Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-2163/2022 от 28.01.2022

Судья: Орлова Т.А.                     Гр. дело № 33-2163/2022

номер дела суда первой инстанции № 2-4371/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 марта 2022 года                                г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Черкуновой Л.В.,

судей – Ивановой Е.Н., Соболевой Ж.В.,

с участием прокурора – Галкиной А.Н.,

при помощнике судьи Козик С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Долгих Н.В. к Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области, ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа» о признании права на ежемесячную денежную компенсацию, возложении обязанности, взыскании денежных средств,

по апелляционной жалобе Долгих Н.В. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 18 ноября 2021 года.

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Ивановой Е.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Долгих Н.В. обратился в суд с иском к Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области, ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа» признании права на ежемесячную денежную компенсацию, возложении обязанности, взыскании денежных средств.

Заявленные требования обосновывал тем, что она является вдовой ФИОДД.ММ.ГГГГ года рождения, инвалида <данные изъяты> вследствие чернобыльской катастрофы, умершего ДД.ММ.ГГГГ года. Истица прожила с ФИО в браке, зарегистрированном органом ЗАГС, <данные изъяты> Весь указанный период нахождения в браке супруги проживали совместно и вели общее хозяйство. Её муж, ФИО., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с 08.07.1986 года по 09.08.1986 года участвовал в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС. По результатам развития радиационно обусловленных заболеваний ФИО. 13 сентября 2006 года впервые бессрочно была установлена инвалидность <данные изъяты> по общему заболеванию. При повторном освидетельствование ФИО 3 мая 2007 года была установлена связь его инвалидности <данные изъяты> с чернобыльской катастрофой. По мере развития полученных заболеваний ФИО перестал понимать свои действия и руководить ими. Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 12 марта 2007 года ФИО ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был признан недееспособным, а распоряжением заместителя мэра г. Тольятти Самарской области от 07.06.2007 года №3949 -3/р его жена Долгих Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была назначена его опекуном. Таким образом, за период с 7 июня 2007 года по момент смерти мужа ДД.ММ.ГГГГ Долгих Н.В. единолично осуществляла за ним постоянный посторонний уход.

Истец имеет право на назначение выплат ежемесячной денежной компенсации за вред, причиненный здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотренной частью 2 статьи 14 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с 1 августа 2018 года, как нетрудоспособному лицу, имевшему право ко дню смерти мужа на получение от него содержания, независимо от факта нахождения на иждивении. Статус опекуна определял истице право на получение всех денежных средств, выплачиваемых мужу ФИО в порядке пенсионного обеспечения по статусу инвалида <данные изъяты> вследствие чернобыльской катастрофы и возмещение вреда, причинённого здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, и использование их к качестве постоянного и основного источника средств к совместному с мужем существованию. За период с апреля по июль 2018 года указанные выплаты ФИО ежемесячно составляли итоговую сумму 52 178 рублей 81 копейки, при этом ежемесячный доход Долгих H.В. по пенсионному обеспечению за тот же период составлял 16 499 рубля 09 копеек, а итоговая сумма получаемых Долгих Н.В. денежных средств для совместного существования супругов составляла 68 677 рублей 90 копеек. Указанные обстоятельства объективно свидетельствуют о том, что истец получала от мужа материальную помощь которая была постоянным и основным источником средств к существованию в период постоянного постороннего ухода за мужем и это определяло её право с момента смерти мужа на получение выплат оспариваемой ЕДК с 1 августа 2018 года как нетрудоспособному лицу, находившемуся на иждивении мужа. Вместо указанных действий должностные лица отказали Долгих Н.В в назначении оспариваемой ЕДК и потребовали в судебном порядке доказать факт нахождения на иждивении мужа.

Основываясь на вышеизложенном, истец просит суд:

- признать право Долгих Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вдовы ФИО ДД.ММ.ГГГГ года рождения, инвалида <данные изъяты> вследствие чернобыльской катастрофы, умершего ДД.ММ.ГГГГ года, на назначение ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью 2 статьи 14 Закона №1244-1 в сумме 11 815 рублей 06 копеек с 1 августа 2018 года;

- обязать ГКУ Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Центрального округа» назначить Долгих Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вдове ФИО., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, инвалида <данные изъяты> вследствие чернобыльской катастрофы, умершего 12 июля 2018 года;

- выплаты ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной частью 2 статьи 14 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1, с 1 августа 2021 года в сумме 13 314 рублей 74 копейки. В последующем указанная ежемесячная компенсация подлежит ежегодной индексации в порядке предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации;

- взыскать с Министерства социально-демографической и семейной политики в пользу Долгих Н. В., образовавшуюся задолженность по выплатам ежемесячной компенсации за период с 01.08.2018 г. по 31.07.2021 г. в сумме 450 969,60 руб.

