Гр. дело № 2-1368/2018Мотивированное решение составлено 26 ноября 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 ноября 2018 года город Апатиты
Апатитский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Тычинской Т.Ю.
при секретаре Протасевич А.Е.
с участием истца Волошиной С.В. и ее представителя истца Коновалова А.В., действующего на основании ордера <№> от 06 <дата>,
представителя ответчика Гринева М.В., действующего на основании доверенности от <дата> <№>,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волошиной Светланы Викторовны к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Апатиты Мурманской области (межрайонное) о признании незаконным бездействия по рассмотрению заявления о назначении пенсии, признании права на установление страховой пенсии по старости с даты возникновения права на указанную пенсию, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости, произвести ее начисление и выплату,
У С Т А Н О В И Л:
Волошина С.В. обратилась в суд с иском к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Апатиты Мурманской области (межрайонному) (далее УПФР в г. Апатиты) о признании незаконными действий, выразившихся в нарушении срока рассмотрения заявления о назначении пенсии, признании права на установление страховой пенсии по старости и возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости.
В обоснование иска указала, что 01 марта 2018 года она обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кировске Мурманской области (далее УПФР в г. Кировске) с заявлением о назначении пенсии, которое в установленный законом десятидневный срок, до есть до 15 марта 2018 года, рассмотрено не было. 13 июля 2018 года учреждение было реорганизовано с передачей всех функций, прав и обязанностей УПФР в г. Апатиты. Решением ответчика от 22 августа 2018 года в установлении пенсии ей было отказано по причине отсутствия на дату обращения 01 марта 2018 года необходимой продолжительности стажа в районах Крайнего Севера. В связи с длительностью нарушения срока рассмотрения заявления пенсия ей была назначена только с 30 августа 2018 года. Полагает, что в случае своевременного рассмотрения заявления она бы повторно обратилась в пенсионный орган 20 марта 2018 года и реализовала бы свое право на пенсию, так как на эту дату необходимый стаж в районах Крайнего Севера у нее имелся.
Просит признать незаконными действия (бездействие) УПФР в г. Кировске за период с 15 марта 2018 года до 13 июля 2018 года по рассмотрению ее заявления об установлении страховой пенсии по старости от 01 марта 2018 года, выразившиеся в нарушении установленного законом десятидневного срока; признать незаконными действия (бездействие) УПФР в г. Апатиты за период с 13 июля 2018 года до 22 августа 2018 года по рассмотрению ее заявления об установлении страховой пенсии по старости от 01 марта 2018 года, выразившиеся в нарушении установленного законом десятидневного срока; признать за ней право на установление страховой пенсии по старости с 20 марта 2018 года, то есть при тех условиях, которыми она могла и имела право пользоваться в случае соблюдения органами Пенсионного фонда сроков рассмотрения заявления и дачи ответа заявителю; обязать УПФР в г. Апатиты устранить нарушение ее прав, свобод и законных интересов и назначить страховую пенсию по старости с 20 марта 2018 года; взыскать с ответчика в ее пользу судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Определением от 12 ноября 2018 года судом принято к рассмотрению заявление истца об увеличении исковых требований от 08 ноября 2018 года, в котором она просит: признать бездействие органов Пенсионного фонда Российской Федерации (УПФР в г. Кировске, а с учетом произошедшего правопреемства – УПФР в г. Апатиты) при рассмотрении ее заявления о назначении досрочной страховой пенсии по старости за период с 11 июня 2018 года по 21 августа 2018 года незаконным и нарушающим ее право на своевременное рассмотрение указанного заявления; признать за ней право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с 26 марта 2018 года; обязать УПФР в г. Апатиты произвести начисление и выплату ей досрочной страховой пенсии по старости за период с 26 марта 2018 года по 29 августа 2018 года.
В судебном заседании истец и ее представитель поддержали исковые требования, уточнили дату, с которой просят признать бездействие ответчика незаконным – с 10 июня 2018 года; просили также взыскать судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 25000 рублей.
Представитель ответчика в судебном заседании принятие решения оставил на усмотрение суда, при этом согласился, что срок рассмотрения заявления истца был нарушен вследствие ненадлежащей организации работы по назначению пенсий в УПФР в г. Кировске. В связи с реорганизацией данного учреждения путем присоединения к УПФР в г. Апатиты потребовалось провести мероприятия по оформлению пенсионного дела истца, после чего было вынесено решение об отказе в установлении досрочной пенсии в связи с отсутствием на дату обращения за пенсией необходимой продолжительности стажа в районах Крайнего Севера не менее 12 лет. Право у истца на страховую пенсию по старости возникло с 26 марта 2018 года. В случае удовлетворения иска просит снизать размер расходов на оплату услуг представителя.
