Дело №2-7159/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 сентября 2023 года город Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего, судьи Петренко Л.Н., при секретаре Луговкиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акционерного общества «Тинькофф Банк о взыскании задолженности по кредитному договору с наследников, принявших наследственную массу после умершего ОШС,
установил:
АО «Тинькофф Банк» обратилось в суд с иском о взыскании задолженности по кредитному договору с наследников принявших наследственную массу после умершего ОШС в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ между ОШС и АО «Тинькофф Банк» был заключен договор кредитной карты № на сумму 140 000 рублей. Задолженность умершего перед Банком на дату направления в суд настоящего иска составила 144 389,71 рублей, из которых: - сумма основного долга 138 633,85 рублей, сумма процентов 5755,86 рублей- просроченные проценты. Банку стало известно о смерти ОШС, на дату смерти обязательства по выплате задолженности по договору умершим не исполнены. Просит взыскать с наследников в пользу Банка в пределах наследственного имущества ОШС сумму просроченной задолженности в размере 144 389,71 рублей, государственную пошлину 4087,80 рублей.
Представитель истца в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
Заемщик ОШС умер ДД.ММ.ГГГГ, наследников у него не имеется.
Согласно пункту 1 статьи 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно (статья 323). Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
В силу статьи 1114 ГК РФ днем открытия наследства является день смерти гражданина.
Следует также учитывать, что при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил Кодекса не следует иное. В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (статьи 1110, 1112 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 №9 «О судебной практике по делам о наследовании», наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия, считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом) (пункт 34). Ответственность по долгам наследодателя несут все принявшие наследство наследники независимо от основания наследования и способа принятия наследства. Принявшие наследство наследники должника становятся солидарными должниками (статья 323 ГК РФ) в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества. Наследники, совершившие действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости всего причитающегося им наследственного имущества (пункт 60).
Исходя из положений вышеприведенных правовых норм и акта их толкования, обстоятельствами, имеющими юридическое значение для правильного разрешения спора между кредитором и наследниками должника о взыскании задолженности по кредитному договору, в том числе, являются принятие наследниками наследства, наличие и размер наследственного имущества.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ОШС и АО «Тинькофф Банк» был заключен договор кредитной карты № на сумму 140 000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ ОШС умер, что подтверждается свидетельством о смерти I-ЛЖ № от ДД.ММ.ГГГГ (актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ).
По состоянию на 29.06.2023 г. задолженность заемщика по кредитному договору составила 144 389,71 рублей, из которых основной долг-138 633,85 рублей, проценты- 5755,86 рублей.
04.02.2023 г. нотариусом нотариального округа города Кызыла Республики Тыва СЧА заведено наследственное дело № в связи с обращением ОДШ, ОНБ с заявлением о принятии наследства в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес>
17.07.2023 г. постановлением нотариуса нотариального округа <адрес> Республики Тыва СЧА отказано ОНБ в выдаче свидетельства о праве на наследство на квартиру, расположенную по адресу <адрес>, поскольку указанный объект недвижимости не входит в наследственную массу наследодателя.
24.07.2023 г. постановлением нотариуса нотариального округа <адрес> Республики Тыва СЧА отказано ОДШ в выдаче свидетельства о праве на наследство на квартиру, расположенную по адресу <адрес>, поскольку указанный объект недвижимости не входит в наследственную массу наследодателя.
Сведений о принятии наследниками имущества после смерти ОШС, а также выдаче свидетельств о праве на наследство по закону не имеется.
Доказательств наличия какого-либо иного имущества, принадлежавшего ОШС в материалы дела не представлено.
В исковом заявлении содержится только ходатайство представителя истца о привлечении в качестве соответчиков наследников, в случае установления таковых судом.
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в статье 12 ГПК РФ, а также положений статей 56, 57 ГПК РФ, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий не совершения им соответствующих процессуальных действий, в том числе предусмотренных частью 2 статьи 150 ГПК РФ о рассмотрении дела по имеющимся в деле доказательствам.
В силу части 1 статьи 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Согласно части 1 статьи 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
Представитель истца от явки в судебное заседание самоустранился, указав в исковом заявлении ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, избрав пассивную позицию при рассмотрении данного дела и переложив обязанность по собиранию доказательств, определения круга ответчиков на суд.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.12.2010 №1642-О-О указано, что в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (статья 123, часть 3 Конституции Российской Федерации), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (часть первая статьи 56 ГПК Российской Федерации), и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий; при этом суд, являющийся субъектом гражданского судопроизводства, активность которого в собирании доказательств ограничена, обязан создавать сторонам такие условия, которые обеспечили бы возможность реализации ими процессуальных прав и обязанностей, а при необходимости, в установленных законом случаях, использовать свои полномочия по применению соответствующих мер.
Исходя из требований части 3 статьи 196 ГПК РФ и пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 №23 «О судебном решении» заявленные требования рассматриваются и разрешаются судом по основаниям, указанным истцом.
Таким образом, поскольку из представленных материалов следует, что какого-либо имущества, которое могло быть наследовано, у наследодателя не имелось, и доказательств фактического или юридического принятия какими-либо лицами наследства после смерти ОШС не имеется, следовательно, требование банка к наследственному имуществу умершего заемщика ОШС о взыскании задолженности по кредитному договору следует оставить без удовлетворения.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Акционерного общества «Тинькофф Банк о взыскании задолженности по кредитному договору с наследников, принявших наследственную массу после умершего ОШС, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено- 18 сентября 2023 года (с учетом выходных дней).
Судья Л.Н. Петренко