Решением Октябрьского районного суда г.Самара от 18 ноября 2021 года исковые требования Долгих Н.В. оставлены без удовлетворения в полном объеме.

В апелляционной жалобе истец Долгих Н.В. в лице представителя по доверенности Кузнецова А.В. просит отменить решение и вынести новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов суда, нарушение судом норм материального и процессуального права.

В заседании суда апелляционной инстанции истец Долгих Н.В. и его представитель Кузнецов А.В. доводы апелляционной жалобы поддержали.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области – Малыхина Н.А. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.

Прокурор Галкина А.Н. в заседании суда апелляционном инстанции с решением суда согласилась, считает его законным и обоснованным.

Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом.

В соответствии со ст.167 и ст.327 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего решение законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным.

В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), относит к числу гарантий социальной защиты охрану труда и здоровья людей, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, установление государственных пенсий и пособий (статья 7, часть 2).

При этом Конституция Российской Федерации не закрепляет конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, в том числе подвергшихся воздействию радиации в связи с деятельностью государства в сфере освоения и использования ядерной энергии. Решение указанных вопросов относится к компетенции законодательной власти, обладающей достаточной дискрецией в определении соответствующих мер социальной защиты и регламентации условий их предоставления (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 марта 1996 года N 7-П, от 1 декабря 1997 года N 18-П и от 19 июня 2002 года N 11-П; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 года N 496-О-П и др.).

Законом Российской Федерации от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" регулируется порядок предоставления мер социальной поддержки лицам, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы.

Положениями п. 3 ч. 1 ст. 15 ст. Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона (граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений), предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 - 12, 14 части первой статьи 14 настоящего Закона.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

В рамках реализации соответствующего полномочия законодатель устанавливает специальное правовое регулирование, гарантирующее гражданам осуществление их конституционного права на социальное обеспечение, включая обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний самого работника, а в случае его смерти - членов его семьи, лишившихся кормильца.

В настоящее время правовое регулирование указанных отношений осуществляется по нормам Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", которыми предусматривается, что обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, являясь видом социального страхования, устанавливается для социальной защиты застрахованных путем предоставления в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию в возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью при исполнении ими обязанностей по трудовому договору и в иных установленных названным Федеральным законом случаях (пункт 1 статьи 1); при этом под застрахованным в данном Федеральном законе понимается как физическое лицо, подлежащее обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, так и физическое лицо, получившее повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, подтвержденное в установленном порядке и повлекшее утрату профессиональной трудоспособности (статья 3).

Субъектами права на обеспечение по данному виду обязательного социального страхования признаются как сами застрахованные, так и - в случае их смерти - иные указанные в названном Федеральном законе лица, в число которых включаются и нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания (пункт 1, абзац второй пункта 2 статьи 7).

Конституционный Суд Российской Федерации ранее указывал, что предоставление этим лицам права на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного обусловлено необходимостью поддержания стабильности их имущественного положения как лиц, получавших существенную материальную поддержку от умершего и объективно, в силу нетрудоспособности, не могущих компенсировать ее потерю за счет собственных ресурсов; такой подход в полной мере соответствует вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социально-страховых отношений, на основе которых должно реализовываться право на социальное обеспечение и осуществляться социальное обеспечение в целом; при этом право нетрудоспособных иждивенцев лица, застрахованного от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на получение страховых выплат является производным от их статуса иждивенца, а не от права застрахованного на обеспечение по обязательному социальному страхованию, которое он реализовал при жизни (определения от 3 октября 2006 года N 407-О, от 5 февраля 2009 года N 290-О-П и от 29 мая 2014 года N 1118-О).

