Дело № 2-265/2021(2-3254/2020)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 марта 2021 года г. Нефтеюганск
Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Мельникова И.В.
при секретаре Шаповаловой И.А.
с участием ст.помощника Нефтеюганского межрайпрокурора
Бесперстовой Н.А.
представителей истцов Мельниковой Т.И., Колеватовой Е.Г.
ответчиков Писцова В.А., Писцовой О.К.
представителя ответчиков Федотовой М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению муниципального образования Нефтеюганский район в лице департамента имущественных отношений Нефтеюганского района, муниципального учреждения «администрация городского поселения «Пойковский к Писцов ВА, Писцову ОК действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Писцова ЯА, Писцову ВВ о признании строения самовольной постройкой, принудительном исполнении обязательства, понуждении передачи строения, приспособленного для проживания по акту приема-передачи, освобождении земельного участка путем сноса строения, приспособленного для проживания и выселения из него
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование Нефтеюганский района в лице департамента имущественных отношений Нефтеюганского района обратилось в суд к ответчику Писцов ВА, Писцову ОК, несовершеннолетнему Писцов ЯВ с исковыми требованиями об обязании исполнить обязательства по освобождению и о передаче представителю администрации пгт.(адрес) по акту приема- передачи приспособленного для проживания строения, расположенного по адресу (адрес), пгт. (адрес) в течение 10 календарных дней со дня вступления судебного акта в законную силу и сняться с регистрационного учета по вышеуказанному адресу, ссылаясь на то, что на территории Нефтеюганского района проводятся мероприятия по улучшению жилищных условий жителей Нефтеюганского района в соответствии с постановлением администрации Нефтеюганского района от 31.10.2016г. №-№ «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Нефтеюганского района в 2019 – 2024 годах и на период до 2030 года».
В рамках указанной программы действует подпрограмма III «Обеспечение
граждан мерами государственной поддержки по улучшению жилищных условий».
Решением Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 08.11.2017 по гражданскому делу № был удовлетворен иск ответчиков. За Писцову ВВ и Писцов ВА было признано право на получение субсидии в соответствии с подпрограммой III, как вселившимся в строение (балок) до 01.01.1995 года, за Писцову ОК и несовершеннолетним Писцов ЯВ право на получение субсидии в соответствии с подпрограммой III, как вселившимся в строение (балок) после 01.01.1995 года и проживающими в нем по настоящее время.
При этом приспособленное для проживания строение, расположенное на территории (адрес) нефтеюганского района строение 62 включено в реестр приспособленных для проживания строений в городском поселении Пойковский, ликвидируемых в рамках муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Нефтеюганского района в 2019-2024 года и на период до 2030 года», подпрограммы III «Обеспечение граждан мерами государственной поддержки по улучшению жилищных условий».
В соответствии с Программой на основании предоставленного ответчиками ФИО14 договора купли-продажи квартиры от (дата), департаментом имущественных отношений Нефтеюганского района было издано распоряжение от 17.07.2018 № «О предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения» в размере 2 203 113 рублей 60 коп. на счет продавца квартиры ФИО9
Согласно условиям Программы ответчики в течение 30 календарных дней с момента получения субсидии обязаны сняться с регистрационного учета, погасить имеющуюся задолженность за коммунальные услуги, закрыть лицевые счета, освободить со всеми совместно проживающими с ним членами семьи и передать по акту приема-передачи представителю органов местного самоуправления занимаемое строение. Однако до настоящего времени ответчики Писцов ВА, Писцову ОК и несовершеннолетний Писцов ЯВ не исполнили данное ими обязательство.
Писцову ВВ же неоднократно выдавались свидетельства о предоставлении субсидии, право на приобретение жилого помещения ответчицей трижды не реализовывалось.
В соответствии с п. 28 порядка реализации основного мероприятия «Расселение приспособленных для проживания строений, включенных в Реестры строений на 01.01.2012» Приложения №1 к муниципальной программе «Обеспечение доступным жильем жителей Нефтеюганского района в 2019-2024 годах и на период до 2030 года» граждане, проживающие в строениях, но не являющиеся участниками мероприятия, обязаны освободить занимаемое строение в 30-ти дневный срок с момента получения уведомления об освобождении строения. Их выселение осуществляется согласно действующему законодательству Российской Федерации без предоставления мер поддержки, предусмотренных программой».
