Дело № 21-188/2020
Судья Трихалкин С.В.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
13 мая 2020 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя административной комиссии – заместителя главы администрации Константинова Ю.Н. на решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 25 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года № 22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», в отношении Яковлевой Татьяны Витальевны,
установил:
постановлением административной комиссии администрации Московского района г. Чебоксары № 61 от 15 января 2020 года Яковлева Т.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года № 22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
Решением судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 25 февраля 2020 года постановление административной комиссии администрации Московского района г. Чебоксары № 61 от 15 января 2020 года отменено, дело возвращено в административную комиссию администрации Московского района г. Чебоксары на новое рассмотрение.
Не согласившись с решением судьи, председатель административной комиссии – заместитель главы администрации Константинов Ю.Н. подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой ставится вопрос об отмене решения судьи.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя административной комиссии Яковлева Г.М., поддержавшего жалобу, мнение Яковлевой Т.В. об оставлении решения судьи без изменения, прихожу к следующему.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Следовательно, одним из условий законности применения мер административного принуждения по факту выявленного правонарушения является соблюдение установленного законом порядка привлечения к административной ответственности.
КоАП РФ устанавливает ряд процессуальных требований, обеспечивающих гарантии защиты прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
В силу пункта 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Из приведенных выше положений КоАП РФ следует, что постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено при непосредственном участии в рассмотрении дела лица, в отношении которого оно возбуждено, а также и в его отсутствие при условии надлежащего извещения данного лица о времени и месте совершения конкретных процессуальных действий.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ вопросы о назначении времени и места рассмотрения дела, вызове лиц в судебное заседание решаются судьей (органом, должностным лицом), рассматривающим дело, на стадии подготовки к его рассмотрению.
Пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ установлено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.
Согласно представленным материалам 30 декабря 2019 года главным специалистом – экспертом сектора торговли администрации Московского района г. Чебоксары в отношении Яковлевой Т.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года № 22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике».
Названный протокол составлен в месте обнаружения административного правонарушения в районе <адрес> и с участием Яковлевой Т.В., которая дала письменные объяснения по существу вменяемого правонарушения.
Постановлением административной комиссии администрации Московского района г. Чебоксары № 61 от 15 января 2020 года, вынесенным по итогам рассмотрения протокола об административном правонарушении от 30 декабря 2019 года в отсутствие Яковлевой Т.В., последняя привлечена к админитивной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года № 22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике».
В числе доводов о незаконности названного постановления в жалобе и в суде Яковлева Т.В. последовательно утверждала о том, что о дате, времени и месте рассмотрения административной комиссией дела об административном правонарушении не извещена.
Аналогичные объяснения Яковлева Т.В. дала в вышестоящем суде, указав, что при составления протокола об административном правонарушения сведения о дате его рассмотрения в соответствующую графу не были внесены.
Рассматривая жалобу на постановление административной комиссии, исследовав представленные административной комиссией материалы, судья районного суда пришел к выводу об обоснованности доводов Яковлевой Т.В. о рассмотрении дела 15 января 2020 года в отсутствие надлежащего извещения.
Допущенные нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья районного суда признал существенными, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в пределах срока давности привлечения к административной ответственности явилось основанием для отмены постановления административной комиссии от 15 января 2020 года и возвращения дела на новое рассмотрение.
Выводы судьи районного суда основаны на исследованных материалах дела, требованиях закона, оснований не согласиться с указанными выводами судьи не имеется.
Так, в деле об административном правонарушении отсутствуют сведения о назначении председателем административной комиссии времени и места рассмотрения дела в соответствии со статьей 29.4 КоАП РФ.
Отсутствуют в представленных материалах и сведения об извещении Яковлевой Т.В. о рассмотрения административного дела 15 января 2020 года, которое произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено.
Доводы жалобы председателя административной комиссии Константинова Ю.Н. о том, Яковлева Т.В. надлежащим образом извещена, поскольку в протоколе об административном правонарушении указаны дата, время и место рассмотрения дела об административном правонарушении, не принимаются.
Действительно, в протоколе об административном правонарушении от 30 декабря 2019 года в графе «С протоколом ознакомлена, копию протокола получила» имеется подпись Яковлевой Т.В.
Вместе с тем сведения о дате, времени и месте рассмотрения дела внесены в протокол об административном правонарушении частично рукописным способом в иную нижерасположенную по тексту отдельную графу, которая не подписана Яковлевой Т.В., что с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела бесспорным доказательством, опровергающим доводы Яковлевой Т.В. о рассмотрении дела 15 января 2020 года без ее участия в отсутствие надлежащего извещения, не является.
Руководствуясь статьей 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 25 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года № 22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», в отношении Яковлевой Татьяны Витальевны оставить без изменения, жалобу председателя административной комиссии – заместителя главы администрации Константинова Ю.Н. – без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В. Голубев