Вместе с тем в целях обеспечения преемственности правового регулирования и защиты интересов граждан, не успевших реализовать право на возмещение вреда здоровью до вступления в силу Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", пункт 5 его статьи 7 предоставляет лицам, чье право на получение возмещения вреда ранее было установлено в соответствии с законодательством СССР или законодательством Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, право на обеспечение по страхованию в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом. Кроме того, согласно пункту 1 его статьи 28, лицам, получившим до вступления в силу данного Федерального закона увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей и подтвержденные в установленном порядке, а также лицам, имеющим право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, обеспечение по страхованию производится страховщиком независимо от сроков получения увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья.

Следовательно, для получения лицами, состоявшими на иждивении умершего кормильца или имевшими ко дню его смерти право на получение от него содержания, обеспечения по страхованию по нормам Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" юридическое значение должен иметь не факт реализации кормильцем, получившим повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, подтвержденное в установленном порядке и повлекшее утрату профессиональной трудоспособности, права на возмещение причиненного его здоровью вреда при жизни, а факт установления наличия у него данного права. Иной подход - учитывая, что в отдельных случаях в силу объективных причин фактическая реализация самим кормильцем, получившим повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, права на возмещение причиненного его здоровью вреда может оказаться затруднительной (например, в связи с состоянием здоровья, препятствующим совершению необходимых юридически значимых действий), - создавал бы необоснованные препятствия для осуществления нетрудоспособными членами семьи такого лица, состоявшими на его иждивении, права на возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, и приводил бы к установлению несовместимых с требованиями статей 19 (части 1 и 2) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации различий в условиях возникновения и реализации права на получение обеспечения по страхованию для граждан, относящихся к одной и той же категории - "нетрудоспособные иждивенцы умершего кормильца", исключительно в зависимости от факта реализации права на возмещение вреда здоровью самим кормильцем.

Судом установлено, что Долгих Н.В. является вдовой ФИО ДД.ММ.ГГГГ года рождения, инвалида <данные изъяты> вследствие чернобыльской катастрофы, умершего ДД.ММ.ГГГГ года.

Долгих Н.В. прожила с ФИО в браке, зарегистрированном органом ЗАГС <данные изъяты>. Весь указанный период нахождения в браке супруги проживали совместно и вели общее хозяйство.

ФИО ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с 08.07.1986 года по 09.08.1986 года участвовал в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС.

По результатам развития радиационно обусловленных заболеваний ФИО 13 сентября 2006 года впервые бессрочно была установлена инвалидность <данные изъяты> по общему заболеванию. При повторном освидетельствование ФИО. 3 мая 2007 года была установлена связь его инвалидности <данные изъяты> с чернобыльской катастрофой. По мере развития полученных заболеваний ФИО перестал понимать свои действия и руководить ими.

Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 12 марта 2007 года ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был признан недееспособным, а распоряжением заместителя мэра г. Тольятти Самарской области от 07.06.2007 года №3949 -3/р его жена Долгих Н.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была назначена его опекуном.

Таким образом, за период с 7 июня 2007 года по момент смерти мужа 12 июля 2018 года Долгих Н.В. единолично осуществляла за ним постоянный посторонний уход.

Решением Центрального районного суда г.Тольятти от 29.01.2019г. в удовлетворении исковых требований Долгих Н.В. об установлении факта нахождения на иждивении, признании права на компенсационные выплаты и меры социальной поддержки отказано.

Апелляционным определением от 16.04.2019 г. решение Центрального районного суда г.Тольятти от 29.01.2019г оставлено без изменения.

Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 05.12.2019г. решение Центрального районного суда г.Тольятти от 29.01.2019г и апелляционное определение от 16.04.2019г. оставлены без изменения.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что Долгих Н.В. не предоставила доказательств того, что при жизни супруга ФИО имела доход от него, который являлся постоянным и основным источником средств к её существованию, находилась у него на иждивении. Следовательно, у Долгих Н.В. отсутствует право на получение выплаты в связи со смертью кормильца предусмотренные частью 2 ст. 14 базового Закона.

Доводы истца о том, что принятые решения суда не согласуются с положениями Конституции РФ, основаны на неверном их толковании и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

В связи с тем, что оснований для назначения Долгих Н.В. ежемесячной компенсационной выплаты не имеется, то не подлежат удовлетворению требования истца об индексации, взыскании с ответчика задолженности в пользу Долгих Н.В., образовавшуюся по выплатам ежемесячной компенсации за период с 01.08.2018 г. по 31.07.2021 г. в сумме 450 969,60 руб.

При таких обстоятельствах, не имеется оснований для удовлетворения исковых требований истца.