Вместе с тем, 03.12.2019 Писцову ВВ было выдано свидетельство о
предоставлении субсидии, срок действия свидетельства заканчивался в момент ее использования, но не позднее 15.11.2020, о чем ответчица была уведомлена письмом, при этом так же оговаривался тот факт, что действие свидетельства продлеваться не будет, так как финансирование муниципальной программы на 2021 год не предусмотрено.
До рассмотрения спора по существу, привлеченное в качестве третьего лица заявляющее самостоятельные требования на предмет спора МУ «Администрация городского поселения Пойковский» обратилось с самостоятельным требованием к ответчику Писцову ВВ о признании строения самовольной постройкой и освободить земельный участок, на котором расположено занимаемое ей самовольное строение, путем его сноса, в срок, установленный судом, в случае неисполнения решения в установленный срок просит предоставить Администрации гп. Пойковский право совершить вышеуказанные действия за счет ответчика с взысканием понесенных расходов, ссылаясь на то, что в городском поселении Пойковский существуют земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, территории которых хаотично застроены балками и хозяйственными постройками без соблюдения экологических, противопожарных, санитарно-гигиенических норм и правил, при отсутствии правоустанавливающих документов на земельные участки и разрешений на строительство.
Согласно акту натурного обследования от 08.12.2020 № на территории земельного участка по вышеуказанному адресу расположено строение № и создано на земельном участке не отведенном для этих целей.
Согласно карты функционального зонирования территории в составе генерального плана поселения, утвержденного решением Совета депутатов городского поселения Пойковский от 21 апреля 2017 № спорный земельный участок попадает в зону общественно-делового назначения.
При этом указанное строение создано без получения на то необходимых разрешений.
Ссылаясь на положения ст.60, 76 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
Считает, что администрация вправе распоряжаться спорным земельным участком, вправе требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.
В судебном заседании представители истцов на исковых требованиях настаивали, ссылаясь на то, что ответчики ФИО14, участвуя в мероприятиях по обеспечению жильем путем предоставления субсидии самостоятельно, тем не менее обязаны исполнить обязательства по передаче строения и земельного участка администрации пгт.Пойковский в рамках муниципальной программы Нефтеюганского района, однако свои обязательства не выполняют. При этом Писцов ВА О.К., Я.В. получив субсидии выехали из балка в приобретенное жилое помещение, Писцову ВВ, добиваясь получение субсидии в большем размере, проживает в балке, выселяться не намерена, хотя ей предлагалось другое жилое помещение на
условиях коммерческого найма с последующим выкупом, и освобождать
земельный участок не желает.
Ответчик Писцову ВВ в судебное заседание не явилась, по причинам признанным судом не уважительными.
Представитель ответчиков ФИО10 с иском не согласилась, ссылаясь на отсутствие оснований для применения положений ст.222 ГК РФ, учитывая снос строения заявлен в рамках муниципальной программы.
Писцов ВА фактически признал, о формальном участии матери в программе сноса, поскольку основной целью является сохранение данного строения.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие Писцову ВВ
Выслушав стороны, прокурора не усмотревшего оснований для вынесения решения о выселении ФИО11 из указанного строения, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям и в следующей его части.
Согласно абз. 3 п. 2 ст. 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении
земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за
исключением случаев, предусмотренных этим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительный кодекс РФ определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного
использования земельных участков и объектов капитального строительства,
расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, чч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).
Согласно ч.2 ст.260 Гражданского кодекса РФ, на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
В соответствии с положениями ч. 2, 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного Кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно ч. 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ, градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных
участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
В соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем
данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует
установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Исходя из содержания и смысла приведенной выше нормы закона, право собственности на самовольную постройку может быть признано за лицом, ее возведшим, только при наличии обязательной совокупности условий, установленной этой нормой закона.
Согласно разъяснениям п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие
меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Согласно пункту 9 Информационного письма от 09.12.2010 г. N 143 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения судами статьи 222 ГК РФ", право собственности на самовольную постройку, возведенную без необходимых разрешений, не может быть признано за создавшим ее лицом, которое имело возможность получить указанные разрешения, но не предприняло мер для их получения. В противном случае при удовлетворении требований на основании части 3 статьи 222 ГК РФ имел бы место упрощенный порядок легализации самовольного строения, применение которого ставит добросовестного застройщика, получающего необходимые для строительства документы в установленном порядке, в неравное положение по сравнению с самовольным застройщиком, который не выполнял предусмотренные законом требования.
