Председательствующий: Зарубин А.В.
Дело № 7р-130/2019
РЕШЕНИЕ
19 сентября 2019 года г. Абакан
Верховный Суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Когай Г.А.,
при секретаре Серебряковой О.Л.
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника Гасан О.А. на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 18 июня 2019 года, которым оставлено без изменения постановление государственного инспектора г. Абакана и Алтайского района по пожарному надзору УНДПР ГУ МЧС России по Республике Хакасия № 173 от 8 мая 2019 года о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ начальника Управления коммунального хозяйства и транспорта администрации г. Абакана (далее – УКХТ администрации г. Абакана) Шевцова В.А.
Огласив жалобу, заслушав защитника Гасан О.А., поддержавшую доводы жалобы, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Хакасия
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора г. Абакана и Алтайского района по пожарному надзору УНДПР ГУ МЧС России по Республике Хакасия № 173 от 8 мая 2019 года начальник УКХТ администрации г. Абакана Шевцов В.А. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 18 июня 2019 года указанное постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда, защитник Гасан О.А. обратилась в Верховный Суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит решение суда изменить, освободить Шевцова В.А. от административной ответственности, ограничившись устным замечанием. Приводя обстоятельства дела, ссылается на то, что Шевцовым В.А. были предприняты все возможные меры по соблюдению требований пожарной безопасности на территории г. Абакана.
В судебном заседании суда второй инстанции защитник Гасан О.А., ссылалась на то, что один из участков, на которых произошло возгорание сухой травянистой растительности, передан в аренду и обязанность по соблюдению норм пожарной безопасности возложена на арендатора.
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, Верховный Суд Республики Хакасия приходит к следующему:
В соответствии с ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение требований пожарной безопасности, совершенные в условиях особого противопожарного режима, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 8.32, 11.16, ч.ч.6, 6.1, 7 ст. 20.4 КоАП РФ.
Регулирование вопросов пожарной безопасности, помимо Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", осуществляется принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, а также нормативными документами по пожарной безопасности, в частности национальными стандартами, сводами правил, содержащими требования пожарной безопасности (нормы и правила), правилами пожарной безопасности, а также стандартами, инструкциями и иными документами, содержащими требования пожарной безопасности.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 настоящего Федерального закона.
Исходя из требований указанной нормы, первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно п. 10. ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с п. 77 указанных Правил руководитель организации обеспечивает очистку объекта и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.
Выводы суда первой инстанции о несоблюдении начальником УКХТ администрации г. Абакана Шевцовым В.А. приведенных требований пожарной безопасности, подтверждены достаточной совокупностью доказательств, имеющихся в деле, исследованных в судебном заседании.
К таким доказательствам суд первой инстанции обоснованно отнес, в том числе, донесения о пожаре (л.д. 14, 24, 35) и рапорты начальников караула 1, 2 и 3 ПСЧ ФГКУ «1 отряд ФПС по Республике Хакасия» (л.д. 13, 23, 33), из которых следует, что диспетчеру 1 пожарно-спасательной части ФГКУ «1 отряд ФПС по Республике Хакасия» поступали вызовы от диспетчера ЦППС о том, что на земельных участках, расположенных в границах муниципального образования г. Абакан произошло возгорание от сухой травянистой растительности: 06.04.2019 в 15 час. 31 мин. по адресу: г. Абакан, северный склон горы Самохвал, 11.04.2019 в 14 час. 38 мин. по адресу: г. Абакан, 9-ый жилой район, перекресток ул. Кольцевая и ул. Центральная,13.04.2019 в 12 час. 12 мин. по адресу: г. Абакан, ул. Некрасова, район д. 37, протоколы об административном правонарушении от 06.05.2019 (л.д. 20-21, 30-32, 43-44), из которых следует, что возгорание на указанных участках произошло вследствие того, что они не были очищены от сухой травянистой растительности в нарушение ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. ст. 37, 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п. 77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации.