Судебная коллегия соглашается с решением суда и не находит правовых оснований для отмены или изменения правильного по существу решения суда.

Пунктом 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. N 1244-1 инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы при возмещении вреда и оказании мер социальной поддержки - наряду с предусмотренными другими положениями данного Закона иными выплатами и установленными в дополнение к ним льготными условиями реализации конкретных прав в сфере жилищно-коммунального и социального обслуживания - гарантируется ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. При этом в соответствии с частью второй той же статьи в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на указанную ежемесячную денежную компенсацию вне зависимости от причины смерти в установленном законом порядке распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении таких инвалидов.

Выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. N 1244-1, производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 г. N 607 утвержден Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В соответствии с пунктом 2 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, денежная компенсация выплачивается нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении умершего инвалида.

Согласно п. 6 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, для осуществления выплаты денежной компенсации нетрудоспособным иждивенцам представляются следующие документы (их заверенные в установленном порядке копии): заявление о выплате денежной компенсации; копия документа, удостоверяющего личность заявителя; копия свидетельства о смерти кормильца; справка о составе семьи; документы, подтверждающие наличие нетрудоспособных иждивенцев (копии свидетельства о рождении детей, пенсионного удостоверения, справки об установлении инвалидности, трудовой книжки и другие).

На основании п. 7 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а при пересмотре ее размера в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, потерявшей кормильца, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления. Таким образом, из анализа приведенных выше норм права, следует, что одним из обязательных условий для реализации членом семьи умершего предусмотренного законом права на получение компенсационных выплат является подтверждение лицом, претендующим на выплату компенсаций, факта нахождения на иждивении умершего. Однако ни Закон Российской Федерации от 15.05.1991 г. N 1244-1, ни принятый во исполнение данного закона Порядок, не содержат определения понятия иждивения.

Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 не содержит определения понятий "иждивение" и "нетрудоспособный член семьи". Они раскрываются в других федеральных законах, использование которых для уяснения смысла этих понятий является общим правилом. В данном случае, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, подлежат применению соответствующие положения статьи 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (пункт п. 6.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П).

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания.

Пункт 2.1 ст.7 указанного закона предусматривает право на получение ежемесячных страховых выплат, в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая, за иными нетрудоспособными лицами, состоявшими на иждивении ко дню его смерти или имевшие право на получение от него содержания, а также лица, состоявшие на иждивении умершего, ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет со дня его смерти.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2011 г. N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" разъяснено, что нетрудоспособными в отношении права на получение возмещения вреда в случае смерти кормильца являются инвалиды I, II или III группы.

Понятия "иждивение" и "нетрудоспособный член семьи умершего кормильца" также содержались в Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшем до 1 января 2015 г.

Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (пункт 3 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ).

Аналогичное определение понятий "иждивение" и "нетрудоспособный член семьи умершего кормильца" содержится в статье 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 г. Согласно преамбуле Федерального закона от 24.07.1998 г. 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" данный Закон устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.

В соответствии со ст. 3 названного Закона профессиональное заболевание - хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности и (или) его смерть.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, закрепленной в п. 5.2 Постановления от 19.06.2002 г. N 11-П, установленная действующим законодательством ежемесячная периодичность денежных выплат гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, не означает, что данные выплаты относятся к обязательным социальным выплатам в рамках социального обеспечения (статьи 7 и 39 Конституции Российской Федерации).

Денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, поскольку их предоставление является конституционной обязанностью государства по возмещению вреда, причиненного здоровью таких граждан, что не может быть обусловлено какими-либо сборами, взносами в тот или иной фонд и не основывается на действии принципа солидарности поколений (как это характерно для обязательного социального страхования). Указанная конституционная обязанность государства, имеющая публично-правовой характер, не тождественна обязанности работодателя возмещать своему работнику вред, причиненный при исполнении трудовых обязанностей.

Впервые право на получение денежных компенсаций по возмещению вреда здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС было закреплено в пункте 25 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ, введенной в действие со 2 марта 1996 г.

Названная норма Закона сама по себе только устанавливала право граждан на компенсации, а в части определения размеров возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, отсылала к законодательству Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с производством, то есть к Правилам возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 180-ФЗ).

Пункт 25 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ) допускал возможность исчисления возмещения вреда из условного месячного заработка, если период работы в зоне отчуждения составлял менее одного полного календарного месяца.

Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", введенным в действие с 15 февраля 2001 г., в названный Закон были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми пункт 25 статьи 14 изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка.

Статья 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 была дополнена частью второй следующего содержания: "В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число".

В 2004 году была изменена редакция статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1, эта норма была изложена в новой редакции вступившим в силу с 1 января 2005 г. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 8 статьи 3).

В новой редакции статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 пункт 25 отсутствует, а нормативные положения, аналогичные изложенным в приведенном выше пункте 25 статьи 14 названного Закона в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ, содержатся в пункте 15 этой же статьи.

Из содержания пункта 15 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 следует, что нетрудоспособные иждивенцы умершего инвалида имеют право после 15 февраля 2001 г. только на ежемесячную компенсацию, которая предусмотрена действующей после 15 февраля 2001 г. редакцией пункта 25 части первой статьи 14 названного Закона, а с 1 января 2005 г. на основании Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - редакцией пункта 15 статьи 14 указанного Закона, предусматривающего выплату компенсации в твердой денежной сумме.

Следовательно, размер компенсации члену семьи инвалида, умершего после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ, может быть определен только исходя из твердой денежной суммы, предусмотренной в настоящее время пунктом 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1.

В силу ст. 3 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.

Государственная политика в области социальной поддержки граждан РФ, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших в вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы, и защита их прав и интересов регулируется указанным Законом РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1.

Пунктом 1 ст. 89 СК РФ предусмотрено, что супруги обязаны материально поддерживать друг друга.

В случае отказа от такой поддержки и отсутствия соглашения между супругами об уплате алиментов право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от другого супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имеют нетрудоспособный нуждающийся супруг (абзац второй п. 2 ст. 89 СК РФ).

В п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 56 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов" разъяснено, что под нетрудоспособными совершеннолетними лицами, имеющими право на алименты (ст. 85, 89, 90, 93 - 97 СК РФ), следует понимать лиц, признанных в установленном порядке инвалидами I, II или III группы, а также лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста.

Как видно из материалов дела и установлено судом, истец Долгих Н.В. является вдовой Долгих Н.П., инвалида <данные изъяты> вследствие ЧАЭС, находилась с ним в зарегистрированном браке. Решением суда ФИО признан недееспособным. Опекуном ФИО. назначена его супруга Долгих Н.В. После смерти ФИО., его супруга Долгих Н.В. обратилась в суд заявлением об установлении факта нахождения на иждивении ФИО признании права на компенсационный выплаты и меры социальной поддержки. В удовлетворении требования Долгих Н.В. было отказано.

Таким образом, вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 29.01.2019 г. не был установлен факт нахождения Долгих Н.В. на иждивении супруга ФИО., который являлся инвалидом, признанным недееспособным и большая часть денежных средств подопечного расходовались на его содержание. Долгих Н.В. имела и имеет постоянный доход, превышающий прожиточный минимум.

Учитывая изложенное, требования закона, регулирующие спорные правоотношения, представленные истцом доказательства, Долгих Н.В. не находилась на иждивении своего супруга ФИО являющегося инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы, и не имела право ко дню смерти недееспособного супруга, находящегося под ее опекой, на получение содержания от супруга (ст.37 ГК РФ, Федеральный закон от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»), следовательно, истец не относится к лицам, предусмотренным ч.2 ст.14 Закона № 1244-1 и п.2, п.2.1 ст.7 Закона № 125-ФЗ (о чем заявлено в иске), имеющим права на получение ежемесячной компенсации, предусмотренной законом.

Доводы апелляционной жалобы о незаконности и необоснованности решения суда, истец имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации независимо от нахождения на иждивении супруга, так как истец, является нетрудоспособной вдовой, имевшей право ко дню смерти супруга получать от него содержание, независимо от факта нахождения на иждивении супруга, не заслуживают внимания, по мотивам, изложенным выше.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, поскольку повторяют правовую позицию заявителя, выраженную им в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также к переоценке исследованных доказательств, а потому не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.

Судебная коллегия считает, что, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловное основание для отмены решения суда, судом допущено не было.

Таким образом, решение является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Октябрьского районного суда г.Самара от 18 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Долгих Н.В. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи

29.01.2022[Гр.] Передача дела судье
01.03.2022[Гр.] Судебное заседание
15.03.2022[Гр.] Судебное заседание
07.04.2022[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.04.2022[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее