чем истец просит суд обязать ФИО2 в течении 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу за счет собственных средств:
- привести полосу отвода автомобильной дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения <адрес> 18 ЭП РЗ 18К-1 «Волгоград - Октябрьский - Котельниково - Зимовники - Сальск» (в границах территории <адрес>) на км 6+350 слева в нормативное состояние путем восстановления обочины и кромки проезжей части автомобильной дороги посредством укрепления ее обочины;
- исключить доступ к объекту с автомобильной дороги 18 ОП РЗ 18К-1 «Волгоград - Октябрьский - Котельниково - Зимовники - Сальск» на 6+350 слева.
В ходе рассмотрения дела представитель истца уточнила исковые требования и просит суд обязать ФИО2 в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу за счет собственных средств:
- произвести демонтаж несанкционированного примыкания (съезд и выезд) с автомобильной дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения <адрес> 18 ОП РЗ 18К-1 « Волгоград» -Октябрьский –Котельниково-Зимовники-Сальск» км 6+350 слева путём прекращения использования несанкционированного примыкания (съезда и выезда) к территории объекта кафе «Русская печь»;
-демонтировать информационные щиты, размещённые в полосе отвода автомобильной дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения <адрес> 18 ОП РЗ 18К-1 «Волгоград-Октябрьский –Котельниково- Зимовники-Сальск» км6+350 слева
Представитель истца по доверенности ФИО4 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, каких-либо заявлений и ходатайств не представила, направила в суд своего представителя.
Представитель ответчика по доверенности ФИО6 в судебном заседании иск не признал, при этом не отрицал необходимость соблюдения законодательства Российской Федерации в части получения разрешения. Однако, считает, что стороной ответчика предприняты все необходимые меры и подано заявление со всеми необходимыми документами, однако Комитет усложняет процедуру.
Представитель третьего лица Администрации Светлоярского муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, каких-либо заявлений и ходатайств не представил.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ). В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 20 Закона N 257-ФЗ строительство, реконструкция являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами (далее также - пересечение) и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге (далее также - примыкание) допускаются при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Законом N 257-ФЗ, и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог. Примыкающие к автомобильным дорогам общего пользования автомобильные дороги, подъезды к автомобильным дорогам общего пользования, съезды с автомобильных дорог общего пользования должны иметь твердое покрытие, начиная с мест примыкания, на расстояние, размер которого должен быть не менее установленного техническими регламентами размера (пункт 3 ст. 20 Закона N 257-ФЗ). Согласие в письменной форме владельца автомобильной дороги должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт пересечений и примыканий (пункт 5 Закона N 257-ФЗ).
Нормами главы 3 Закона N 257-ФЗ предусмотрены случаи, при которых необходимо получение согласия владельца автомобильной дороги на осуществление различного рода дорожной деятельности, которое должно содержать обязательные для исполнения технические требования и условия (пункт 3 статьи 19, пункт 5.1 статьи 20, пункт 11 статьи 22 и пункт 8 статьи 26 названного Закона). Положениями статьи 3 Закона N 257-ФЗ определено, что полоса отвода автомобильной дороги это земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса (пункт 15); в пункте 16 дается определение придорожной полосы, под которой понимаются территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги. Правилами пункта 3.1 статьи 90 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п утвержден Порядок установления и использования полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения адрес. В соответствии с Порядком №-п особый режим использования земель в границах полос отвода и придорожных полос предусматривает ряд ограничений при осуществлении хозяйственной деятельности в границах этих полос для создания нормальных условий эксплуатации автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения требований безопасности дорожного движения и безопасности населения; такая деятельность допускается при наличии согласия в письменной форме комитета транспорта и дорожного хозяйства адрес (пункт 7). Комитет транспорта и дорожного хозяйства адрес (далее - Комитет) в соответствии с Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п является органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным в сфере транспорта, организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в адрес и осуществления единой государственной политики развития сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, государственного управления автомобильными дорогами и сооружениями на них.
При разрешении спора судом установлено, что автомобильная дорога общего пользования регионального или межмуниципального значения <адрес> 18 ОП РЗ 18К-1 «Волгоград - Октябрьский - Котельниково - Зимовники - Сальск» состоит в Перечне автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения <адрес>, утвержденном постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, и находится в оперативном управлении Комитета.