Таким образом, сомнений в нарушении требований правил пожарной безопасности не имеется, поскольку в соответствии с приведенными выше нормами права администрация г. Абакана обязана соблюдать требования пожарной безопасности на территории городского округа, производить очистку прилегающей территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, от мусора, тары и сухой растительности.
В соответствии с положениями статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Шевцов В.А. является начальником УКХТ администрации г. Абакана на основании распоряжения о назначении на должность № 9р от 15.01.2014.
Проанализировав приведенные доказательства в совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, с учетом Постановления Администрации г. Абакана от 21.03.2019 № 408 «Об установлении особого противопожарного режима на территории г. Абакана с 23.03.2019», суд первой инстанции мотивировал свои выводы о том, что у административного органа имелись достаточные доказательства, подтверждающие вину Шевцова В.А. в ненадлежащем выполнении служебных обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима.
Довод стороны защиты в судебном заседании суда второй инстанции о том, что участок на северном склоне горы Самохвал передан в аренду, правового значения не имеет, поскольку в силу приведенных выше положений закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут, в том числе собственники имущества. Довод стороны защиты в судебном заседании суда второй инстанции о том, что должностным лицом были приняты исчерпывающие меры, направленные на обеспечение пожарной безопасности опровергается материалами дела. Сами по себе зафиксированные возгорания сухой травянистой растительности свидетельствуют о недостаточности принятых мер и ненадлежащем исполнении обязанностей по соблюдению мер пожарной безопасности.
В то же время суд второй инстанции усматривает основания для изменения решения суда.
В силу требований ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
В данном случае из материалов дела следует, что Шевцов В.А. привлечен к административной ответственности за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности, установленных ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. ст. 37, 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п. 77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, в условиях особого противопожарного режима, что привело к возгораниям сухой растительности в период с 6 апреля по 13 апреля 2019 года. Согласно материалам дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.20.4 КоАП РФ № 7р-131, постановлением государственного инспектора г. Абакана и Алтайского района по пожарному надзору УНДПР ГУ МЧС России по Республике Хакасия № 181 от 25 апреля 2019 года Шевцов В.А. привлечен к ответственности за это же деяние, совершенное путем бездействия в этот же период времени в апреле 2019 года и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 15000 рублей.
Таким образом, объективная сторона деяния по данному делу об административном правонарушении и по делу об административном правонарушении № 7р-131 выражалась в ненадлежащем исполнении служебных обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности и время, способ совершения деяния были идентичны, представляли собой продолжаемое бездействие. Наступившие последствия значения для правовой оценки деяния не имеют, т.к. не входят в объективную сторону данного правонарушения.
Поскольку согласно требованиям ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение, суд второй инстанции полагает необходимым постановление государственного инспектора г. Абакана и Алтайского района по пожарному надзору УНДПР ГУ МЧС России по Республике Хакасия № 173 от 8 мая 2019 года изменить, исключив из него указание о назначении административного штрафа, объединить указанные дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст.20.4 КоАП РФ в отношении Шевцова В.А. в одно производство и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей, что будет отвечать принципам соразмерности и справедливости назначенного наказания.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 18 июня 2019 года по настоящему делу об административном правонарушении в отношении начальника Управления коммунального хозяйства и транспорта администрации г. Абакана Шевцова В.А. изменить.
Исключить из постановления государственного инспектора г. Абакана и Алтайского района по пожарному надзору УНДПР ГУ МЧС России по Республике Хакасия № 173 от 8 мая 2019 года указание о назначении административного наказания.
Объединить в одно производство дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении Шевцова В.А. и назначить ему наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.20.4 КоАП РФ, описанного в постановлениях государственного инспектора г. Абакана и Алтайского района по пожарному надзору УНДПР ГУ МЧС России по Республике Хакасия № 173 от 8 мая 2019 года и № 181 от 25 апреля 2019 года в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Судья Верховного Суда
Республики Хакасия Г.А. Когай