Заслушав объяснения истца и ее представителя, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, обозрев пенсионные дела Волошиной С.В., суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение порядка реализации данного конституционного права, в том числе сроков, с которых назначаются пенсии, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии, к числу которых относится и страховая пенсия по старости, установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400).
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400 право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим законом.
По общему правилу, закрепленному в статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400, право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
На основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ и статьей 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Часть 4 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ предоставляет гражданам право обращаться с заявлением об установлении страховой пенсии, оформленном в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг).
Согласно части 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление представляется в форме электронного документа, при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг.
Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг.
В силу части 7 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ заявление о назначении страховой пенсии рассматривается не позднее, чем через 10 рабочих дней со дня приема этого заявления органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, со дня представления дополнительно документов в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи.
Аналогичные положения, касающиеся срока рассмотрения заявления о назначении страховой пенсии, закреплены в пунктах 38 и 39 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных Приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 года № 884н (далее – Правила), а также пункте 13 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Минтруда России от 19 января 2016 года № 14н.
Как указано в части 8 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, в случае проведения проверки документов, необходимых для установления страховой пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.
Согласно пункту 34 Правил приостановление срока рассмотрения заявления о назначении пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую оформляется решением территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
По результатам рассмотрения заявления о назначении пенсии территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации определяет право гражданина на пенсию, за которой он обратился, производит расчет размера пенсии и выносит соответствующее решение (пункт 41 Правил).
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что заявление о назначении страховой пенсии должно быть рассмотрено территориальным пенсионным органом с принятием соответствующего решения об отказе или удовлетворении заявления
Судом из материалов отказного пенсионного дела установлено, что истец Волошина С.В., <дата> рождения, 01 марта 2018 года через Единый портал государственных и муниципальных услуг обратилась в УПФР в г. Кировске с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400.
Уведомлением от 01 марта 2018 года пенсионным органом истцу дано разъяснение о необходимости представления в срок не позднее 01 июня 2018 года дополнительных документов для назначения пенсии за работу в районах Крайнего Севера: справки работодателя о периодах работы и копии (справки) записи акта гражданского состояния.
Уведомление направлено Волошиной С.В. через Единый портал государственных и муниципальных услуг и получено ею 01 марта 2018 года.
Дополнительные документы в полном объеме были представлены истцом в УПФР в г. Кировске 28 мая 2018 года, то есть до истечения трехмесячного срока со дня получения истцом соответствующего разъяснения, что ответчиком не оспаривается.
В соответствии с вышеприведенными нормами заявление Волошиной С.В. о назначении пенсии от 01 марта 2018 года подлежало рассмотрению территориальным пенсионным органом в срок не позднее 09 июня 2018 года.
Вместе с тем, указанное заявление было рассмотрено 22 августа 2018 года УПФР в г. Апатиты с вынесением решения <№> об отказе в установлении пенсии по причине отсутствия требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости. Документально подтвержденный страховой стаж (в льготном исчислении) составил 25 лет 07 месяцев 21 день, стаж в районах Крайнего Севера – 11 лет 11 месяцев 06 дней.
Из материалов пенсионного дела следует, что срок рассмотрения заявления на основании 8 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ до завершения проверки документов, необходимых для установления страховой пенсии, в том числе представленных истцом 28 мая 2018 года, решением пенсионного органа не приостанавливался.
Таким образом, в судебном заседании установлено и признается ответчиком, что территориальным пенсионным органом не соблюден предусмотренный частью 7 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ срок рассмотрения заявления Волошиной С.В. о назначении пенсии от 01 марта 2018 года.
Бездействие пенсионного органа по рассмотрению заявления нарушило право истца на своевременное разрешение вопроса о назначении страховой пенсии по старости.
Как усматривается из материалов пенсионного дела <№> Волошиной С.В., повторно с заявлением о назначении пенсии истец обратилась 30 августа 2018 года.
С указанной даты решением УПФР в г. Апатиты от 06 сентября 2018 года <№> ей назначена и выплачивается страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требования истца о признании незаконным бездействия пенсионного органа по рассмотрению ее заявления о назначении досрочной страховой пенсии по старости в период с 10 июня 2018 года по 21 августа 2018 года являются обоснованными.
Поскольку постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации № 73п от 28 февраля 2018 года ГУ УПФР в г. Апатиты Мурманской области было реорганизовано путем присоединения к нему ГУ УПФР в г. Кировске Мурманской области с переименованием в ГУ – УПФР в г. Апатиты Мурманской области (межрайонное), суд удовлетворяет исковые требования к ГУ – УПФР в г. Апатиты Мурманской области (межрайонное).
Согласно пункту 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
По смыслу названной нормы необходимыми условиями назначения страховой пенсии являются наличие права на пенсию и волеизъявление застрахованного лица о реализации права на пенсию, выраженное в заявлении о назначении пенсии.
Волошина С.В. в предусмотренном законом порядке обратилась за досрочной страховой пенсией по старости 01 марта 2018 года, представив все необходимые документы 28 мая 2018 года.
Как установлено судом и не оспаривается представителем ответчика, право на пенсию у истца возникло с 26 марта 2018 года, поскольку на эту дату она выработала необходимую для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 продолжительность стажа в районах Крайнего Севера – 12 лет.
Часть 4 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ закрепляет, что обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.
Согласно 19 Правил заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Следовательно, законодатель предусмотрел возможность реализации гражданами права на страховую пенсию путем обращения в пенсионный орган за месяц до даты возникновения права на пенсию с соответствующим заявлением.
В соответствии с пунктом 23 Правил решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Вышеприведенные положения, а также то обстоятельство, что право на досрочную страховую пенсию по старости у Волошиной С.В. возникло с 26 марта 2018 года, ответчиком при вынесении 22 августа 2018 года решения об отказе истцу в назначении пенсии по причине отсутствия необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера на дату обращения 01 марта 2018 года учтены не были.
Принимая во внимание, что истец реализовала свое право на страховую пенсию по старости, обратившись в пенсионный орган за 25 дней до даты возникновения права на указанную пенсию, законных оснований для отказа истцу в установлении досрочной пенсии по старости у ответчика не имелось.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым обязать ответчика назначить Волошиной С.В. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 с 26 марта 2018 года.
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Поскольку неправомерное решение УПФР в г. Апатиты об отказе в установлении пенсии привело к нарушению конституционного права истца на социальное обеспечение по возрасту, страховая пенсия по старости подлежит начислению и выплате с даты ее назначения и за весь период, когда она не выплачивалась, то есть с 26 марта 2018 года до 29 августа 2018 года.
Таким образом, исковые требования Волошиной С.В. о признании бездействия по рассмотрению заявления о назначении пенсии незаконным, признании права на установление страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости, произвести ее начисление и выплату являются законными и подлежат удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, к которым относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы (статьи 88, 94 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Согласно статье 100 Гражданского процессуального кодекса РФ расходы на оплату услуг представителя присуждаются в разумных пределах.
Как следует из материалов дела, истцом понесены судебные расходы об общей сумме 25 300 рублей. Из них: 20000 рублей – на оплату услуг представителя за участие в судебных заседаниях, 5000 рублей – на оплату услуг за составление искового заявления, 300 рублей – на оплату государственной пошлины за подачу иска в суд.
Исходя из принципа разумности и справедливости, принимая во внимание выполненную представителем работу по предоставлению доказательств, а также участие представителя в одном предварительном и одном судебном заседаниях, составление им искового заявления и заявления об увеличении исковых требований, суд считает требования истца о взыскании расходов на оплату услуг представителя подлежащими частичному удовлетворению в размере 13 000 рублей.
Таким образом, общий размер подлежащих взысканию с ответчика судебных расходов составит 13300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Волошиной Светланы Викторовны к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Апатиты Мурманской области (межрайонное) о признании бездействия по рассмотрению заявления о назначении пенсии незаконным, признании права на установление страховой пенсии по старости с даты возникновения права на указанную пенсию, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости, произвести ее начисление и выплату удовлетворить.
Признать незаконным бездействие государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Апатиты Мурманской области (межрайонное) по рассмотрению заявления Волошиной Светланы Викторовны от 01 марта 2018 года о назначении досрочной страховой пенсии по старости в период с 10 июня 2018 года по 21 августа 2018 года.
Признать за Волошиной Светланой Викторовной право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с 26 марта 2018 года.
Обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Апатиты Мурманской области (межрайонное) назначить Волошиной Светланой Викторовне страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 «О страховых пенсиях» с 26 марта 2018 года.
Обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Апатиты Мурманской области (межрайонное) произвести начисление и выплату Волошиной Светланой Викторовне страховой пенсии по старости за период с 26 марта 2018 года по 29 августа 2018 года.
Взыскать с государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Апатиты Мурманской области (межрайонное) в пользу Волошиной Светланы Викторовны судебные расходы в размере 13 300 (тринадцать тысяч триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Апатитский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Т. Ю. Тычинская