По результатам обследования автомобильной дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения <адрес> 18 ОП РЗ 18К-1 «Волгоград - Октябрьский - Котельниково - Зимовники - Сальск» установлено, что примыкание объекта к автомобильной дороге общего пользования регионального и межмуниципального значения <адрес> 18 ОП РЗ 18К-1 «Волгоград - Октябрьский - Котельниково - Зимовники - Сальск» на 6+350 слева не обустроено в соответствии с ГОСТ 50597-2017 и не обустроено техническими средствами организации дорожного движения согласно ГОСТ 52289-2019, отсутствуют переходно-скоростные полосы, просадка обочины, неровность обочины.
При этом, в Комитет обращений по вопросу выдачи технических условий и согласования на строительство, реконструкцию в границах полосы отвода автомобильной дороги 18 ОП РЗ 18К-1 «Волгоград - Октябрьский - Котельниково - Зимовники - Сальск» на 6+350 слева не поступало.
В соответствии с выпиской из единого государственного реестра недвижимости правообладателем земельного участка с кадастровым номером 34:26:042001:145 является ФИО2
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО2 направлена претензия об устранении выявленных нарушений. Выявленное нарушения по настоящее время не устранены.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась к истцу с заявлением о выдаче Технических условий на проектирование примыкания, однако ответом Комитета транспорта и дорожного хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 отказано в рассмотрении указанного заявления, поскольку в заявлении отсутствует километровая привязка места примыкания к автомобильной дороге, схема размещения объекта.
Указанные обстоятельства подтверждаются: претензией от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-9), актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ с приложением в виде фототаблицы (л.д. 11-14), выпиской из ЕГРН (л.д. 16-19), заявлением о выдаче Технических условий на проектирование примыкания от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 41-42), а также приобщенными в судебном заседании ответом комитета от ДД.ММ.ГГГГ, актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей, и не оспорены стороной ответчика.
Согласно акту обследования ДД.ММ.ГГГГ представителем ГКУ ВО "Дирекция автомобильных дорог" проведено обследование автомобильной дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения адрес 18 ОП РЗ 18К-1 «Волгоград - Октябрьский - Котельниково - Зимовники - Сальск» на 6+350 слева (кафе «Русская печь»), по результатам которого выявлено отсутствие переходно-скоростной полосы, примыкание не обустроено в соответствии с ГОСТ 50597-2017 и не обустроено техническими средствами организации дорожного движения ГОСТ 52289-2019, просадка обочины, неровность обочины. Рекламный щит, расположенный на расстоянии 2 м от кромки проезжей части, размещение которого не согласовано с комитетом транспорта и дорожного хозяйства <адрес>.
Таким образом, нарушения действующего законодательства ФИО2 не устранены.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности ФИО6 не оспаривал, что насыпь была сооружена ответчиком для обеспечения беспрепятственного доступа к кафе, наличие рекламного щита также не оспаривал.
Вместе с тем, согласно п. 4.2 СП 34.13330.2012 "Автомобильные дороги" (актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85) автомобильные дороги должны обеспечивать безопасное и удобное движение транспортных средств, безопасное движение пешеходов с учетом МГН, соблюдение принципа зрительного ориентирования водителей и иметь защитные дорожные сооружения и обустройства, в том числе обеспечивающие доступные и безопасные условия передвижения для МГН, а также производственные объекты для ремонта и содержания дорог.
Согласно п. 1.3 ВСН 103-74 "Технические указания по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог", утвержденных Министерством транспортного строительства СССР ДД.ММ.ГГГГ, пересечения и примыкания автомобильных дорог должны обеспечивать максимальную безопасность и удобство движения автомобилей с наименьшей потерей времени в пределах пересечения или примыкания.
Безопасность и удобство движения обеспечиваются своевременной видимостью пересечения, хорошей просматриваемостью, понятностью и удобством проезда пересечений и - примыканий (п. 1.4).
Автомобильная дорога общего пользования регионального или межмуниципального значения адрес 18 ОП РЗ 18К-1 «Волгоград - Октябрьский - Котельниково - Зимовники - Сальск» на 6+350 слева относится к 3 категории.
В соответствии СП 34.13330.2012 "Автомобильные дороги» (актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85) параметры элементов автодороги в зависимости от ее категории принимаются по таблице 5.1, согласно которой ширина обочины автомобильной дороги 3 категории не менее 2,5 метров. Основные параметры поперечного профиля проезжей части и земляного полотна автомобильных дорог принимаются в зависимости от их категории по таблице 5.12, согласно которой:
Ширина земляного полотна автомобильной дороги 3 категории - 12 м, в том числе: ширина полосы движения – 3,5 м (2 полосы движения), ширина обочины – 2,5 м; ширина укрепленной полосы обочины - 0,5 м (входит в ширину обочины).