Согласно положениям статей 1 - 2, 8 - 9, 30, 36, 44, 47 - 48, 55 Градостроительного кодекса РФ, при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в
установленном порядке составленной проектной документации, разрешения
на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.
Установленный Градостроительным кодексом РФ порядок направлен на устойчивое развитие территорий муниципальных образований, сохранение окружающей среды и объектов культурного наследия; создание условий для планировки территорий, обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Создание нового объекта подразумевает не только наличие прав на земельный участок, но и соблюдение определенной процедуры при осуществлении строительства, которая включает в себя получение разрешения на строительство, представляющее в силу положений ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Из Обзора судебной практики по делам, связанным с самовольным
строительством" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014) следует, что постройка считается созданной на земельном участке, не
отведённом для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (ст.7 ЗК РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (ст.ст.35-40 ГрК РФ, ст.85 ЗК РФ, правилам землепользования и застройки конкретного населённого пункта, определяющие вид разрешённого использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).
Как следует из представленных доказательств и установлено в судебном заседании 28.02.1984 года Исполнительным комитетом Нефтеюганского районного совета народных депутатов Тюменской области принято решение № «О порядке сноса балков, хозяйственно-бытовых строений и ответственности граждан за самовольное возведение этих объектов на территории района».
24.12.1987 года Исполнительным комитетом Нефтеюганского районного совета народных депутатов Тюменской области принято решение №, из которого следует что в целях устранения недостатков в соблюдении паспортного режима на территории района, было запрещено повсеместное повторное заселение по временным и вахтовым посёлкам предприятий и организаций, базирующихся на территории Пойковского, Мамонтовского и Пыть-Яхского поселковых Советов, а также разрешена перепрописка граждан, проживающих в жилых балках, не попадающих в зону капитальной застройки и не подлежащих сносу до 1990 года, при наличии регистрационного удостоверения.
Приложением к решению № было Примерное положение о порядке регистрации и сноса временных жилых строений в поселках района, а также
разработан типовой бланк регистрационного удостоверения на временное
строение.
При этом Писцову ВВ и Писцов ВА были вселены и проживали в строении приспособленном для проживания № (адрес)
Из представленных суду доказательств усматривается, что земельный участок под возведение недвижимого имущества в балочном массиве ПДРСУ пгт. (адрес) ни юридическим, ни физическим лицам не формировался, не отводился и в списках землепользователей, арендаторов и собственников не значится.
Согласно�����������������������������������������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�????????????????U?????????????�f???????�?�??�f?????????�f??????????�?�?
Вместе с тем, спорный земельный участок, является муниципальной собственностью, при этом вышеуказанное строение в реестр имущества муниципальной собственности не включено, и было исключено из реестра строений ликвидируемых в рамках муниципальной программы «Обеспечение доступным жильем жителей Нефтеюганского района в 2019-2024 годах и на период до 2030 года», утвержденной постановлением администрации Нефтеюганского района от (дата) №
В соответствии с абзацем 3 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае, самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушен могут пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (пункт 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства,
на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений.
Согласно ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Таким образом, учитывая, что на создание объекта, расположенного на спорном земельном участке, не имелось соответствующей разрешительной и необходимой проектно-строительной документации, согласованной с компетентными органами у прежнего владельца строения, спорное строение возведено в зоне не предназначенной для индивидуальной жилой застройки, ответчиком же не представлено доказательств законности пользования указанным строением, то суд приходит к выводу о незаконности владения ответчиком указанным строением и наличии оснований для признания строений самовольной постройкой, следовательно, требование об истребовании спорного земельного участка из владения ответчика Писцову ВВ подлежит удовлетворению.
В месте с тем, суд учитывает, что в соответствии с ч.2 ст.9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Согласно ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе
распоряжаются ими; граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным
законодательством оснований; граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законом ( части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Пунктами 1 и 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, администрацией муниципального образования.
Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 9 октября 2013 года принято постановление №-п «О государственной программе Ханты- Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры в 2018 - 2025 годах и на период до 2030 года", в
настоящее время Постановлением Правительством Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры 05 октября 2013 года принято постановление №-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы».
В целях реализации вышеуказанного Постановления №-п постановлением администрации Нефтеюганского района от 31.10.2016 №-па-нпа (в ред. от 28.12.2020 №-па-нпа) утверждена муниципальная программа Нефтеюганского района "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Нефтеюганского района на 2019 - 2024 годы и на период до 2030 года».
В рамках указанной Программы действует Порядок реализации основного мероприятия «расселение приспособленных для проживания строений, включенных в Реестры строения на 01.01.2021» ( приложение №)
который предусматривает правила и условия реализации основного мероприятия.
Решением Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 08.11.2017 по гражданскому делу № за Писцову ВВ и Писцов ВА было признано право на получение субсидии в соответствии с действовавшей аналогичной ранее подпрограммой III, как вселившимся в строение до 01.01.1995 года, за Писцову ОК и несовершеннолетним Писцов ЯВ право на получение субсидии в соответствии с подпрограммой III, как вселившимся в строение (балок) после 01.01.1995 года и проживающими в нем по настоящее время.
При этом в соответствии с Программой на основании предоставленного ответчиками ФИО14 договора купли-продажи квартиры от (дата), департаментом имущественных отношений Нефтеюганского района было издано распоряжение от (дата) № «О предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения» в размере 2 203 113 рублей 60 коп. на счет продавца квартиры ФИО9, в связи с чем, последние в строении № ПДРСУ пгт.Пойоквский не проживают.
Писцову ВВ же неоднократно выдавались свидетельства о предоставлении субсидии, право на приобретение жилого помещения ответчицей трижды не реализовывалось, и последняя до настоящего времени занимает указанное строение, поскольку не доказано иного.
В настоящее время спорное строение из реестра строений, приспособленных для проживания ликвидируемых в рамках муниципальной программы «Обеспечение доступным жильем жителей Нефтеюганского района в 2019-2024 годах и на период до 2030 года», утвержденной постановлением администрации Нефтеюганского района от 31.10.2016 №-№ исключено, в связи с получением ФИО14 субсидии и окончанием реализации мероприятий по расселению и ликвидации приспособленных для проживания строений.
При этом суд отмечает, что рамках действовавшего порядка (Приложение № 1) участник мероприятия обязан в течение 30 календарных дней с момента получения субсидии: сняться с регистрационного учета; погасить имеющуюся задолженность за оказанные коммунальные и/или иные услуги и
закрыть лицевые счета по занимаемому строению; освободить со всеми совместно проживающими с ним членами семьи и передать по акту приема-передачи представителю администрации поселений Нефтеюганского района, заключившему соответствующий договор, занимаемое приспособленное для проживания строение для последующего сноса, с предоставлением подтверждающих документов о юридическом и фактическом освобождении.
При этом участник мероприятия с момента подачи заявления о предоставления субсидии обязуются не совершать каких-либо действий с вышеуказанным строением, которые влекут или могут повлечь его отчуждение, а также не предоставлять указанное строение, для проживания другим лицам (п.26). Неисполнение обязательства по освобождению и (или) передаче по акту приема-передачи представителю администрации поселений Нефтеюганского района строения всеми совместно проживающими с ним членами семьи и (или) снятии с регистрационного учета является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с исковыми требованиями к участнику мероприятия о принудительном исполнении обязательств в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п.27).
Граждане, проживающие в строениях, приспособленных для проживания, но не являющиеся участниками мероприятия, обязаны освободить занимаемое строение в 30-дневный срок с момента получения уведомления об освобождении строения. Их выселение осуществляется согласно законодательству Российской Федерации без предоставления мер поддержки, предусмотренных программой (п.28). Основаниями исключения строений из реестра, держателем которого является администрация соответствующего поселения Нефтеюганского района являются: передача строения по акту приема-передачи представителю администрациг поселения Нефтеюганского района; физический снос строения, организованный администрациями поселениг Нефтеюганского района; самостоятельный физический снос строения гражданами; фактическое отсутствие строения; заявление гражданина о смене статуса строения на жилой дом; создание товарищества собственников недвижимости (садоводческое огородническое товарищество); вступившее в законную силу решение суда о выселении из приспособленного для проживания помещения без представления мер социально поддержки; вступившее в законную силу решение суда об освобождении незаконно занятого земельного участка; расположение строения в функциональной зоне индивидуальной жило застройки; заключение с участником мероприятия договора муниципального жилищного фонда коммерческого использования; вступившее в законную силу решение суда об исполнении обязательств; факт оплаты за приобретённое жилое помещение, оплаты по договору подряда на строительство жилого дома с использованием средств субсидии; отказ в предоставлении субсидии, принятый решением жилищной комиссии при администрации Нефтеюганского района; истечение указанного в пунктах 12.1 настоящего порядка срока действия свидетельства; в случае отсутствия по состоянию на (дата) на рассмотрении в уполномоченном органе заявления о предоставлении субсидии.
Анализ вышеуказанных норм дает основания для вывода о том, что обязательство об освобождении приспособленного для проживания строения в рассматриваемом случае является условием участия граждан, претендующих на получение субсидии. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что обязательство об освобождении приспособленного для проживания строения после приобретения жилья с использованием социальной выплаты, сняться с регистрационного учета имеет признаки гражданско-правового договора, является выражением воли пользователя и членов его семьи на передачу принадлежащего имущества на условиях обязательства.
Согласно п. 1 ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе (п. 2 ст. 307 ГК РФ).
При установлении, исполнении обязательства и после его прекращения
стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию (п. 3 ст. 307 ГК РФ).
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Условиями сделки может быть предусмотрено исполнение ее сторонами возникающих из нее обязательств при наступлении определенных обстоятельств без направленного на исполнение обязательства отдельно выраженного дополнительного волеизъявления его сторон путем применения информационных технологий, определенных условиями сделки.
В силу п. 1 ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода (п. 1 ст. 314 ГК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту – ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцы в обоснование своих требований ссылаются на обязанность: ответчиков ФИО14 передать строение по акту-приема передачи, Писцову ВВ освободить земельный участок о возведенного на нем строения путем его сноса, предоставив Администрации гп. Пойковский право в случае неисполнения решения в установленный срок совершить вышеуказанные действия за счет ответчика со взысканием понесенных расходов.
Однако до настоящего времени ответчики Писцов ВА, Писцову ОК и
несовершеннолетний Писцов ЯВ не исполнили данное ими обязательство передать по акту приема-передачи представителю органов местного самоуправления занимаемое строение.
Вместе с тем, (дата) Писцову ВВ было выдано свидетельство о
предоставлении субсидии, срок действия свидетельства заканчивался в момент ее использования, но не позднее 15.11.2020, о чем ответчица была уведомлена письмом, при этом так же оговаривался тот факт, что действие свидетельства продлеваться не будет, так как финансирование муниципальной программы на 2021 год не предусмотрено, при этом Писцову ВВ, поскольку не установлено иного субсидию не получила, своего право на обеспечение жильем в рамках муниципальной программы не использовала и до настоящего времени пользуется вышеуказанным строением.
При этом суд отмечает, что в соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом и другими федеральными законами.
В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 разъяснено, что при разрешении
споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 3 ЖК РФ). Принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 4 статьи 3 ЖК РФ).
Разрешая же требования муниципального учреждения ««Администрация городского поселения Пойковский о принудительном исполнении
обязательства, суд учитывает, что задачей и целью муниципальной программы является ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений, в том числе в балочном массиве на территории пгт.(адрес) в Нефтеюганском районе, а также создание условий и механизмов, способствующих переселению граждан из приспособленных для проживания строений в вышеуказанных массивах.
Учитывая, что обеспечение жилищных прав ответчиков возможно лишь в случае его полного возмещения высвобождаемого ответчиками строения, в связи с чем, ответчики ФИО14 согласились, получив денежную компенсацию за сносимое строение, соответственно на последних лежит обязанность исполнить взятые на себя обязательства в соответствии с которыми последние в течение 30 дней с момента перечисления субсидии для участников мероприятия обязаны передать по акту приема-передачи представителю органов местного самоуправления спорное.
Вместе с тем, поскольку в строении проживает Писцову ВВ, у которой в настоящее время право на проживание сохранено быть не может, то последняя обязана освободить земельный участок по вышеуказанному адресу, путем сноса указанного строения.