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № регламентируются нормы 6 отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса. Согласно п. 1а, таблице номер для параметров если высота насыпи до 1 м, то заложение откосов земляного полотна составляет 1:4 и ширина полосы отвода автомобильной дороги составляет 36 м.
В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона N 257-ФЗ примыкающие к автомобильным дорогам общего пользования автомобильные дороги, подъезды к автомобильным дорогам общего пользования, съезды с автомобильных дорог общего пользования должны иметь твердое покрытие, начиная с мест примыкания, на расстояние, размер которого должен быть не менее установленного техническими регламентами размера.
Согласно п. 6.4 СП 34.13330.2012 "Автомобильные дороги» (актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85) все (кроме сезонных) съезды и въезды на подходах к дорогам категорий 1Б, IB, II и III должны иметь покрытия: при песчаных, супесчаных и легких суглинистых грунтах - на протяжении 100 м; при черноземах, глинистых, тяжелых и пылеватых суглинистых грунтах - 200 м.
Обочины на съездах и въездах при длине, установленной в настоящем пункте, следует укреплять на ширину не менее 0,5 - 0,75 м.
Согласно п. 2.16, 2.17 ВСН 103-74 "Технические указания по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог" в зонах пересечений и примыканий необходимо устанавливать знаки и указатели, нанести дорожную разметку. На подходах дорог устанавливают предупреждающие знаки о наличии впереди пересечений и значимости пересекаемой дороги (главная или второстепенная).
Как следует из материалов дела требования Технических условий и проекта организации дорожного движения ФИО2 не выполнены
В силу абзаца третьего статьи 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Права, предусмотренные названной статьей, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором (статья 305 ГК РФ).
В пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленумов №) разъяснено, что лица, право собственности или законное владение которых нарушается существованием (сохранением) самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом, могут обратиться в суд с иском об устранении нарушения права, не соединенного с лишением владения (статья 304 ГК РФ).
Согласно пункту 46 постановления Пленумов № при рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта. Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственника или законное владение. Удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца (пункты 45, 47 постановления Пленумов №).
Согласно ст. 3 Федерального закона N 196-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О безопасности дорожного движения" одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Учитывая изложенное выше, оценивая все доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования истца направлены на приведение примыкания автомобильной дороги в соответствие с требованиями действующего законодательства лицом, обязанным его осуществить, следовательно, являются законными и обоснованными, а заявленный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
В силу ст. 103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворённой части исковых требований.
Учитывая, что истец за обращение в суд был освобождён от уплаты государственной пошлины, а ответчик от уплаты названных судебных расходов не освобожден, суд считает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 300 руб. в доход муниципального образования <адрес>,
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования комитета транспорта и дорожного хозяйства <адрес> к ФИО2 о возложении обязанности демонтировать несанкционированное примыкание с автомобильной дороги общего пользования и информационные щиты удовлетворить.
Обязать ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, урож. <адрес>, паспорт 1811 663774, выдан ДД.ММ.ГГГГ отделом УФМС России по <адрес> в <адрес>е <адрес>, в течение 10 (десяти) дней со дня вступления решения в законную силу за счет собственных средств:
- произвести демонтаж несанкционированного примыкания (съезд и выезд) с автомобильной дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения <адрес> 18 ОП РЗ 18К-1 « Волгоград» -Октябрьский –Котельниково-Зимовники-Сальск» км 6+350 слева путём прекращения использования несанкционированного примыкания (съезда и выезда) к территории объекта кафе «Русская печь»;
-демонтировать информационные щиты, размещённые в полосе отвода автомобильной дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения <адрес> 18 ОП РЗ 18К-1 «Волгоград--Октябрьский –Котельниково- Зимовники-Сальск» км6+350 слева.
Взыскать с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, урож. <адрес>, паспорт 1811 663774, выдан ДД.ММ.ГГГГ отделом УФМС России по <адрес> в <адрес>е <адрес>, госпошлину в доход бюджета Светлоярского муниципального района <адрес> в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Светлоярский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий О.В. Потапова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий О.В. Потапова