При этом суд учитывает, как было указано выше, что в рамках действовавшего порядка (Приложение № 1) граждане, проживающие в строениях, приспособленных для проживания, но не являющиеся участниками мероприятия, обязаны освободить занимаемое строение в 30-дневный срок с момента получения уведомления об освобождении строения. Их выселение осуществляется согласно законодательству Российской Федерации без предоставления мер поддержки, предусмотренных программой (п.28).
Вместе с тем, указанная норма к федеральному закону не относится, такого основания и порядка Жилищный кодекс РФ также не содержит, в связи с чем, основанием для выселения ответчика Писцову ВВ не является.
Иных оснований выселения ответчика, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, истцами также не приведено.
В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч.3 ст.196 Гражданского процессуального кодекса РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Таким образом, суд не усматривает оснований для выселения Писцову ВВ из спорного строения.
Кроме того, суд учитывает, что между сторонами фактически возник спор относительно самого строения, как предмета сноса.
При этом суд отмечает, что согласно ст. 107 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "Об исполнительном производстве" исполнение требования об освобождении земельного участка (об обязании должника освободить земельный участок) включает в себя освобождение земельного участка, указанного в исполнительном документе, от движимого и недвижимого имущества должника и запрещение должнику пользоваться
освобожденным земельным участком. Снос расположенных на земельном участке строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций производится в случае, если это указано в исполнительном документе.
Частью 1 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что,
если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика со взысканием с него необходимых расходов.
В связи с чем, в указанной части также подлежит удовлетворению требования администрации гп.Пойковский о предоставления последнему права совершить действия по освобождению строения приспособленного для проживания, в случае неисполнения Писцову ВВ самостоятельно совершить указанные действия, за счет ответчика со взысканием с нее необходимых расходов, как указано в ч.1 ст.206 ГПК РФ.
При этом доводы ответчиков ФИО14 о возможности сохранения указанной территории под строением, как основание использования ее под ИЖС, даже с учетом изменения ООО «(иные данные)» границ санитарно-защитных зон кустовых площадок, суд признает не состоятельными, поскольку учитывает, что согласно карты функционального зонирования территории в составе генерального плана поселения, утвержденного решением Совета депутатов городского поселения Пойковский от 21 апреля 2017 № спорный земельный участок попадает в зону общественно-делового назначения, где его использование под ИЖС исключается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.194, 198 и 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
решил:
Исковое заявление муниципального образования Нефтеюганский район в лице департамента имущественных отношений Нефтеюганского района, муниципального учреждения «администрация городского поселения «Пойковский к Писцов ВА, Писцову ОК действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Писцова ЯА, Писцову ВВ о признании строения самовольной постройкой, принудительном исполнении обязательства, понуждении передачи строения, приспособленного для проживания по акту приема-передачи, освобождении земельного участка путем сноса строения, приспособленного для проживания и выселения из него удовлетворить частично.
Признать самовольной постройкой строение, расположенное по адресу: (адрес), пгт. (адрес)
Возложить на Писцов ВА, Писцову ОК действующую в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Писцова ЯА обязанность и
передать представителю администрации пгт.Пойковский Нефтеюганского района по акту приема- передачи приспособленное для проживания строения, расположенного по адресу (адрес), пгт(адрес) а Писцову ВВ освободить земельный участок в пгт. (адрес) с расположенным на нем строением путем сноса строения, приспособленного для проживания в 6-ти месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
В случае неисполнения Писцову ВВ решения в установленный срок предоставить Администрации гп. Пойковский право совершить вышеуказанные действия за счет ответчика со взысканием понесенных расходов.
В иске муниципального образования Нефтеюганский район в лице департамента имущественных отношений Нефтеюганского района, муниципального учреждения «администрация городского поселения «Пойковский к Писцову ВВ о выселении отказать за необоснованностью исковых требований.
Взыскать с Писцов ВА, Писцову ОК госпошлину в доход бюджета города Нефтеюганска 6 000 руб. в равных долях, с Писцову ВВ 6 000 руб.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме в апелляционном порядке в суд Ханты- Мансийского автономного округа-Югры путем подачи апелляционной жалобы через Нефтеюганский районный суд ХМАО-Югры.
(иные данные)
(иные данные)
(иные данные)
(иные данные)
(иные данные)